Счёт успешных и аварийных пусков ракеты-носителя «Восток» до полёта Юрия Гагарина был равным – восемь-восемь. Последняя до первого пилотируемого полёта авария ракеты-носителя шарахнула по нервам создателей 22 декабря 1960 года – меньше чем за четыре месяца до вечного гагаринского подвига.
Даже без учёта неизвестности и возможных «сюрпризов» непосредственно от космического корабля и каких-либо технических «пакостей» на траектории спуска с орбиты шансы Гагарина попасть на орбиту были 50 на 50. А ещё надо было уцелеть и спуститься. Поэтому трудно даже представить себе состояние всех причастных. Доктор технических наук Георгий Васильевич Костин, в недавнем прошлом заместитель главного конструктора Конструкторского бюро химавтоматики (КБХА), директор Воронежского механического завода (ВМЗ, серийный завод, специализирующийся на производстве ракетных двигателей), а в 1961 году – конструктор, молодой специалист, вспоминает:
– 12 апреля 1961 года Воронежское конструкторское бюро химавтоматики – разработчик ЖРД для ракеты-носителя «Восток» гудело как улей. С утра прошелестело: «Свершилось! Как? Что? Взлетел – понятно, раз нас не ругают. А вот как сядет?! Куда?»
Работа практически остановилась. Конструкторы на 3-м этаже собирались кучками, перешёптывались, делились услышанным на втором этаже, где были кабинеты главного конструктора и его заместителей. Ведущие конструкторы беззлобно поругивались, но сами время от времени снова убегали в приёмную главного. Возвращались важными, таинственными, помалкивали. Но как только толпа рассасывалась, подходили к кому-нибудь и, оглядываясь по сторонам, трижды предупредив «Тс-с, никому!», рассказывали очередную подробность.
Наконец будущий главный конструктор, в то время – начальник конструкторского комплекса Александр Дмитриевич Конопатов объявил:
– Через сорок минут будет официальное заявление ТАСС. У кого есть телевизор, может уйти домой.
У одного из конструкторов, занимавшего 16-метровую комнату в доме напротив проходной, был телевизор воронежского производства «Рекорд» с маленьким сероватым экраном. Набилось в комнату человек 20. Сидели на стульях и на столе, пятеро мяли супружескую постель, кто-то сидел на полу, кто-то подпирал открытый дверной косяк.
– Говорит и показывает Москва… Гражданин Советского Союза… лётчик-космонавт… коммунист… Юрий Алексеевич Гагарин!..
Объяснить словами своё состояние в те минуты невозможно. И сегодня, по прошествии стольких лет, кажется, что это происходит сейчас, в эти секунды! Сердце каждого из нас повторило полёт Гагарина, совершило свой виток в Космосе. «Семёрка» с нашим двигателем РД-0109 вывела на околоземную орбиту космический корабль «Восток», пилотируемый Гражданином Советского Союза Юрием Алексеевичем Гагариным!
Юрий Гагарин после отделения второй ступени и запуска двигателя третьей ступени и продолжения вывода космического корабля на орбиту, при радиообмене с «Зарёй», воскликнул: «Косберг» сработал!» Это была фамилия начальника ОКБ-154 (так тогда называлось КБХА). Его фамилия, так же как и данные всех руководителей ракетных и атомных «почтовых ящиков», была строго засекречена. Конечно, Гагарина в этом «провале» никто не посмел упрекнуть.
Справка «АН»
Ракетный двигатель РД-109 создан за 15 месяцев, вышел на лётные испытания в 1960 году, а в 1961 году этот двигатель третьей ступени уже выводил на орбиту корабль «Восток» с Ю.А. Гагариным на борту. Последний полёт ракеты-носителя с этим двигателем состоялся в 1991 году.