Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели Нижний Новгород → Общество № 17(761) 5–12 мая 2021 г. 13+

Карстовые провалы – проблема не только для нижегородцев

, 18:00

Карстовые провалы – проблема не только для нижегородцев

Главное управление МЧС по региону 24 апреля сообщило о провале грунта в селе Караулово Кстовского района. Поврежденными оказались два дома, один из которых – жилой. К счастью, его обитатели, два человека, не пострадали.

Такие сообщения в региональных средствах массовой информации, к сожалению, появляются нередко. «Данная проблема была еще летом прошлого года. Информации о том, что это именно карстовый провал, у нас нет. Причину произошедшего установят профильные службы», – сообщили в ГУ МЧС Нижегородской области. Но, полагаем, жильцам поврежденного дома от этого не легче.

 

Земля, уходящая из-под рельсов

Можно привести еще немало примеров подобных происшествий. В частности, в феврале текущего года земля обвалилась у забора дачного домика, расположенного в деревне Бабасово Павловского района. По данным МЧС, это уже точно карстовый провал. А год назад воронка глубиной в девятиэтажный дом образовалась на лесной тропинке, ведущей из села Саблуково в Арзамасском районе в село Майское Вадского района. Происшествие случилось ночью, обошлось без пострадавших. Без жертв и разрушений произошли и два провала в селе Березники Гагинского района: земля просела между жилыми домами.

А вот ЧП в Арзамасском районе, имевшее место под новый, 2021 год, могло закончиться большой бедой. Карст, как заправский диверсант, разрушил верхнее строение пути железной дороги на перегоне Арзамас – Пешелань.

– Опытный машинист был внимателен и, несмотря на темное время суток, заметил повреждение, – рассказали «АН. Волга» в управлении Горьковской железной дороги. – Он оперативно применил экстренное торможение, предотвратив тем самым сход (с рельсов. – «АН. Волга») грузового подвижного состава (товарных вагонов. – «АН. Волга»), сошел с пути одной колесной парой первой тележки только локомотив, не получивший при этом повреждений. Машинист также не был травмирован. Уже через два часа тепловоз вернули на рельсы, к утру завершился ремонт пути. Происшествие вызвало четырехчасовую задержку движения пассажирского поезда Москва – Первомайск, но его пассажирам предоставили автобусы, которые и отвезли всех на станцию назначения.

Профессионал против случайности, способной вызвать аварию, – известная кризисная ситуация, на сей раз разрешившаяся благоприятно. Но всегда ли нижегородцам будет так везти?

 

Возможность предвидеть

Карстовый провал – естественное геологическое явление, – поясняет кандидат географических наук Маргарита Белых. – С точки зрения физики процесса схема образования провала проста. Грунтовые воды в течение времени размывают непрочную породу, такую как известняк или гипс, каковых у нас в регионе очень много, есть даже карьеры по их добыче. Эти породы залегают на глубине от пяти до семидесяти метров. В итоге в теле породы возникают пустоты. Затем под массой верхнего, покровного слоя грунта и того, что на нем расположена, например построек, происходит провал. Обычно он имеет форму воронки, как метеоритный кратер. Но вот в Арзамасском районе случаются и линейные. Линейный провал 5 × 20 метров как раз и случился в прошлом декабре под железной дорогой. Кстати, провал может начать расти, расширяться. Я всегда это повторяю: не надо лезть на край ямы с целью сделать эффектный снимок, в любой момент не исключено обрушение ее стенки. Слава богу, сейчас полиция быстро приезжает на место и отгоняет любителей селфи, а те еще обижаются, не понимая, что их избавляют от возможных крупных неприятностей.

Можно ли прогнозировать появление «дыр в земле», или такого рода явления непредсказуемы?

