Сосредоточенная на Юго-Западном и частично Западном направлениях мощнейшая группировка сухопутных сил и авиации армии России после официального окончания внезапной проверки боеготовности и учений возвращается в пункты постоянной дислокации. В Киеве уже празднуют очередную «перемогу». Мол, агрессор испугался и не напал. А также утверждают, что это всё, как шутили в СССР по поводу любого события, «личная заслуга Леонида Ильича». В данном случае Зеленского, а также «мощи ВСУ» и «давления Запада». И даже на Западе нашлись «отцы перемоги», которые тоже присоседились к тому, чего не было, – решение об отводе войск не зависело ни от ВСУ, ни от Европы и США.
Самая лучшая победа – придуманная из ничего
На самом деле ничего конкретного, кроме «обеспокоенности» и «требований отвести назад войска», за эти недели Москва не услышала – никакого реального давления не было. Были непонимание и некий страх – в западных штабах могли примерно оценить масштабы и скорость переброски войск, структуру группировки и её возможности. Увидели там и учения бригад «Искандеров-М» по всей стране и подвижных полков РВСН. Да не только их, но и тех, кто крайне редко попадает в объективы телекамер.
Но в целом на Западе не очень понимали, для чего и для кого собирается такая сила – поэтому немного притихли. А в части ВСУ на Донбассе, до этого активно «разогревавшие» ситуацию обстрелами, спустили из Киева строгий приказ заткнуться и не отсвечивать. Правда, выполнялся он так себе – с дисциплиной у украинцев плохо. Да и перебрасывающиеся на Донбасс колонны ВСУ вдруг начали идти не туда, а во все концы Незалежной, пытаясь прикрыть все направления от вероятного наступления. Но, по сути, они не могли прикрыть ничего.
За чем бы ни тащил Зеленский силы на Донбасс – для реального наступления или для шантажа Москвы, он просчитался. И здорово испугался. Это было видно по его выступлению в день перед Посланием Президента России Федеральному Собранию.
Впечатляющая демонстрация силы
Впрочем, группировка, по ряду западных оценок, достигавшая 120–150 тыс. человек, имевшая много тысяч боевых машин, артсистем и порядка 1, 5–2 тыс. танков, сотни боевых самолётов и вертолётов, впечатлила бы кого угодно. Как и сам факт нахождения в европейских округах России вместо 6 армий (1 танковой) и 3 корпусов сразу соединения из 8 армий. Учитывали и то, что собирали её быстро, но не в максимальном темпе. Впечатляли и запасы ГСМ и боекомплекта, которые тоже можно было прикинуть по светившимся многочисленным тыловым колоннам и даже трубопроводным батальонам, предназначенным для обеспечения наступающих войск ГСМ и водой, со скоростью укладки трубопроводов до 120–150 км в сутки.
Россия продемонстрировала Украине, что на любое сосредоточение сил у Донбасса ответит многократно превосходящим количеством и, главное, качеством войск. Причём группировкой, которая способна положить конец и ВСУ, и нынешнему режиму в Киеве. Например, дав начало процессу воссоздания Украины её жителями заново на новых правилах: денацификации и наказания виновных в преступлениях за эти годы. При этом демонстрация была и для Запада. Мол, можем и вам по рукам надавать, если сунетесь заступаться, и не остановимся. Скорость развёртывания была куда более высокой, чем при сборах на натовские учения. Российская армия показала и впечатляющую морскую десантную операцию силами десятков десантных кораблей и катеров. А также мощный воздушный десант с участием более 40 самолётов Ил-76 в одной волне.
Отвод по-хитрому
А теперь-то что? Отводим всё назад, и в Киеве могут радоваться? Нет, не совсем. Как сообщают официально, в пункты постоянной дислокации возвращаются те, кто участвовал именно в учениях в Крыму. А это, очевидно, не вся сосредоточенная там группировка. К тому же фраза о возврате домой до 1 мая наводит на мысли о том, что огромное количество техники и запасов просто невозможно вывезти за неделю, если туда всё это везли более полумесяца. При этом в официальной информации больше говорится о возврате «личного состава» и тут же уточняется, что вся техника из состава 41‑й армии ЦВО останется в Воронежской области до «окончания стратегических учений «Запад-2021». Разумеется, с частью личного состава для обслуживания и охраны. Между прочим, на спутниковых снимках, сделанных западными коммерческими аппаратами, видно, что только в одном из лагерей сосредоточено минимум несколько мотострелковых бригад. И это не считая артиллерийских, зенитно-ракетных и прочих. Там можно насчитать тысячи единиц боевой техники, включая танки, САУ, БМП и БТР.
