К воздушной части Парада Победы всё готово. Экипажи, техника, маршруты. Казалось бы, мероприятие проходит над Красной площадью каждый год, и всё равно репетиции, тренировки, согласования. Без этого никак – вводятся в строй новые лётчики, для которых участие в пролёте над столицей в составе «колбасы» из 76 совершенно разных по техническим характеристикам летательных аппаратов – дело новое: кто-то не удержит своё место в строю, особенно в начале колонны, и «размотает» по цепочке всю «колбасу» в геометрической прогрессии. Корреспондент «Аргументов недели» побывал на кухне, где готовится деликатес к 9 Мая.
В бой идут одни «старики»
В апреле-мае в небе традиционно возникает болтанка, солнце разогревает земную поверхность, и лётчикам приходится постоянно корректировать положение летательных аппаратов, чтобы удержать плотный строй.
Задача ведущего группы – плавненько вывести её в точно назначенное время в точку сбора, а дальше считать секунды и километры до пролёта над Красной площадью. А ведомых – удержаться за своим ведущим, что при порывах ветра совсем непросто.
Впервые воздушную часть Парада возглавят сразу три сверхтяжёлых вертолёта Ми-26. Ведущий должен пилотировать «экономно». Вот как это объясняет командир отряда и открывающего воздушную часть Парада Ми‑26 майор Игорь Чигаев:
– Важно не только точно выдержать время выхода на площадь. Любые движения должны быть очень скупыми, чтобы ведомые не боялись идти в плотном строю. Любая эволюция моего вертолёта видна и правому, и левому ведомому. Мне нужно держать строй ровно независимо от того, есть ветер или нет, есть ли солнце, которое очень влияет на разогрев воздушных масс и порывы ветра, внезапные восходящие и нисходящие потоки воздуха.
– Болтанка, как сегодня?
– Ну да. А красоту на Красной площади, что внизу происходит, я не вижу. От приборов нельзя оторваться ни на секунду. Практически весь полёт осуществляется по приборам, они фиксируют мельчайшие изменения параметров.
Как влияет бурлящий коктейль воздушных масс на летательные аппараты, удалось прочувствовать на себе, на борту правого ведомого Ми-8АМТШ, второй группы из пяти вертолётов во время репетиции Парада над полигоном Алабино. Когда в открытой двери и иллюминаторе на невидимых воздушных «буграх» отчётливо видно, как на скорости 200–220 км/ч машину подбрасывает относительно ведущего и левых ведомых.
Ми-28 «Беркутов»
Три Ми-26 готовятся возглавить колонну
Лётчикам, участвующим в таких мероприятиях, надо иметь железные нервы, идеальные координацию движений и вестибулярный аппарат – чувствовать и видеть, как рядом с твоей кабиной слева молотят лопасти несущего винта ведущего, а справа – крайне правого ведомого, поверьте, неуютно. У экипажей должна быть абсолютная уверенность в своих силах, в технике и профессионализме сослуживцев по лётному делу. Немного позже, когда удалось поговорить с лётчиками из состава пилотажной группы «Беркуты», уже от них узнал, что есть лётчики, которые не в состоянии летать на высший пилотаж в плотной группе. У них могут быть прекрасная техника пилотирования, способность летать парой, выполнить любое боевое задание, умение «стричь» верхушки кустов на предельно малой высоте – но красивый полёт в плотном строю из пяти-шести, например, Ми-28 с элементами группового пилотажа их откровенно пугает.
За тройкой Ми-26 с интервалом 10 секунд следует клин из пяти Ми-8, следом – такой же клин ударных Ми-35, за ними пятёрка Ка-52, и замыкают всё великолепие вертолёты Ми-28 группы «Беркуты». 23 вертолёта разных типов на высоте не выше 300 метров в одном строю. А дальше, и вот этот фокус мне безнадёжно пытались объяснить штурманы, практически сразу, секунда в секунду, над парадным строем участников репетиции Парада появляются тяжёлые самолёты военно-транспортной авиации ВКС России Ил-76. Но их скорость уже не 200, а 500–550 км/ч. Для «Илюши» 200 км/ ч – это минимальная скорость приземления. А у сверхзвуковых ракетоносцев Ту-160 она вообще под 300 км/ч. Строй самолётов идёт на 200 метров выше вертолётчиков. Но с земли полное впечатление пролёта единой колонны! Фантастика...
Справка «АН»
Сейчас группа летает на шести ударных вертолётах Ми-28Н «Ночной охотник» и разведывательно-ударном вертолёте Ка‑52 «Аллигатор». Эскадрилья была основана 12 апреля 1989 года в составе 344-го Центра боевого применения и переучивания лётного состава армейской авиации в городе Торжке.
