> Война и вера: православная миссия в годы ВОВ - Аргументы Недели. Балтия

//Общество 13+

Война и вера: православная миссия в годы ВОВ

8 мая 2021, 16:07 [«Аргументы Недели. Балтия», Татьяна Тимука ]

В канун Дня Победы невозможно не вспомнить подвиг священнослужителей, которые в страшные годы войны несли свой Крест на оккупированных территориях: служили, поддерживали и спасали. Что мы помним о православной миссии в годы Великой Отечественной Войны?

Несколько дней назад я посмотрела фильм «Поп», где роль священнослужителя сыграл великолепный Сергей Маковецкий.

Июнь 1941 года. В маленьком селе на границе с Латвией живет настоятель прихода, отец Александр. Живет и служит. Но еще не знает, что через два дня в село войдут немцы и жизнь изменится навсегда.

Интересно, что некоторые рецензии на этот фильм, на мой взгляд, просто чудовищны: мол, в картине преобладают банальности и даже абсурд. Например, он крестит еврейку Хаву в православную веру… И что тут удивительного? Или православная вера для таких «комментаторов» - грех? А есть и такое мнение: православные миссионеры предали и страну, и церковь, так, как служили при нацистах и «стучали» им.

История, например, Псковской православной миссии остается до сих пор загадочной страницей ВОВ. И только в последние годы начинает развеиваться дым клеветы…

Протоиерей Николай, Литва: «Сегодня уже доступны многие документы о православной миссии в Прибалтике и Псковской земли. С одной стороны, православные священники, которые служили в православных приходах Прибалтики, вынуждены были в своих проповедях призывать народ к смирению, а с другой стороны, те же священники прятали у себя партизан, евреев, буквально выкупали детей из концлагерей, принимали в свои семье сирот, беженцев. Только в 1943 году были отпущены и отданы в православные семьи десятки детей из страшного лагеря Саласпилс. Священники православной миссии поддерживали советских военнопленных, которые находились в концлагерях и даже проводили в них церковные службы. Это тихий подвиг православных священников».

Сегодня православную миссию в годы ВОВ называют «Вторым крещением Руси». Возможно, те «мудрые комментаторы», которые облили помоями фильм «Поп» не знают, что такое лагерь Саласпилс, не знают, что творили там нацисты с детьми… И каждая спасенная жизнь ребенка – подвиг! Человеческий подвиг!

Для священника Александра (фильм «Поп») с приходом немцев начинается главная миссия – спасение людей. Спасение детей из лагеря Саласпилс. Батюшка не считал, что он совершает подвиг… Он жил, служил, спасал. А для меня ПОП – герой, который вернул людям веру, обогрел их своей любовью и милосердием.

Кстати, прототипом священника Александра послужил участник Псковской миссии Алексей Ионов, который служил в Латвийской православной церкви, и который родился в Даугавпилсе.

Вот как сам отец Алексей описывал встречу миссии жителями: «Псковичи крестятся, вытирают слезы на глазах. Сон-не сон. Боятся поверить, что это наяву. Только что бежали красные. По пути отступления ими сожжены все продовольственные базы. Немцы добирают последние. Но не привыкать русскому человеку к разорению. Судьба никогда не баловала его. Кое-как перебивается он и сейчас».

Еще момент из воспоминаний отца Алексея о советских военнопленных: «Все, что мы могли с помощью населения сделать – сварить для этих несчастных дважды в неделю мало-мальки приличный обед, состоявший, конечно, из одного блюда. Но и это было много: смертность в лагере заметно уменьшилась».

Так о чем же фильм «Поп»?

Для меня, конечно, о милосердии, любви, подвиге!

Танкист Владимир Ерошенко: «Освобождая концлагерь, я видел печи, в которых сжигали людей…»



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте