Научный директор Российского военно-исторического общества, доктор исторических наук Михаил Мягков рассказал, в чем причина огромных потерь советской армии во время Великой Отечественной войны.
«Наша армия накануне войны находилась на этапе гигантской реконструкции. Механизированные корпуса еще не были толком сформированы, не было инфраструктуры. Американский историк Дэвид Гланц писал, что если бы немцы напали на нас в середине 1930-х годов, то, они бы, безусловно, сразу проиграли. Или если бы война началась в конце 1942 года, то тоже у них шансов не было. Но Гитлер выбрал момент, когда германская армия была на пике, а мы — на этапе реконструкции. Поэтому такие поражения», – считает историк.
В августе 1941 года Сталиным был отдан жёсткий приказ об ответственности военнослужащих за сдачу в плен и оставление врагу оружия. Предполагались и репрессии в отношении семей сдавшихся. «Но в реальности этот приказ не выполнялся, так как те, кто попадал в плен, обычно числились пропавшими без вести, – поясняет Михаил Мягков. – Нельзя было точно понять: то ли человек убит, то ли попал в плен, то ли к партизанам. Поэтому писали, что он «пропал без вести», и семья не получала никакого поражения в правах. Когда точно было известно, что красноармеец пленён, как генерал Власов, и пошел на услужение врагу, тогда этим занимались органы безопасности. Но подавляющее большинство просто получали извещение — «пропавший без вести», а уже после войны разбирались. Судьбы многих погибших неизвестны до сих пор».