Но только 11 апреля 1992 года группа выполнила первые демонстрационные полёты на аэродроме Кубинка, на авиационно-спортивном празднике в честь Дня космонавтики. Этот день считается официальным днём рождения группы.Заслуженный военный лётчик РФ, лётчик-снайпер Дмитрий Миняйло
Хищные птицы прилетели из Торжка
В самом деле, почему «Беркуты»? Пилотажная группа на лёгких истребителях МиГ-29 игриво называется «Стрижи». Быстрые и вёрткие птицы, гроза насекомых. От «Русских витязей» на тяжёлых истребителях Су‑30СМ и Су-35 веет основательностью и мощью. Можно предположить, что всё дело в том, что группа с момента основания и вплоть до 2012 года летала на ударных вертолётах Ми-24, по классификации НАТО «Лань», а у нас, неофициально, «Крокодил». Согласитесь, пилотажная группа «Крокодилы» звучит как-то странно. А ударные вертолёты выглядят настоящими летающими хищниками, причём современные Ми-28 по этому показателю продвинулись ещё дальше.
Командир пилотажной группы «Беркуты» полковник, заслуженный военный летчик РФ, лётчик-снайпер Андрей Попов говорил: вертолёт – это трёхмерная свобода. Но чтобы её почувствовать, надо сначала научиться летать. На вертолётах даже техника выполнения правого виража отличается от левого – влияние вращения несущего винта.
Раньше для Ми-28 не было учебной парты – «спарки», вертолёта с двойным управлением. Теперь есть, у «Беркутов» появилась возможность готовить новых членов пилотажной группы на той технике, на которой новичкам предстоит летать. «Беркуты» в отличие от «Стрижей» и «Русских витязей» – группа нештатная. Своих собственных вертолётов у группы нет.
Все «Беркуты» имеют основные служебные должности. Инструкторы занимаются обучением лётчиков, отрабатывают на полигонах тактику боевого применения, исследуют, изучают новую технику, летают, стреляют... Как с юмором отметил участник группы подполковник, заслуженный военный лётчик РФ, лётчик-снайпер Дмитрий Миняйло: «Наши «беркутинские» полёты – это хобби». Проще говоря, энтузиазм участников и поддержка командования. Соответственно, никакой коммерции, чем активно занимаются зарубежные коллеги-пилотажники. Зато на различных авиашоу, салонах, праздниках «Беркуты» порой демонстрируют элементы боевой подготовки, вплоть до воздушного боя на встречных курсах. А уровень лётчиков такой, что на отработку и разучивание нового элемента у них уходит всего две-три недели. Асы! Сейчас это, пожалуй, единственная группа в мире, демонстрирующая высший пилотаж на боевых вертолётах. Надо сказать, часто даже не на своих.
Допустим, приглашают «Беркутов» на Дальний Восток, они собирают вещички, берут ЗШ (защитный шлем) – и на самолёт. Не гнать же вертушки из Торжка через всю страну, дорого, да и сколько промежуточных посадок придётся делать? На месте, в обычной воинской части, получают обычные строевые вертолёты. Облётывают, выясняют, какая машина поприёмистей, помощнее, и отдают ведомым. Им, чтобы удержаться за ведущим, не вывалиться при выполнении элементов группового пилотажа, нужна скорость. Не секрет, что внешне похожие друг на друга как две капли воды однотипные и серийные летательные аппараты, самолёты в том числе, обладают индивидуальностью. На уровне нюансов, конечно. Очень многое зависит от ресурса и регулировки двигателей. Своих птичек лётчики любят. Уважительно говорят и о Ми-28, и о Ка-52 «Аллигатор». Правда, не ожидал от лучших из лучших услышать такие слова: «И тот и другой вертолёт могут сделать значительно больше, чем лётчик. Ты испугаешься значительно раньше, чем достигнешь предела».
Смотришь на экипажи вертолётчиков – все взрослые, матёрые, такие основательные, что ли. А секретов мастерства у них накоплено море. К примеру, для встречного пилотажа надо подбирать лётчиков с примерно одинаковым темпераментом, иначе всё пойдёт вразнобой.
Коллеги задали асам из Торжка каверзный вопрос: «Как вы относитесь к женщинам в экипаже, в пилотской кабине?» А я добавил: «В Краснодаре вовсю готовят девушек лётчиков для ВКС. Взяли бы себе в группу?»
