Пандемия коронавируса ударила по российским моногородам, вероятно, больнее обычных городов или деревень. Ведь на земле карантин никак не изменил порядок сева и уборки урожая, а в мегаполисах, где много всяких форм деятельности, потери снивелированы – где-то убыло, где-то прибыло. Но если в вашем городе единственный абразивный завод, а его продукцию не продать при закрытых магазинах, то производство может просто закрыться без поддержки извне.
В 2021–2023 гг. на поддержку моногородов планируют выделять по 4, 2 млрд рублей в год, что чуть ли не вдвое меньше докрымских показателей, когда бюджет был плотно накачан нефтяными деньгами. Минэкономики предлагает сократить и направления финансовой поддержки, оказываемой ФРМ: убрать, например, планы софинансирования расходов регионов и муниципалитетов на строительство и реконструкцию социальной инфраструктуры. На фоне этих изменений фонд даже приступил к разработке новой стратегии развития моногородов до 2025 г., чтобы «максимально сконцентрировать средства федерального бюджета на поддержку проектов, предусматривающих создание новых рабочих мест и привлечение инвестиций».
Из числа моногородов планируется исключить претендентов, где зафиксирован уровень безработицы менее 1%, – типа их проблемы успешно решены. Сегодня с деньгами проблемы, и правительство хочет сбросить с хребта наиболее жизнеспособные моногорода, не особо разбираясь в деталях. Один из первых кандидатов на вылет – Набережные Челны. Это второй по величине город Татарстана с населением 533 тыс. человек, у него есть автозавод КамАЗ, продавший 32 тыс. грузовиков с 1, 5-миллиардной прибылью. Со стороны кажется, что Челны могут вполне перебиться без поддержки. У власти логика – поддерживать совсем депрессивные моногорода, близкие к «социальному взрыву».
Подробнее читайте в свежем номере «Аргументов недели».