Зачем американцам наказывать рыночную Россию?
№ () от 27 апреля 2021 [«Аргументы Недели », Андрей Угланов ]
Почему один большой президент назвал другого большого президента убийцей и почему Запад никогда не введёт против России ужасные санкции? Чьи снаряды были взорваны в Чехии семь лет назад, да так, что вокруг воронки от взрыва в лесу не было обнаружено ни одного осколка? Что за огромные военные базы США начали строить рядом с украинскими городами Сумы, Краматорск и Одесса? Что случилось с миллиардером Олегом Дерипаской, если он назвал реальное количество бедных в России равным не 18 миллионам человек, а 80? Обо всём этом главному редактору «Аргументов недели» Андрею УГЛАНОВУ рассказывает экономист Михаил ДЕЛЯГИН.
– Байден называет Путина сами знаете кем, а после этого тут же, буквально на следующий день, приглашает его на личную встречу. Затем объявляет санкции против российских долговых бумаг, перепугав наш фондовый рынок. Вскоре болгары и чехи выгоняют кучу наших дипломатов, а в Чехии объявляют, что 7 лет назад наши диверсанты взорвали у них склад с боеприпасами. После всей этой артподготовки Путин принимает приглашение Байдена принять участие в саммите по климату. Что означает вся эта кутерьма?
– Давай разбирать по эпизодам. Байден старенький, у него деменция. Кто-то ему ляпнул, что Путин – убийца. А Байдену, как говорят, давно жить надоело. Ничего нового, кроме скандалов. И он решил отправиться на встречу с Богом. Но это не Голландия, в США эвтаназия запрещена. Вот и решил пригласить того, про кого ему нашептали «доброжелатели».
– Американский юмор нам не понять.
– Теперь более серьёзно. О санкциях. К старенькому Байдену, который принялся размахивать санкционным молотком, пришли более умные люди и сказали: «Ты чего творишь? Ты зачем собрался вводить санкции против российской экономики? Ведь она нам принадлежит. Ты что, старик, нас мочить собрался? Ты же себе в ногу стреляешь!»
– Наша экономика принадлежит Америке?
– До 80% российского крупного частного бизнеса зарегистрировано в офшорах. Если вы имеете свой бизнес в офшоре, то к России вы отношения не имеете и контролируетесь Соединёнными Штатами Америки. Все офшоры контролируются американцами. Даже английские. А значительная часть российского бизнеса принадлежит американцам напрямую. Например, компания Pepsico выпускает не только пепси-колу, но и вообще почти все газировки в России и даже молочную продукцию.
– Я слышал, что государственный Сбер тоже не совсем российский.
– Только официально, если не ошибаюсь, 35% капитала Сбера принадлежит английским и американским фондам.
– Значит, надо вводить санкции не на всю экономику, а только на финансовый сектор.
– Финансовый сектор Российской Федерации благодаря политике Эльвиры Набиуллиной направлен на обеспечение максимальных прибылей американских финансовых спекулянтов.
– Опять мимо. Что же делать бедному Байдену? Не вводить санкции нельзя – обещал. А вводить – значит бить по своим?
– Он находит гениальный способ. Введу, говорит, санкции на «первичное размещение государственного долга». Следуя этим «страшным» санкциям, покупать российские ценные бумаги у Минфина России нельзя. А у Грефа можно! Через Сбер, ВТБ или хоть частную лавочку – можно.
– Вот почему они нас так берегут! Это же не наша, а их дойная корова. Только армия ещё наша.
– Наша армия им не принадлежит. Им такое положение всё активнее не нравится.
Собачий хор
– Перейдём к американским сателлитам.
– Что там лает болгарское руководство, я не знаю, не углублялся в этот вопрос. Думаю, они просто уловили хозяйское настроение: Байден обиделся на Путина. Значит, надо облаять. Это как собачий хор. Стоит на одном конце деревни сторожевому псу кого-то облаять, как в другом дворе из конуры выскакивает маленькая шавка и тоже начинает голосить – я мысленно с вами, дорогие хозяева!
