Регионам в 2021 году были отведены финансовые лимиты - 6 миллиардов рублей на тушение лесных пожаров. Об этом и ещё о трёх ключевых позициях Минприроды на весенне-летний период рассказал глава Министерства природных ресурсов и экологии РФ Александр Козлов Владимиру Путину. Если быть точными, то вышеуказанные финансы выделяются на прогноз пожаров и возгораний, подготовку сил и средств пожаротушения и реагирование на возникающие катастрофы, связанные с огнем. Но министерству мало выделенных финансов, оно хочет получить больше, по этому поводу готовится соответствующее обращение.
Минприроды прогнозирует, что в апреле-мае «огневые риски возникнут в регионах Северного Кавказа, Урала, Сибири и Дальнего Востока». С наступлением лета к ним добавятся субъекты Приволжья, Центральной и Южной России. Похоже просто дается плохо обработанная статистика пожаров за прошедшие года, настоящим прогнозом здесь и не пахнет. Минприроды и при прежнем министре особо не утруждало себя работой по выявлению реальных причин больших пожаров. Похоже, новое руководство или как говорят новая метла, собирается мести по-старому. Мнение ученых, как всегда, в расчет не берется.
В докладе Гаранту новый министр также сообщил о прогнозах «на паводкоопасный период». Здесь не надо быть семи пядей во лбу, чтобы по аналогии с прошлыми периодами объявить вероятными зонами бедствия «Сибирь, Урал и Приволжье». Конечно же, «пристальное внимание специалистов Росгидромета приковано к Северной Двине, Лене и Енисею, где при вскрытии рек возможны опасные заторы льда». Поражает масштаб мышления Минприроды, которому не до реальных точечных прогнозов в расчеты берутся огромные регионы. Все просто, чего зря работать и гадать, где-нибудь в Сибири или на Урале, точно случится паводок. Текущие на север реки, которые вскрываются из-подо льда начиная от притоков в силу своей природы подвержены паводкам. Суть работы Минприроды – искать способы решения проблем и внедрять их в жизнь, а не констатировать каждый год, что снова «нежданно-негаданно» затоплены те или иные населенные пункты, а жителей внезапно необходимо спасать. Конечно, если прогнозировать половодье масштабами Сибири, то конкретных районов бедствия - не видать.
Шедевром среди прогнозов стало заявление министра о том, что «если весна будет ещё и дружной (то есть и ледостав, и осадки одновременно), то возможны подтопления в Центральном и Дальневосточном округах». «Молодец», нечего больше добавить.
Из скудной информации о докладе по части подготовки стало известно, что «по опыту прошлых лет понадобятся дополнительные деньги из резервного фонда. Таким богатым опытом нужно бесспорно дорожить. «Будем готовить обращение в Правительство», - доложил президенту министр. Судя по его словам, именно выбивание финансов является ключевой частью подготовки к паводковому периоду в стране. «Этот вопрос нужно решать системно, поскольку и Дальний Восток, и Сибирь, и центральные регионы поднимают его каждый год. Председатель Правительства уже подписал постановление (# 1404 от 11.09.20), по которому мы с МинФином должны отработать порядок определения необходимого объёма финансирования на обеспечение переданных полномочий в области лесного хозяйства», со знанием дел сообщил он Владимиру Владимировичу. А напоследок с озабоченностью добавил: «Важно, чтобы вовремя были оплачены работы по авиации, набраны люди, чтобы они были снабжены обмундированием и техникой». В России издревле один вопрос всегда остается не разрешённым. Но, эта беда не касается Минприроды. «Чтобы быстрее реагировать на пожары Дальнего Востока и Сибири, по вашему поручению, создаётся межрегиональный лесопожарный центр «Север». Базовым аэродромом станет Красноярская «Черемшанка», от которой - быстро и удобно - добираться до труднодоступных северных и восточных лесов», - сообщил он президенту. Вот видите, проблема решена влёт. Ни о чём больше переживать не стоит. Или всё же стоит? Оказывается на выделенные миллиарды планируется закупить целых два дополнительных вертолёта. «Численность группировки увеличат на 150 человек - треть из них - парашютно-десантная служба». Это просто умопомрачающие цифры по масштабам Сибири и Дальнего Востока. О, чуть не забыла, еще четыре вертолета запланировано купить в 2022 году. А в парк центра только еще дополучат гипотетические больше ста бульдозеров и вездеходов. Это радует.
