Центр управления регионом (ЦУР) создан в Нижегородской области в апреле 2020 года по поручению президента РФ Владимира Путина совместно с федеральным партнером – АНО «Диалог». Основная задача Центра управления регионом простая и сложная одновременно: обеспечить прямую и эффективную коммуникацию между жителями и властью с целью решения проблемных вопросов и предотвращения их в будущем. Подробнее о деятельности ЦУР можно узнать в группе в соцсети «ВКонтакте». Спустя год с небольшим вполне можно подвести первые итоги работы ЦУР.
Сразу отметим, что к деятельности ЦУР не раз и не два обращался губернатор Нижегородской области Глеб Никитин. Регион стал одним из первых в стране, кто смог организовать работу такого центра. Неслучайно, что ЦУР обработал 12,7 млн обращений нижегородцев в апреле–августе 2020 года.
– ЦУР был запущен в самый пик пандемии коронавируса – именно тогда, когда был необходим больше всего. Жителям как никогда были нужны срочные ответы на многие вопросы. Сейчас уже можно говорить о том, что тема коронавируса в соцсетях перестала быть самой острой, на повестке дня более традиционные вопросы: ремонт дорог, вывоз мусора, благоустройство, ЖКХ. Но качество оказания конкретной помощи не должно быть снижено, – отметил глава региона, комментируя работу ЦУР.
Большая вода больше не помеха
В марте–апреле 2021 года центр отработал наиболее актуальные обращения. В частности, более 200 обращений о подтоплении территорий поступило в ЦУР Нижегородской области с начала апреля. Проблемные адреса берутся на особый контроль, по ним начинается работа по линиям муниципалитетов. Главы МСУ как никто другой заинтересованы в наиболее быстром получении оперативной информации от жителей. ЦУР такую возможность предоставляет всегда.
«Половина обращений о подтоплениях поступила от жителей Нижнего Новгорода. Наша задача – максимально оперативно уведомить ответственные органы о ситуации и проконтролировать решение проблемы. По всем поступающим адресам производится откачка воды, проблемные территории берутся на особый контроль», – подчеркнул руководитель ЦУР Нижегородской области Алексей Ушаков.
Именно после обращения в ЦУР была произведена откачка воды у социально значимого объекта: школы № 161 в Автозаводском районе Нижнего Новгорода. В Балахне, на улице Рязанова, местные жители пожаловались на то, что вода начала затапливать территорию детского сада. В селе Вад, на улице Подводника Горбунова, талая вода затопила подвалы жилых домов. После обращений жителей в соцсетях по всем данным адресам проблему оперативно удалось решить.
Тем не менее в некоторых районах областного центра, по данным на 24 апреля, обстановка с затоплением территорий оставалась непростой.
В администрации Канавинского района сообщили, что у домов № 56 и 58 на Гордеевской улице, у дома № 20 на улице Обухова, у дома № 14а на Тонкинской улице, у дома № 28 на улице Пархоменко 23–25 апреля проходит откачка воды. Кроме того, воду откачивают на улицах Горочной и Ухтомского.
Аналогичная ситуация в апреле сложилась на ряде территорий Сормовского и Московского районов областного центра, а также в Арзамасском, Гагинском, Уренском и ряде других районов области. Везде ЦУР первым получал обращения граждан и оперативно передавал их в нужные инстанции.
Качество питания проверили
Еще один сигнал не так давно поступил в ЦУР по поводу питания нижегородских школьников. Сразу отметим, что такие обращения, увы, не редкость. Все они оперативно передаются профильным ведомствам с целью организации проверки конкретного образовательного учреждения.
В двух школах Нижегородской области в апреле проверили качество питания учеников после жалоб родителей в соцсетях. Сообщения зафиксировал Центр управления регионом.
В частности, родители учеников школы № 1 в Павлове и гимназии № 184 в Нижнем Новгороде пожаловались на качество обедов, прикрепив к обращению фотографии еды.
ЦУР сразу же подключил к решению проблемы местные администрации. В павловской школе прошла внутренняя проверка, в том числе инициирован родительский контроль питания. Очередная контрольная проверка намечена на начало апреля.
Администрация гимназии № 184 Нижнего Новгорода по факту обращения направила претензию в Единый центр муниципального заказа (ЕЦМЗ) о качестве поставляемой продукции и необходимости дополнительной ее проверки на базе.