– Чехи туда же?
– Нет, тут всё сложнее и одновременно проще. Место взрыва боеприпасов было не просто ямой в лесу, набитой снарядами. Надо знать психологию чехов. Они – люди основательные, люди славяно-немецкой культуры. Если чех что-то сделал якобы бесхозяйственно, всё равно он сделал это с умыслом. В то время НАТО обеспечивало поставки большого количества оружия сирийским бандитам. Я вполне допускаю, что оружием их снабжали через Чехию в том числе. И тут сразу возникает сотни раз опробованная бизнес-схема. Если тебе разрешают продать один снаряд «хорошему человеку», то почему бы не продать ему десять, а выручкой с девяти ни с кем не делиться? На Украине это по-прежнему любимая схема. Почему бы чехам её не обкатать?
– И чехи продали свои снаряды...
– В том-то и дело, что не свои. Это натовские снаряды. И за них надо отчитываться. Ну и какие проблемы? Взорвём склад, где не хватает девять снарядов из десяти, да и дело с концом.
– Этой бизнес-схеме сто лет в обед. Так склады в Армении взрывались, на Украине, да и у нас в 90-е на Дальнем Востоке они то и дело горели и взрывались.
– Ну так чехи не глупее нас. А всё радуются – как здорово они всё организовали, минимум пострадавших от осколков. Ну правильно, откуда там взяться осколкам, если всё давно вывезено? Опять же надо учитывать причины этой сателлитской истерики. В Чехии она была призвана отвлечь внимание уважаемой публики от эпического провала американских спецслужб в Белоруссии, который, вместо того чтобы оторвать эту страну от нашего влияния, подтолкнул её в обратном направлении, прямиком в наши объятия. Лукашенко же в своих социальных инстинктах совершенно нормальный мужик. Хотите меня убить? Дело привычное, политика, бизнес, ничего личного, я не в претензии, я вас тоже не очень люблю. Но вот когда планируют убить его детей, пусть даже взрослых, это уже совсем другая история, и включаются совсем другие инстинкты. Тут они дали такого маху...
– Чем Байден отличается от Трампа?
– Трамп хотел, чтобы было несколько мировых центров, среди которых Америка была бы крутейшей и всех экономически побеждала. Трамп не возражал против существования Китая, России. Он даже против Европы не возражал, если европейцы будут ему платить за «крышу». Трамп – бизнесмен. А Байден принадлежит к финансовым спекулянтам, для которых оптимально, чтобы в мире был хаос, причём желательно как можно мельче нарезанный. И в силу исключительных свойств нашего правительства мы являемся идеальным объектом противодействия такому хаосу. Поэтому нас надо уничтожить, поскольку мы мешаем их планам.
– И для этого есть такой инструмент, как руководители Украины.
– Американцы с февраля науськивают бедных украинцев напасть на Россию. Украинцы не против, потому что у украинского руководства трагедия. Все деньги из страны вывели, но теперь американцы к этим деньгам на Западе их не пускают.
– Почему? В чём провинились?
– Американцам Яценюка хватило. Он, помнится, вывез миллиард, купил квартал в центре Майами и теперь сдаёт его в аренду бывшим российским чиновникам и бизнесменам. В общем, нынешнему украинскому руководству нужно стать почётными политическими беженцами. Но тут снова возникла проблема. С нашей территории, думаю, их предупредили – если вы нападёте, то погибнут не только те, кто пойдёт непосредственно в атаку. Вас мы тоже найдём где угодно, и деньгами своими на Западе вы будете наслаждаться недолго. В Пентагоне об этом, конечно, узнали и поняли, что рассчитывать на героизм украинского руководства не стоит. Надо что-то делать самим. Решили – поставим три крупные военные базы. Две сухопутные – под Сумами и под Краматорском. И морскую – под Одессой. На подготовку инфраструктуры нужно где-то полгода.
– К границам и с той и с другой стороны стягивались войска. Противники Путина утверждали, что в случае начала военных действий российские войска двумя клиньями с юга и севера пойдут навстречу друг другу по левому берегу Днепра и отрежут эту территорию под названием Новороссия от Украины. Союзники Путина обвиняют его в том, что он не сделал этого раньше, ещё в 2014 году. Мол, теперь, с появлением этих военных баз всё будет намного сложнее. Как ему быть?
– Я боюсь, что он получит от Байдена заверения, что американских баз не будет. Поверит ему и успокоится. Но, как обычно это делают американцы, нас кинут, и базы будут. Не американские, а натовские. А НАТО управляется Пентагоном. Разница в том, что американский генерал может спорить со своим командующим и высказать своё мнение до принятия решения. А министр обороны страны – члена НАТО обязан брать под козырёк и исполнять. У него права на писк нету. Именно поэтому у них министрами обороны служат даже врачи-гинекологи. Что касается того, что все ждут от Путина... Много раз Путин делал то, что от него все ждали? Что-то делал, но много примеров я не припоминаю.
Искать баланс уже поздно
– Эрдоган приехал на Украину и заявил, что никогда Крым не был и не будет российским. Правда, при этом он не сказал, что Крым украинский. Реакция последовала незамедлительно. Были отменены все авиарейсы в Турцию, и примерно полмиллиона людей, которые или купили путёвки, или уже находились там, зависли. Денег им никто не возвращает. Даже Екатерина Андреева с Первого канала оказалась запертой в Турции и строчила эсэмэски с просьбой её спасти. Почему наша власть наказывает Турцию так, что страдают не турки, а россияне?
– Эрдогана наказывать, конечно, надо, я не против. Только деньги туристов и туроператоров уже давно в Турции, и турки как раз от этого пострадают не так сильно, как некоторым кажется. Но я допускаю, что проблема может быть действительно с коронавирусом. Но прогнозирование – это работа правительства. И оно не спрогнозировало либо вспышку коронавируса в Турции, либо эскапады Эрдогана. В любом случае оно должно компенсировать потери россиян.
Теперь про Эрдогана. В отличие от Зеленского он умеет читать. И он знает, что по соглашению 1771 года Крым переходит от Турции к России на вечные времена. Но если он по каким-то причинам перестаёт быть российским, то он может быть только турецким. А никаким не украинским. Если Зеленскому об этом в школе не рассказали, то это его проблемы.
– Путин в сложной ситуации. Ему надо заручиться поддержкой крупных чиновников, лоббистов, большого бизнеса. И одновременно нравиться простым людям. Как ему соблюсти баланс?
– Никак. Искать баланс не надо по очень простой причине. Искать баланс можно в ситуации относительного равновесия. Сейчас, когда мир валится в тартарары, нужно делать рывок. Нам нужно качественно изменить себя, нужно вернуться от воровства и гниения к развитию. В этой ситуации искать баланс – значит переместиться на два метра под землю, причём крайне неприятным образом. Поэтому на месте Путина я совершенно игнорировал бы сложившуюся тусовочку, которая способна только пилить бабло и хвастаться им друг перед другом. Его позиция должна быть очень проста. Перед нами стоят следующие задачи. Первое – комплексная модернизация инфраструктуры.
– Я эти слова слышу уже 30 лет.
– Я тоже. Но это главное, без этого не обойтись. Второе – стимулирование развития. Для этого нужно гарантировать гражданам России реальный прожиточный минимум. В два раза выше нынешнего официального. Эти деньги гражданин Российской Федерации должен получать по наличию паспорта, только за то, что он есть. Следующее – ограничение произвола монополий, чтобы всё не ушло в рост цен. Обуздание коррупции, чтобы всё не украли. Ограничение финансовых спекуляций. Обеспечение дешёвого кредита. Разумный протекционизм, чтобы развивать свою экономику, а не соседские. И так далее.
– Это всё общее. А надо называть по именам.
– В отличие от меня у президента есть чувство юмора. А также Федеральная служба безопасности и Следственный комитет. Вот они и будут называть имена.
