Китай объявил о победе над бедностью. Российская бедность пока скромно молчит
№ () от 27 апреля 2021 [«Аргументы Недели », Александр Чуйков ]
Летом этого года стукнет ровно 20 лет подписанию Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Россией и Китаем. Безусловно, он будет продлён, «расширен и углублен», как говорил Михаил Горбачёв. Но за эти два десятилетия много воды утекло в Амуре.
Мы до сих пор переживаем тяжкое наследие 90-х, постоянно сравнивая нынешние грандиозные успехи с тем смутным временем. Китай же, не рефлексируя, стал за эти 20 лет второй, а по некоторым позициям и первой экономикой мира.
«АН» показалось интересным сравнить пути и цели развития наших стран за эти бурные 20 лет. Начнём с недавней сенсации: Китай объявил о победе над бедностью. Российская бедность пока ничего не объявляла. Скромно молчит.
Победа сяокана
Ровно 30 лет назад на референдуме о сохранении СССР 113 млн человек, более 75%, сказали Союзу «да». Мнение людей, как всегда, было проигнорировано. Кучка странных личностей, захватившая власть, Союз развалила. Лозунги были, как сказали бы сегодня, экстремистскими: «Хватит кормить национальные окраины!», «Хватит помогать всему миру. Сбросим ярмо и заживём!» и так далее.
Ярмо сбросили. Заодно уничтожили практически всю высокоточную промышленность, которая была. Сферу образования и здравоохранения превратили в услуги, что априори подразумевает «отдай кошелёк и не греши». Кастрировали академию наук, чтобы уж точно никакой критики от умных людей не слышать. Потеряли 14 с лишним миллионов человек – немногим меньше, чем в страшную Великую Отечественную войну.
Всё это назвали «перестройкой» и «переходом на рыночную экономику». В сегодняшних школах это называют «торжеством демократии над тоталитаризмом».
Примерно в те же годы, в конце 80-х, в Китайской Народной Республике тоже шла своя перестройка. Окрестили её «Реформы и открытость»: экономические, но не политические преобразования внутри страны и взаимодействие со всем миром. В отличие от Горбачёва и Ельцина Дэн Сяопин никуда не спешил, а спокойно работал на берегу реки и ждал, когда мимо проплывут «трупы врагов» социалистического Китая.
Враг главный – это бедность, даже нищета основной массы населения. Второй враг – историческая отсталость экономики. Враг номер три – захолустное место в мировой геополитике, недостойное многотысячелетней истории. Но корень зла, по мнению китайских товарищей, именно в бедности простого народа. Логика проста: бедный купит мало. Много бедных – мало покупок, или, по-научному: «низкий потребительский спрос». Значит, мало налогов, мало товаров, всего мало. Зато чем богаче народ – тем веселее дышит казна.
У нас Чубайс провозглашал скорейшее создание класса очень обеспеченных людей, причём любыми средствами и способами, лишь бы только коммунисты не вернулись! Отсюда и грабительская приватизация, семибанкирщина. А если основная масса обнищала, значит, не вписалась в рынок.
В Поднебесной при сохранённой руководящей роли Коммунистической партии Китая никакой приватизации, только создание высокотехнологичных предприятий с нуля. Пусть и путём, скажем мягко, заимствования технологий. Никаких латифундистов, сосущих госдотации, как промышленные пылесосы. Смычка госслужащих с частным капиталом как-то не приветствуется вплоть до расстрела. Борьба с этим злом проходит под руководством Дисциплинарной комиссии КПК, и отчёт о её работе регулярно заслушивается на очередном съезде КПК.
Но всё-таки основная задача – это искоренение условий для нищеты. Фактически «Реформы и открытость» направлены именно на достижение этой цели.
– Борьба с бедностью как главным социальным злом началась гораздо раньше – с середины 80-х годов прошлого века. Тогда были приняты специальные программы: «Семилетний план избавления от бедности 80 миллионов человек (1994–2000 гг.)», «Программа развития китайской деревни и избавления её от бедности (2001–2010 гг.)», которая была продлена на 2011–2020 годы.
И что для нас непривычно, они были выполнены. До 2010 года, когда критерием бедности был доход не менее 1274 юаня (5733 руб.) в год на человека, за чертой бедности проживало 26, 88 миллиона человек, или 2, 8% населения. С 2010-го планку бедности подняли до 2300 юаней в год на человека. И уже 165, 7 миллиона китайцев можно было считать бедняками. Но уже в 2015 году этот показатель снизился до 55, 75 миллиона человек (с 7, 2 до 4% населения страны), а в 2019 году – до 5, 5 миллиона человек (0, 6% населения). В 2021 году, в год столетия Коммунистической партии Китая, было официально объявлено, что бедность в стране преодолена, – рассказывает кандидат экономических наук, китаист Елена Баженова.
Согласно статистическим данным, особенно заметно вырос жизненный уровень населения КНР в годы 13-й пятилетки (2016–2019 гг.). В частности, в 2015 г. доход на душу населения в городах составил 26 467 юаней в год (4255 долл.), а в деревнях – 9430 юаней (1516 долл.). Однако уже к 2019 г. реальный прирост среднедушевых располагаемых доходов городского населения составил 7, 9% – 42 359 юаней в год (6229 долл.), а сельского – 10, 1% – 16 021 юань в год (2356 долл.).
В России же наблюдалась обратная тенденция. По официальным данным Росстата, в 2010 г. в России как-то выживало 17, 7 млн бедняков. В 2015-м – 19, 6 миллиона. В 2021-м – 18 миллионов. И это только по официальным данным. Реальные же располагаемые доходы населения с 2013 г. упали на 11%.
Они за ценой не постоят
Вообще китайские методы борьбы с бедностью наверняка сразят наших правительственных экономистов в самое сердце! Вместо, например, горячо любимого увеличения штрафов, появления скрытых налогов, поднятия акцизов, поощрения наглости господ из ЖКХ и естественных монополий китайские коммунисты идут своим суверенным путём.
Вот взяли и поправили закон о подоходном налоге, увеличив, при сохранении прогрессивных ставок подоходного налога, необлагаемый налоговый минимум до 60 тыс. юаней в год (или 5000 юаней в месяц), что затрагивает более двух третей населения страны. Кстати, по нынешнему курсу юаня к рублю это означает, что ты не платишь налоги с 57 тыс. рублей в месяц! Понятно, что правительственные российские товарищи крайне негативно относятся к китайскому опыту.
Вместо взвинчивания оплаты за обучение и сокращения экономически невыгодных сельских школ взяли и организовали свободный доступ к обязательному массовому образованию. Вместо платных клиник на месте когда-то бесплатных больниц в каждом селе появился медкабинет. За 5 лет (!) было создано 60 млн рабочих мест! За пять лет – 60 миллионов! Все помнят о наших 25 млн, которые так и не смогли сделать?
По состоянию на конец 2018 г. все сёла бедных районов были охвачены системой электроснабжения, 99, 2% сёл охвачены телефонной сетью, 88, 1% сёл подключены к системе кабельного телевидения. Высокоскоростной Интернет проложен в 81, 9% сёл. В 82, 6% сёл бедных районов были проложены главные дороги с твёрдым покрытием.
– А ещё получили поддержку в проведении реконструкции ветхого и аварийного жилья в общей сложности 7, 33 миллиона малообеспеченных семей; всего создано 35 тысяч населённых пунктов для переселенцев, сдано более 2, 6 миллиона квартир, где можно разместить 9, 47 миллиона человек. Медпункты есть в 93, 2% сельских административных единиц, врач или фельдшер – в 92, 4% сёл. Более 95% населения имеют базовую государственную медицинскую страховку, – добавляет Елена Баженова.
Конечно, борьба с нищетой – весьма затратное дело. Но Пекин не жалел денег. Вложение целевых финансовых средств из центрального бюджета для поддержки нуждающихся возросло с 33 млрд юаней в 2012 г. до 126 млрд юаней в 2019 году. Рост на 20 млрд юаней ежегодно в течение последних пяти лет.
В прошлом и начале текущего года была проведена специальная перепись по сбору данных об избавлении от бедности в 22 административных единицах КНР. Всего охвачено 190 тыс. деревень и 15, 63 млн дворов. Обследовано 53 606 человек.
По итогам переписи средние доходы жителей бедных уездов составили 12 588 юаней в год. За последние 10 лет уровень доходов повысился на 11, 6%. 99, 3% обеспечены питанием, все обеспечены тёплой одеждой. 98, 83% детей учатся в своих деревнях, а не ездят за 100 км на разбитом автобусе. 99, 85% получают основное медицинское обслуживание, остальные – на основе социальных гарантий для рабочих и служащих. Гарантированно безопасное жильё имеют 43, 74% обследованных. У 42, 25% жителей жильё находится в состоянии ремонта и улучшения. 14% жителей были переселены в более благоприятные места по специальной программе переселения.
Пекин вовремя осознал простую вещь: в богатой стране не должно быть бедных людей. Во-первых, это вредно для экономики. Во-вторых, опасно. Бедные – порох революций. В-третьих – просто стыдно. Китайским властям, видимо, это слово знакомо. Государство на то и государство, что должно мыслить стратегически. Когда у власти это присутствует, страна процветает. Так что фактически Китай выполнил завет Дэн Сяопина: «построить общество «сяокан» (малого благоденствия)». Младший брат утёр нос сами знаете кому.