Официально учения «Запад-2021» состоятся в сентябре. Но реально процесс подготовки к ним обычно начинается где-то в июле, и проходят они несколько стадий, будучи разделёнными на множество разных учений. Это нехитрый трюк. Наши натовские визави тоже играют в эти игры, правда, масштаб не тот. И похоже, в этом году «Запад» по реальным (а не официальным) масштабам затмит все учения в этом веке.
Оставленных минимум до осени соединений на передовых рубежах немало. Есть в ВС РФ базы «системы двойного базирования», в частности, в европейских округах. Это разновидность баз хранения и ремонта техники, где комплекты полков и бригад заскладированы не под мобилизацию, а под передачу прибывшим из глубины страны налегке войскам. В данном случае эти временные лагеря и стоянки тоже побудут такими базами – временно. Только ли для учений?
Кот из дома – мыши в пляс?
Держать батальонные тактические группы (БТГ) немедленного применения в поле полгода – нежелательно. Людям в палатках, даже современных и комфортабельных, хуже, чем в части. И даже принятые у нас сейчас стандарты возведения лагерей из контейнерных модулей тут соблюсти полностью будет сложно, уж больно много войск – не напасёшься модулей. Да и дисциплина от такого сидения тоже будет снижаться. Именно поэтому людей вернули – заниматься боевой подготовкой на оставшейся дома технике. Да и к парадам 9 Мая надо готовиться. При этом те соединения, которые и так дислоцированы недалеко, уезжают с техникой – её вернуть недолго. А вот с Урала и Западной Сибири (а есть и более далёкие гости на юго-западных рубежах) – долго. Их и оставили «до завершения учений».
А заодно, чтобы Зеленский и его генералы, как те мыши, обрадовавшиеся уходу кота, не пустились случайно в пляс на Донбассе. А если и пустятся – то им станет ясно, что кот-то никуда не уходил. Вернуть личный состав в лагеря к заскладированной технике и запасам «для боя, похода и учения» можно за считаные часы самолётами. А поездами – за дни, причём без особого шума.
Кроме этого, как выяснилось, после завершения впечатляющих учений по высадке морского десанта пара БДК Северного флота пока также останется в Чёрном море, и, вероятно, не она одна. А в более дальней перспективе 8-я гвардейская армия ЮВО станет армией из двух мотострелковых дивизий, из которых одна – тяжёлая. Сейчас она состоит из дивизии и бригады. Стало известно, что Министерство обороны приступает к давно уже задуманному переформированию 20-й гвардейской бригады в дивизию. Но это случится нескоро.
Одновременно Россия подвесила «дамоклов меч» над любыми мечтами о «перемоге» киевских руководителей и развязала себе руки для предстоящего общения с Байденом. Посмотрим, что получится, но новой «Ялты», похоже, не будет. Ныне Вашингтон не более договороспособен и адекватен, чем Киев. Зеленскому, по сути, открыто сказали – решать проблемы Донбасса надо не в Москве, а на самом Донбассе, с Пушилиным и Пасечником. Причём пока не поздно, а то мало ли, что случится. Глава ЛНР Пасечник и вовсе заявил, что разговаривать надо на линии соприкосновения, пока она «не стала красной линией». Очевидно, он имел в виду те «красные линии», которые Россия теперь будет проводить самостоятельно там, где захочет, при общении с каждым государством или альянсом.
Но в Киеве заявили, что общаться с ДНР и ЛНР не будут. Пока не осознали того, что поняли многие аналитики на Западе, – стратегическое положение Украины после «отвода войск» только ухудшилось.