Ранее «Аргументы Недели» попытались посмотреть на проблему пожаров не глазами МЧС и Минприроды, а глазами науки и новых знаний о природе пожаров. Внушительно звучит доклад сотрудника кафедры петрологии и вулканологии Геологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова В.Л. Сывороткина на конференции Геологического и Географического факультетов МГУ «Система Планета Земля» 2021 год.
В её основе лежат более чем тридцатилетние изыскания, эксперименты, вычисления и сложное сочетание геологических, химических, биологических и физических знаний. Нам важно только, что в русле этой теории находят себе объяснение и катастрофичность, и спорадическая повторяемость лесных пожаров во многих районах нашей планеты.
В России это Забайкалье и Прибайкалье, в США — Калифорния, в Австралии — штаты Тасмания, Виктория, Новый Южный Уэльс и Квинсленд, расположенные на одном меридиане. Все перечисленные выше территории постоянного возгорания в тектоническом отношении являются рифтовыми зонами, где через многочисленные тектонические структуры — рифты и глубинные разломы на дневную поверхность выходят горючие газы глубинной природы — водород и метан.
Главным фактором, определяющим возникновение пожарной опасности, являются «отрицательные озоновые аномалии» — разрушения озонового слоя атмосферы, так называемые озоновые дыры, которые у всех нас давно уже, что называется, на слуху. Однако возникают они не из-за наших «аэрозольных пшикалок», и не из-за фреона, использующегося в холодильниках, и не из-за промышленных выбросов углекислого газа и других вредных веществ, а вследствие мощных эмиссий водорода и метана через «разрывы» в твердой оболочке Земли. «Именно под центрами озоновых аномалий располагаются центры глубинной водородно-метановой дегазации, то есть центры выделения горючих газов, где, кроме всего, за счет потока избыточного ультрафиолета запускаются реакции образования приземного озона. Развал молекул озона приводит к выделению тепловой энергии и нагреву приземного воздуха, а присутствие озона способствует воспламенению водородно-воздушной смеси в приземных слоях воздуха.
«Что касается науки, то надо планомерно выявлять районы развития систематических природных пожаров, а также дегазирующие разломы, которые могут стать причиной возгорания. Они должны быть под особым контролем. Ну а для начала нужно восстановить в каждом населенном пункте и окрестных лесах те элементарные меры противопожарной защиты, которые были повсеместно в СССР до 1991 года».
В докладе по лесам Сибири, были подняты темы о новых механизмах возникновения природных пожаров, связанных с дегазацией Земли. Из нового понимания причин природных пожаров возникает потребность в новых технологиях борьбы с пожарами, другой стратегии и организации деятельности противопожарных структур МЧС, изменения правил ведения мониторинга.
Пожары – одна из наиболее значимых угроз для лесов и их биологического разнообразия. По данным космической съёмки, за последние 20 лет в среднем в России огонь проходит 10 млн га лесов ежегодно, в отдельные годы – до 18 млн га (в 2019 году – 16,5 млн га). В год из-за пожаров полностью погибает не менее 3 млн га лесов, что в 3 раза больше, чем площадь лесов, ежегодно используемых для заготовки древесины.
Пролетающие над Россией спутники заметили рост числа так называемых термоточек, способных вызвать природные пожары приводит данные «Российская газета».
«За прошедшую неделю природные пожары зарегистрированы в Амурской области, Хабаровском, Забайкальском краях и Еврейской автономной области... Только в Амурской области зарегистрировано 299 термических точек, из них подтверждены как палы сухой растительности - 297. При этом надо учитывать, что их точное количество сложно определить из-за облачности. В реальности их может быть более чем на 50 процентов», - сообщили специалисты Всероссийского НИИ по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций на селекторе МЧС.
Особо тревожно из-за того, что сейчас масштабы природных пожаров на 19 тысяч гектаров больше, нежели в такой же период в прошлом году. Согласно краткосрочному прогнозу аномалий средних температур воздуха, более сухо и теплее обычного будет от Иркутска до Сахалина на Дальнем Востоке, а также в центре России севернее Москвы вплоть до Мурманска.
Прискорбно, что в России продолжается лишь констатация проблем без реального поиска их решений. Хорошо, конечно, что мы уже умеем их фиксировать. Дело осталось за малым – научиться их предотвращать.