Безусловно, можно и нужно, – считает Маргарита Белых. – Существуют карты карстологического районирования, у нас в регионе достаточно подробный план есть для Дзержинска, его более ста лет составляют, с 1915 года. Аэро- и космическая съемки также приносят массу нужной информации, потому что в большинстве случаев перед катастрофой происходит сдвиг поверхностного слоя почвы в сторону эпицентра будущей воронки, это можно определить при сравнительном анализе снимков, сделанных через определенные промежутки времени, соответствующее программное обеспечение уже существует. Далее на потенциально опасных участках устанавливается сейсмологическое оборудование, фиксирующее незаметные человеку толчки, вызванные подвижками грунта. Такие приборы относительно недороги. Но тут есть психологическая проблема. В июле 1992 года под землю ушел девятнадцатый цех «Дзержинскхиммаша», специалисты научно-производственного центра «Карст» предупреждали о высокой степени риска еще в январе, но ничего сделано не было. Хорошо что был обеденный перерыв, а провал развивался относительно медленно, люди не пострадали. Но значительная часть, свыше 70%, оборудования, дорогостоящего и уникального, оказалась утраченной.

 

Если вы проваливаетесь

Итак, предвидеть провал, по крайней мере под объектами недвижимости и инфраструктуры, можно. Нужны соответствующие датчики. Можно, оказывается, также с воздуха и из космоса заранее определить угрожаемые участки, чтобы не начинать на них капитальное строительство и не размещать опасные производства. Затратное, конечно, дело, но, как пишут на надстройках танкеров, Safety first – безопасность главное. А вот что делать, если комната или автомобиль с человеком внутри начинает незапланированное «путешествие к центру Земли»?

– Рекомендации для данного вида чрезвычайной ситуации не разработаны, все методики касаются профилактики таких ЧС и ликвидации их последствий, – сообщил «АН. Волга» спасатель с 30-летним стажем, подполковник внутренней службы Виктор Шепелев. – Однако из опыта пребывания на таких вызовах могу сказать: как правило, провалу предшествуют достаточно сильные толчки, здание содрогается. В 2013 году в Бутурлинском районе такие толчки разбудили супружескую пару, жившую в частном одноэтажном доме. Мужчина и женщина успели выскочить на улицу, а здание ушло под землю вместе со всем имуществом и с тремя рядом расположенными нежилыми строениями. Но люди остались живы, это главное. В целом же нужно вести себя как при землетрясении. Ощутив колебания здания, увидев качание люстр и штор, падение предметов, не поддавайтесь панике. Быстро, но спокойно выйдите из здания, взяв документы и деньги. Оказавшись на улице, не стойте вблизи здания, а отойдите на открытое пространство. Но уж если дом начал проваливаться внезапно, заберитесь под стол, он защитит от обломков строительных конструкций, сядьте, охватите голову руками, и ждите помощи.

 

Нам с этим жить

Карстовые провалы случаются не только в нашем регионе. Они нередки в Удмуртии, Башкортостане, Московской области, Санкт-Петербурге.

– Но у нас закарстованность отдельных территорий выше, чем в других регионах, – считает Маргарита Белых. – Тот же Шатковский район закарстован на 85%, это высокий показатель, и провалы на полях там – явление почти обыденное. Спасает от больших неприятностей только отсутствие крупных промышленных объектов. Знаменитое озеро Светлояр – карстовое. Природный памятник Ичалковский бор в Перевозском районе – карсты частые, до 50 на квадратный километр. Полрегиона закарстовано. Но бороться можно. В принципе небольшой провал, остановившийся на начальной стадии, можно затампонировать специальными быстро твердеющими растворами, иногда это предотвращает развитие воронки. Современная техника, в частности дистанционно управляемые мобильные телекамеры, позволяет провести обследование пустотного пространства, рассчитать объем смеси, контролировать заполнение полости. А вообще процессу карстообразования миллионы лет, он шел, идет и продолжит идти. Нужно просто научиться лучше прогнозировать потенциальные риски, поскольку сегодняшние технологии способны предотвратить катастрофическое развитие событий.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram