Исторический центр Санкт-Петербурга и охраняемые архитектурные зоны застраиваются «стеклянными коробками» и ЖК с сомнительной эстетической ценностью. Глава КГА Владимир Григорьев, отвечающий за градостроительную политику Северной столицы, проблемы не видит и согласовывает строительство спорных объектов. По мнению экспертов, сложившаяся тенденция уже привела к уничтожению части культурного облика города, искажению панорам. При сохранении темпов застройки центра и иных районов «новоделом», Петербург утратит свою самобытность и превратиться в рядовой регион.
«Стирание истории»
Комиссия ЗакСа Петербурга по городскому хозяйству внесет на рассмотрение парламента законопроект об обязательной публикации Комитетом по градостроительству и архитектуре (КГА) решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика строящегося объекта. Согласно инициативе, до петербуржцев должны предоставлять актуальные сведения не только об участке, но также визуализацию будущего здания относительно окружающих его строений.
Законодательная инициатива актуальна и является попыткой решения серьезной проблемы Петербурга – уничтожения его уникального архитектурного облика в виду застройки «новоделом» исторического центра и охраняемых зон со зданиями дореволюционного и петровского периода. Они формируют сегодня архитектурный образ Северной столицы, городские панорамы. Это стало основанием для включения в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО исторического центра Санкт Петербурга вместе с группами памятников пригородов. Для защиты ансамблей, памятников и городской среды в начале нулевых была принята стратегия сохранения культурного наследия Северной столицы.
В последние 15 лет в Петербурге отмечается негативная тенденция, характеризующаяся сносом исторических зданий и кварталов. Вместо объектов классицизма, эклектики, северного модерна и барокко появляются вычурные, безвкусные бизнес-центры, ЖК и проекты, искажающие исторический образ города. Комитет по архитектуре и градостроительству (КГА), призванный формировать архитектурный образ Северной столицы и сохранять уникальность города и главные архитекторы Петербурга, вопреки действующим охранным стратегиям и градозащитным законам, этой тенденции лишь потворствуют.
Так был снесен исторический квартал в центре Петербурга ради строительства второй сцены Мариинского театра. Город потерял часть старинного Литовского рынка XVIII века, ДК им. Первой пятилетки (конструктивизм, сталинский неоклассицизм). После снятия строительных лесов в 2013 году облик здания ужаснул горожан и культурное сообщество. «Мариинку-2» прозвали «квазимодо», «стеклянной коробкой» и «торгово-развлекательным комплексом». Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский назвал здание «архитектурной ошибкой». Сами архитекторы подчеркнули, что строители не прочувствовали дух места и построили здание, выбивающееся из архитектурного ансамбля. Это один яркий скандальный пример из сотен однотипных историй. В период с 2010 по 2015 были снесены: корпус градских богаделен конца XIX века на Смольного 6 XIX века, Прачечный корпус Патриотического института (период постройки 1807-1828), Дом и Мебельная фабрика Тарасова (1875 г.), Дом Рогова (комплекс строений 1798,1806, 1831, 1862 годов постройки), Доходный дом К.Г.Чистякова (1901 г.) и другие уникальные строения. На их месте согласовали возведение жилых комплексов, гостиниц и иных проектов, не отвечающих дух и образу города.
При Григорьеве «разрушается Петербург»
«Эстафету» по умножению градостроительных и архитектурных ошибок продолжил главный архитектор города Владимир Григорьев после вступления в должность главы КГА в 2015 году. В период с 2015 по 2020 годы при Григорьеве в Петербурге было уничтожено около 77 исторических объектов. Были потеряны Производственные корпуса Санкт-Петербургского трубочного завода Конца XIX — начала XX в. Уничтожены: труба фабрики Мельцера, флигель дома Е. Никанорова 1900 года постройки, Дом при канатной фабрике Гота 1830 года. Северная столица утратила спортивный комплекс СКК – уникальное творение советской инженерной мысли, включенное научно-техническим обществом Франции в список величайших достижений XX века.
Что же Петербург получил или получит взамен? «Новодел», «стекло» и «безвкусицу», критикуемую горожанами, депутатами и архитектурным сообществом. Так, вместо корпуса богаделен на улице Смольного по архитектурному проекту главы КГА Григорьева уже построили шестиэтажное здание Арбитражного суда. По мнению петербуржцев, строение сильно выбивается из архитектурного ансамбля, слишком броское, не соответствует местности застройки и выглядит как неудачная попытка срисовать нечто из прошлого.
«С архитектурной точки зрения постройка — полное убожество. Видна попытка что-то срисовать из прошлого, но увы она провалена. И как всегда на крыше парники, ничего другого современные бездари рисовать не могут. Старая постройка утилитарного назначения изящнее по пропорциям и даже рисунку», - охарактеризовал проект Григорьева один из Петербуржцев.
Многие участки со снесенными историческими домами ждет застройка элитным жильем, проекты которых трудно назвать отвечающими духу Петербурга, что у Григорьева не вызывает реакции. Так, взамен флигеля дома Никанорова на Воронежской 45 построят апарт-комплекс с отделкой из кирпича и рифленой штукатурки. Защитники города и СМИ, ознакомившись с обликом нового здания, охарактеризовали его как несущее сомнительную эстетическую ценность.
«Постройка ЖК разрушит исторический уголок, пока еще не тронутый засильем новой высотной архитектуры и погубит зеленую зону вокруг дома № 45», - писал портал «Градозащитный Петербург».
На месте комплекса зданий бывшей мебельной фабрики Ф.А. Мельцера на Карповке 27 и в зоне снова трубы фабрики планируется построить элитный жилой комплекс Meltzer Hall по проекту Никиты Явейна из «Студии-44». Однако проект получил статус скандального, облик будущего дома раскритиковали петербуржцы и депутаты ЗакСа. Еще не построенный ЖК уже прозвали «домом-гробом», «крематорием» и саркофагом». В парламенте уверены: элитный комплекс не соответствует духу исторического центра города. Своим появлением он уничтожит архитектурный облик Петроградского района, исказив высотные доминанты и изуродовав стройность Каменноостровского проспекта, восприятие реки Карповки. Градостроительные СМИ и профессиональное сообщество тоже раскритиковало проект Meltzer Hall, отметив его неэстетичность и вред для исторического центра Петербурга.
«Самое худшее градостроительное решение, которое может быть использовано в Петербурге, — высотный контраст. Неспроста в закон о зонах охраны заложен запрет строить здания во дворе выше лицевых корпусов. <…> Проект Явейна в этом плане очень показателен. Он абсолютно бесцеремонно влезает между старыми домами, будто строительная пена, заполняя все пространство. Явейн — мастер создавать уникальные здания. Но я бы многие из них отнес скорее к концептам. Они имеют право существовать, удивлять, шокировать, очаровывать, но на бумаге. Как не доходят до массового производства феноменальные автомобили. Исторический центр Петербурга не для экспериментов», - заявлял ранее главный редактор издания «Канонер» Дмитрий Ратников.
Здание Арбитражного суда, Meltzer Hall, апарт-комплекс на Воронежской 45 – не единственные проекты последних лет, вызывающие критику у петербуржцев и профессионального сообщества. Разрушение облика Петербурга носит системный и повсеместный характер. Например, сегодня неоднозначно выглядит застройка намыва Васильевского острова многоэтажными элитными жилыми комплексами. То, что должно было стать морским фасадом Северной столицы, сегодня пагубно сказывается на исторической панораме города со стороны Финского залива.
Вопрос компетенции
Комитет по градостроительству и архитектуре – основной госорган, отвечающий за градостроительную политику Петербурга. Как по причине согласования проекта планирования территории при застройке, так и выдаче заключения о согласовании объекта строительства архитектурно градостроительному облику местоположения главным архитектором города. Процедура введена с 2015 года, она обязательна для прохождения при создании новых объектов. Именно КГА решает, соответствует ли проект постройки окружающей архитектуре, возможна ли его интеграция в пространство и сохранятся ли при его появлении особенности пространственной организации. То, что в историческом центре Петербурга и охраняемых зонах в последние 6 лет появляются «гробы», «саркофаги» «квазимодо» и различные «стеклянные коробки» - бросает тень на компетенцию Владимира Григорьева.
Возможно, причина в отсутствии нужного для Петербурга эстетического вкуса. Григорьева как архитектора ранее уже критиковали за собственные проекты. Например, помимо здания Арбитражного суда, по его замыслам был возведен торговый комплекс «Галерея». Экспертное сообщество посчитало современно-азиатский стиль абсолютно неуместным для исторической части города. Критиковали здание банковского комплекса Главного Управления ЦБ РФ на Ломоносовской 7, являющееся образчиком «современного стеклянного дизайна». Эксперты градостроительных порталов и вовсе характеризуют стиль дома как «специфичный фасадизм». Не меньше критики досталось и стеклянно-панельному ЖК-бизнес-центру «Игл-Риверсайд» на набережной Карповки 7. Дом абсолютно не сочетается с окружающей застройкой, а жители именуют его «жуткой безвкусицей».
Может быть, дело в том, что Григорьев на самом деле не так заинтересован в сохранении исторического наследия Петербурга, как хочет это показать. Так, глава КГА ранее был собственником архитектурного бюро «Проектная культура». По данным СМИ, чиновник до сих пор может быть заинтересован в работе компании и продвижении ее проектов. Правда это или нет – покажет время, но основания для подозрений есть. Это бюро разработало проект для строительства комплекса Академии танца Бориса Эйфмана на месте исторического Дома Басевича, предполагающего частичный снос здания 1912 года постройки. Григорьев, несмотря на протесты жителей, знающих не понаслышке, что такое «реставрационный снос», утвердил план. В целом об отношении к истории города Григорьева свидетельствует его позиция по СКК. Когда рассматривались проекты реконструкции комплекса в 2019 году, глава КГА заявил, что Градостроительный совет рассматривает возможность сноса объекта. Нюанс в то, что Григорьев в этом совете председательствует. Как известно, СКК обрушился. По официальной версии произошла ошибка демонтажа крыши, а по неофициальной комплекс снесли.
А может быть дело в игнорировании нарушений, несоответствий из-за коррупции? Ранее главу КГА СМИ уже связывали со скандалом вокруг противоречивой застройки компанией Glorax Development одной из территорий на намыве Васильевского острова. Григорьева подозревали в махинациях с выдачей разрешений на увеличение высотности возводимых объектов, вопреки исходным градостроительным документам. Например, в Генплане 2007 года указывалось, что дома не должны быть выше 40 метров. В апреле 2016 года высотность составила от 40 до 69 метров, а летом было согласовано строительство зданий уже 55 до 69 метров. Помимо этого, увеличилось и число строящихся объектов.
По какой именно причине Григорьев позволяет застраивать исторический центр Петербурга «стеклом и бетоном», что фактически приводит город к «брюсселизации», можно размышлять долго. Основная проблема при этом не исчезает. Если тенденция на такую застройку сохранится, то в ближайшие годы при нынешнем главе КГА Северная столица сильно утратит свою самобытность, уникальность архитектурных ансамблей и превратится в заурядный региональный город. Между тем, сохранение культурного наследия города эксперты сегодня считают основной задачей.
«Сегодня основная задача проектирования в историческом центре идет в контексте культурной идентичности. Петербург является культурной столицей нашей страны, и люди, приезжающие сюда, стремятся посетить Петербург именно из-за культурной составляющей. Поэтому наша задача сохранить культурную идентичность города, не нарушать ее, а если получится увеличить бренд Петербурга, это будет замечательно. На сегодняшней день, размышляя в новостройках о современной эстетике, я думаю, что новый Петербург мало чем отличается от региональных городов. А ведь у нас есть своя раннеленинградская эстетика. Мы не должны экспортировать культурную идентичность Европы, делая ремейки мейнстримов мировой и европейской архитектуры, потому что многие зарубежные мастера пользуются нашим багажом», - заявлял ранее Архитектор Михаил Мамошин.
Напомним, семья Владимира Григорьева стабильно является одной из самых богатых в Смольном, а из года в год достаток только растет. Согласно опубликованным данным о доходах, глава КГА и его супруга в 2016 году заработали 28,2 млн рублей. За 2018 год доход семьи составил 32,5 млн рублей. По данным деклараций с портала Комитета по градостроительству и архитектуре, в 2019 году достаток семьи вырос до 34,7 млн рублей.