Глава города Юрий Шалабаев также отреагировал немедленно: по его поручению внеплановые проверки питания прошли в ряде школ областного центра.
– Качество питания школьников – предмет особого внимания. Система родительского контроля помогает оперативно выявлять и реагировать на нарушения. Отмечу, что с начала 2020 года Центр управления регионом выявил в соцсетях около 150 жалоб по теме школьного питания. Все сигналы родителей проверены, нарушения устранены, – сообщил Алексей Ушаков.
Поменяли школу
Также нижегородцы добились прикрепления к другой школе после обращения в соцсетях. Данные жалобы зафиксировал Центр управления регионом.
Жители трех домов в микрорайоне «Цветы» в Нижнем Новгороде добились прикрепления к другой школе их детей после обращения в Instagram-аккаунт губернатора Нижегородской области Глеба Никитина. Сообщения поступили от жителей домов № 13, 13 корпус 1, 13 корпус 2 по Цветочной улице.
Родители пожаловались, что их дети прикреплены к школе № 135, которая находится в двух километрах от дома. При этом 1 сентября 2020 года в непосредственной близости к домам открылась новая школа № 131. ЦУР Нижегородской области передал сообщение в городскую администрацию для решения проблемы.
«В данном случае речь шла о безопасности детей. Родители неоднократно жаловались на то, что школьникам приходится идти пешком несколько километров по Анкудиновскому шоссе. Система мониторинга позволила нам оперативно выявить проблему, вмешаться и решить ее в интересах жителей», – отметил Алексей Ушаков.
– Департамент образования провел подробный анализ демографической ситуации в жилом комплексе «Цветы», по итогам которого я принял решение о закреплении МБОУ «Школа № 131» за домами № 13, 13 корпус 1, 13 корпус 2 по Цветочной улице. В настоящее время департамент готовит проект постановления, чтобы внести изменения в список территорий, закрепленных за муниципальными образовательными организациями», – заявил глава Нижнего Новгорода Юрий Шалабаев.
Семинары для чиновников
ЦУР не только помогает, но и обучает. В марте 2021 года Центр управления регионом запустил долгосрочный цикл обучающих семинаров для органов исполнительной власти и местного самоуправления. Цель обучения самая что ни на есть актуальная: повысить качество общения с жителями региона с помощью интернет-сервисов. Не секрет, что многие чиновники либо совсем не умеют пользоваться такими сервисами, либо качество их использования оставляет желать лучшего. А ведь от этого навыка нередко зависит оперативность в решении той или иной проблемы, сигнал о которой поступил от граждан по соцсетям.
Обучение прошло в рамках решения задачи, поставленной перед органами власти губернатором Глебом Никитиным.
– Способы коммуникации между властью и жителями становятся проще и доступнее. Сейчас каждый нижегородец может выбрать подходящий цифровой сервис для отправки своего обращения в органы власти – соцсети, региональный портал «Вам решать», платформу «Госуслуги. Решаем вместе». Важно повысить уровень качества ответов. Людям нужно оказывать реальную помощь, решать проблемы, не может быть никаких отписок, – подчеркнул глава региона.
В ближайшее время в регионе появится система оценки работы с «обратной связью». Эффективность будет оцениваться еженедельно по нескольким критериям: скорость ответа и его качество. Персональную ответственность за эти показатели будут нести руководители органов исполнительной власти и местного самоуправления. Нижегородская область и в этом качестве станет одним из лидеров страны.
Посетивший в конце апреля регион с рабочим визитом заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Чернышенко отмечал важность развития цифровой экономики. Он, в частности, похвалил регион за внедрение современных интернет-сервисов, призванных решать проблемы населения максимально оперативно.
Вот и приходится констатировать, что сейчас всем чиновникам волей-неволей придется перестраивать свою работу. Собственно, такая перестройка началась еще в 2020 году, а сейчас она пойдет еще быстрее.
– В эпоху соцсетей, когда информация распространяется моментально, мы уже просто не имеем права работать по устаревшим стандартам. Поэтому обучающие семинары должны стать регулярными. Специалисты, которые обеспечивают обратную связь с гражданами в интернете, должны постоянно развивать свои компетенции. Еще одна важная задача – принятие управленческих решений на основе обращений жителей, для того чтобы проблемы не повторялись в дальнейшем, – резюмирует Алексей Ушаков.