В последние 3–4 года резко сократилось федеральное финансирование всевозможных праздников и памятных дат в провинции. В сытые нулевые годы Москва раздавала миллиарды налево и направо, а сегодня ей не до народной радости. Для власти исчезли стимулы производить на регионы впечатление.
Понятно, что деньги нынче другие. Покупательная способность нынешнего рубля составляет максимум треть от уровня начала 2014 года. Но главные причины оскудения дающей руки Москвы не в экономии и рентабельности. Вертикаль власти настолько усилилась, что регионы перестали быть равноправной стороной в переговорах с центром. Неприкасаемых ранее губернаторов сажают как картошку, а разорительные для областных бюджетов майские указы спускаются в провинцию без оглядки на чьё-то недовольство. Центру сейчас просто нечего выторговывать.
Не исключено, что у федеральной щедрости была и обратная сторона. На освоении юбилейных денег неизбежны злоупотребления. А значит, губернаторы быстро повисли на крюках Кремля – практически на каждого можно в любой момент сшить дело. Да и прикармливание провинциальных элит меняло нейронные связи в их головах: ведь получается, необязательно умолять прийти в регион крупных инвесторов, которые могли бы впоследствии создать противовес губернаторской власти. Налоги от их предприятий когда ещё наполнят областную казну. А можно сгонять в Москву, сходить на охоту с вице-премьером – и завтра же получить дотации, субсидии или субвенции.
Главный страх федеральной власти в начале нулевых был связан со свежими воспоминаниями о губернаторской фронде в Совете Федерации. Но сегодня никаких тяжеловесов в провинции не осталось.
Подробнее читайте в свежем номере «Аргументов недели».