Уже совсем скоро Госдума закроется на летние каникулы, и, похоже, что ее депутатам придется в авральном порядке рассматривать многочисленные законодательные инициативы с мест.
К примеру, в Петербурге местные депутаты предложили разработать единые правила для посещения общепита и магазинов с животными. И на своем пленарном заседании Законодательное собрание Санкт-Петербурга в простонародье — ЗакС приняло в целом проект соответствующей федеральной инициативы.
Мы попросили адвоката Андрея Коршунова, председателя челябинской коллегии адвокатов «Экономическая» прокомментировать наиболее интересные законодательные инициативы:
Правила для собак
- Андрей Геннадьевич, народные избранники считают, что к полномочиям федеральной исполнительной власти относится «установление правил посещения организаций общественного питания и организаций, осуществляющих розничную торговлю продовольственными товарами, гражданами, имеющими при себе животных». И что теперь, российское правительство, отбросив все свои архиважные дела, будет разрабатывать единые регламенты для хозяев болонок и мопсов всей нашей необъятной страны?
- Возможно, что вы не знаете, уже есть закон Челябинской области, который регулирует посещение магазинов с животными. Его в нашем регионе, да и в других регионах тоже, приняли, так, как нередко возникают конфликты между теми, кто считают собачек членами своей семьи, и заходит с ними на руках в продуктовые магазины и теми, кто подобных нежных чувств к домашним животным не испытывает. Подобные конфликты действительно бывают, и я согласен, что возможное социальное напряжение в обществе надо убирать. Но я не уверен, что подобные отношения надо регулировать на уровне федерального закона, поскольку существуют законы местные, которыми это все уже регулируется. Это не такая острая проблема, чтобы ею занималась Госдума. Уверен, что в муниципалитетах вполне могут определить, что им делать со своими собаками.
Другое дело, что подобные конфликты возникают из-за того, что население не знает о том, что имеются подобные нормы права. Не знают и того, как они регулируют права и обязанности людей. И администрация магазинов очень часто оставляет эти местные законы без внимания.
В стране давно пытаются цивилизованно решить эту проблему. Появляются кафе, куда можно приходить со своими животными. По типу, как бывают купе для курящих и не курящих…
Ну, и хочу сразу успокоить собаководов, речь в законопроекте не идет о полном запрете на посещение общественных мест с четвероногими. Это просто попытка учесть интересы как владельцев животных, чьи питомцы могут быть вполне воспитанными или маленькими по размеру, так и тех людей, у которых, к примеру, может быть аллергия на шерсть или боязнь собак.
- Что интересно, совсем недавно Законодательное собрание Челябинской области внесло в Госдуму РФ проект об обязательной регистрации домашних животных. Похоже, что кошек и собак у нас в стране в серьез хотят поставить под контроль?
- Думаю, что после того, как пройдут выборы в Государственную думу, подобные страсти немного поутихнут. А пока. Надо понимать, многие стараются засветиться в СМИ, и привлечь к своей персоне внимание и интерес будущих избирателей. Но в этом, на мой взгляд, нет ничего плохого. Поскольку депутаты – это представители народа в органах власти. И если у какой-то части народа возникают подобные идеи, они доносят их до своего избранника. А вот тут возникает закономерный вопрос, а чьи же интересы представляет сегодня избранный народом депутат….
Услышать каждого?
- Андрей Геннадьевич, а вот еще одна очень интересная инициатива. Россиянам предложат выбирать названия болот и гор. С такой инициативой выступил Росреестр. Ожидается, что новые названия будут выбираться в рамках бурных общественных обсуждений в интернете. Припоминаете, что мы совсем недавно выбирали названия аэропортам.
- Росреестр действительно разработал законопроект о создании госкаталога географических названий, где граждане смогут по своему вкусу выбирать новые названия улиц, городов, болот, гор и рек в рамках общественных обсуждений в интернете. Об этом сообщили федеральные СМИ со ссылкой на текст документа и его обсуждения в Общественной палате.
Я бы советовал, прежде всего, обратить внимание на то, что предполагается широкое общественное обсуждение этих вопросов в интернете. Таким образом, появляется возможность анализировать мнение населения, путем компьютерного исследования. В качестве успешного примера Росреестр действительно приводит недавний проект «Великие имена России», в рамках которого россияне выбирали имена выдающихся личностей для 45 аэропортов.
Уже сейчас возникают вопросы, почему из сферы регулирования «выпали» объекты культурного наследия; не встретила понимания в Общественной Палате России и упомянутая в проекте норма о платном доступе к создаваемой Росреестром информационной системе. Основные споры в Госдуме, думаю, развернутся вокруг того, какие имена можно присваивать перечисленным объектам, а какие нет.
Но в целом подобное предложение, с использованием современных технологий, может иметь в нашей стране поистине революционное значение. Сегодня, с развитием интернета, всеобщей телекоммуникацией, цифровизацией и информатизацией мнение практически каждого россиянина можно услышать непосредственно, а не через его представителя – депутата.
Хотя уже раздаются критические голоса о том, что это попытка отвлечь людей на вполне безобидные занятия. Но согласитесь, что все великое всегда начинается с малого. И это реальная попытка ввести реальный учет мнения населения по многим вопросам современности.
Справка АН к диаграмме:
Инициалы и фамилия парламентария – в центре внутреннего круга.
Цифра в центре внутреннего круга под фамилией парламентария показывает число внесенных законопроектов в диаграмме «Ожидания» и число принятых законов в диаграмме «Реальность». В большинстве случаев, когда «Реальность» незначительно отличается от «Ожиданий», информация о парламентских связях представлена только в формате «Реальности».
Инициалы и фамилии парламентариев во внешнем круге – связи центрового парламентария. Цифра показывает число связей – сколько раз центровой парламентарий вступил в соавторство с тем или иным депутатом или сенатором. Чем больше сектор диаграммы с фамилией, тем больше законопроектов было инициировано в соавторстве с этим парламентарием, тем крепче парламентская связь.
Законотворческие ожидания показывают, сколько всего законопроектов было внесено на рассмотрение в Госдуму конкретным законодателем. Известно, что депутаты и сенаторы подготавливают и вносят на рассмотрение в Госдуму множество законопроектов, но только часть из них получает одобрение парламента, подписывается президентом и в итоге становится федеральным законом. Остальные законопроекты снимаются с рассмотрения и идут на доработку или же в утиль.
Законодательная реальность показывает, сколько законопроектов с помощью парламентария стали федеральными законами. Те документы, которые остаются после того, как из числа законотворческих ожиданий отсекаются снятые с рассмотрения законопроекты. Крепкие связи парламентария в формате законодательной реальности – это те депутаты и сенаторы, с которыми он действительно формирует законодательство. Именно они могут считаться эффективными. Важно учитывать, что именно законодательная реальность демонстрирует лоббистскую эффективность парламентариев, и чем больше разрыв между ожиданиями и реальностью, тем слабее лоббистская эффективность депутата-законодателя.