– У нас миллиардеров больше, чем у собаки блох. Но как им непросто живётся! У Олега Дерипаски, после того как совет директоров «РУСАЛа» стал контролироваться американцами и англичанами, появилось много свободного времени на думы о народе. Недавно он написал пост, что в России бедных не 18 миллионов, как говорит Росстат, а все 80. Дмитрий Песков его якобы шуточно одёрнул, и Дерипаска тот пост сразу стёр. Наши миллиардеры живут в атмосфере страха?
– Миллиардеров у нас как блох, и относятся к ним власти так же, как собака относится к блохам. Периодически вычёсывает и выгрызает. Но Дерипаска, имея все возможности лететь куда захочет, предпочитает оставаться здесь, потому что тут ему лучше и спокойнее.
– Чего он вдруг за народ стал переживать?
– Империя Дерипаски – это обычная сырьевая империя. Потом пришли американцы и сказали – братан, у тебя очень хороший бизнес, он нам нравится. Давай ты нам его отдашь? И контроль за этим бизнесом и вместе с ним за всей Восточной Сибирью с гидроэлектростанциями перешёл к американцам. После того как американцы отжали у Дерипаски его империю, у него остался только Горьковский автомобильный завод – ГАЗ. И он стал смотреть на мир не как сырьевой экспортёр, а как производитель. И тут выяснилось, что дешёвого кредита нет, что государство морит страну искусственно созданным денежным голодом. Покупать его машины никто не может, потому что у 70% населения денег нет вообще как таковых. Дерипаска возопил! А «старшие товарищи» в ответ намекнули: «Ты так переживаешь за бедных! А давай мы тебя тоже бедным сделаем?» Миллиардер разом всё осознал, исправился и умолк.
Одичалые чиновники
– Недавно в Москву приезжал премьер-министр Армении Пашинян и просил у Путина вакцину. Путин пообещал, но обмолвился, что у нас народ что-то без особого энтузиазма колется. Почему в Европе дикий ажиотаж и все рвутся уколоться хоть чем, но им не дают. А нашим дают бесплатно чуть ли не в газетных ларьках, а они не хотят?
– Коронавирус, безусловно, есть. И коронавирус не отрицает коронабесия. Так же как коронабесие не отрицает коронавирус. Проблема в том, что есть совершенно безумная реакция на эту проблему, из-за которой погибает больше людей, чем от самого коронавируса. Что же касается того, почему наши не колются, то люди в Российской Федерации отличаются от жителей Запада тем, что у нас ЕГЭ введён исторически недавно. Поэтому люди ещё сохранили способность к логическому мышлению. Дебилизация, которую мы видим сейчас у нас на примере первого поколения, в Европе действует уже два-три поколения. Скажем, в Италии, как мне оттуда пишут, 60% правительства страны вообще не имеет высшего образования. Даже фиктивного или формального. Чего вы хотите от этих людей? Это реальное одичание на бытовом уровне. И в Европе, и среди белого населения США выработана культура абсолютного беспрекословного подчинения.
А во-вторых, это вопрос доверия. Ведь кто сейчас говорит о необходимости вакцинации? Те же самые люди, что накануне коронабесия говорили о необходимости сокращения коечного фонда, о необходимости оптимизации медицины. Они уничтожали медицину прилюдно и демонстративно, причём не по глупости своей, а потому, что осознанно поставили перед собой эту задачу. Ну и кто им теперь будет верить?
– Но тогда же не было коронавируса.
– Зато сейчас он есть, а действия чиновников как были непонятными, так и остались. Они продолжают «оптимизировать» медицину в разгар ими же объявленной пандемии. В октябре прошлого года в Псковской области в Невельском районе закрыли инфекционную больницу с формулировкой – «а в 60 километрах отсюда ковидарий открыли, и две больницы нам не нужны». Мысль о том, что кроме коронавируса есть ещё какие-то инфекционные болезни, от которых надо лечить, губернатору Псковской области в голову не пришла.
- Ну что же, Михаил! Продолжим оставаться наблюдателями. Других вариантов нет.
Смотрите видеоверсию интервью на канале "За углом".