– Не женское это дело! Представьте себе, вот мы её учили-учили, учили-учили, подготовили, ввели в строй, в программу – а она раз, и вышла замуж, забеременела. Всё, три года долой. Вернётся боевой единицей? Сомнительно, придётся начинать всё сначала. Или девушка должна отказаться от всего, от нормальной личной жизни, семьи, детей и жить, как мы. Это жестоко. Из кабины постоянно вылезаешь с мокрой спиной.
Для тех, кто не попадёт на Красную площадь
Воздушная часть Парада по большому счёту находится в открытом доступе. Самолёты начинают собираться за границей Москвы, в районе Химок, а вертолёты вообще всей группой летят в парадном строю из Клина. Поэтому колонны из 53 самолётов и 23 вертолётов будут хорошо видны на северо-западе столицы. Естественно, из-за разницы скоростей самолётов и вертолётов на уровне МКАД разрыв между колоннами будет достаточно большой, но по мере приближения к Красной площади он сократится до минимума. Ловите авиацию в свои фотовидеогаджеты от 10:45 до 10:55 на Ленинградском проспекте, 1-й Тверской-Ямской, Тверской. Далее – Красная площадь и роспуск колонн по домам. Дальняя авиация отправится в Саратовскую область, на авиабазу Энгельс, «Русские витязи» и «Стрижи» – в Кубинку, «Беркуты» – в Торжок, самолёты ВТА Ил-76 – на аэродром Иваново-Северный. С военно-транспортными Ил‑76 вообще приключилась история – тренировались лететь 9 Мая из Твери (Мигалово), но по метеопрогнозу пришлось перебазироваться в Иваново.
Москвичам и гостям столицы желаем удачи в ловле хороших кадров!
30 лет – уже история!
15 мая на аэродроме Кубинка состоится авиационно-музыкальный праздник в честь 30-летия самых знаменитых российских авиационных групп высшего пилотажа – «Русских витязей» и «Стрижей». Но сначала Парад Победы на Красной пощади (а точнее, над ней), а потом – «семейные торжества». «Витязей» и «Стрижей» знают буквально во всём мире! Индивидуальный пилотаж восхищает, но групповой – нечто за гранью реальности. Чего только стоит кУбинский (не кубИнский) бриллиант – 5 «Сухих» и 4 МиГа образуют чёткий ромб. И этот «ромб», как один самолёт, выполняет фигуры высшего пилотажа. Он будет над Москвой 9 Мая, но строгий парадный строй не предполагает воздушной акробатики. Что будет 15 мая – остаётся только догадываться, однозначно воздушная феерия.
«Днём рождения» группы высшего пилотажа «Стрижи» считается 6 мая 1991 года, когда она впервые выступила на авиационном показе под этим именем.
Но на самом деле история более давняя. 234-й Гвардейский истребительный авиационный полк был лидерным в советских ВВС, который приступил к переучиванию и освоению истребителя 4‑го поколения МиГ-29 в 1983 году. А уже через год «ромб» из 4 МиГ-29 продемонстрировал групповой высший пилотаж. Потом была шестёрка истребителей, они устроили сенсацию во время визита группы из шести МиГ-29 на финскую авиабазу Риссала. Тогда впервые за границей были показаны советские боевые самолёты 4-го поколения. А 6 мая 1991 года – официальный день рождения группы, когда они стали «Стрижами». В 1993 году авиационная пилотажная группа «Стрижи» была удостоена звания «Лучшая пилотажная группа мира». Трудно поспорить!
«Русские витязи» – буквально ровесники «Стрижей», официально всего на день старше. В реальности значительно моложе. Формирование авиационной группы высшего пилотажа на базе 1-й авиационной эскадрильи Центра показа авиационной техники на аэродроме Кубинка (Московская область) началось в мае 1989 года, когда на вооружение поступили тяжёлые истребители Су-27. Они действительно тяжёлые: максимальная взлётная масса – 33 тонны. Почти воздушный лайнер. Но лётчики справились, и теперь восхитительный групповой и одиночный пилотаж витязей на «Сухих» часто является главной приманкой для публики на разнообразных авиашоу.
В начале 1991 г. был окончательно сформирован состав пилотажной группы из шести самолётов, а 5 апреля того же года пилотажная группа получила название «Русские витязи».
Сегодня они сменили Су-27 на Су‑30СМ и Су-35С – более мощные двигатели и управляемый вектор тяги, современная авионика позволяют творить значительно более сложные фигуры в небе, чем 30 лет назад. Когда-нибудь мы увидим лётчиков «Русских витязей» и на самолёте 5-го поколения Су-57 (ПАК ФА). И подчёркиваем для критиков – абсолютно все лётчики-асы пилотажных групп способны выполнить любую мыслимую для их технического оснащения боевую задачу. Это не паркетные шаркуны, а настоящие бойцы. С днём рождения!