Писатель Александр Лапин: За что нужно сказать спасибо Сталину и Берии
№ () от 30 марта 2021 [«Аргументы Недели », Александр ЛАПИН ]
Узнав о тематике моей следующей книги, многие спрашивают: «Почему взялся за роман о сталинских временах?» А ещё больше удивляются, услышав его рабочее название: «Секс и бомба Лаврентия Берии».
В чём причина моего интереса?
Во-первых, эта линия укладывается в общий замысел моего романа-эпопеи «Русский крест». Он охватывает промежуток с 1960-х, когда родились мои герои, до сегодняшнего времени – завершается сага недавно вышедшей «Книгой живых». Но для полного понимания всего, что случилось с ними и страной за тот период, важно показать, что ему предшествовало.
А вторая причина касается нас всех. Мы никак не можем уместить в голове собственное прошлое. 70 лет при советской власти. Что за эпоха? Без внятного понимания дальше идти не сможем. И это осознание грызло меня долгие годы.
Сам я давно интересовался этим разделом истории. Много читал. Но так и не пришёл к однозначным выводам. Посмотришь телевизор или послушаешь споры в литературной тусовке – постоянно видишь людей на разных позициях.
С одной стороны – сталинисты. С образом прекрасного вождя, которого оболгали. А вместе с ним оплевали наше славное советское прошлое. С другой – те, кто считает Иосифа Виссарионовича кровопийцей и всех его приспешников – такими же упырями.
В результате русский человек спустя почти сто лет после создания СССР находится в раздвоенном сознании. Советское время – это счастье, великая эпоха и рай земной? Или провал страны и позорные страницы, которые привели к краху в 1990-е?
Мне лично не хочется попадать ни в стан коммунистов, воспевающих то время. Ни к «либералам», которые его проклинают.
С каких позиций оценить советское прошлое?
Давайте посмотрим на него с точки зрения духовной эволюции русского народа. Но для начала нужно осознать: такая эволюция не идёт прямолинейно. На всём протяжении истории человечества люди то возвышались до небывалых высот, то падали – порой на самое дно.
Возьмём для примера Римскую империю – выдающийся образец. Мировая цивилизация только в XIX веке смогла воссоздать её достижения. Но на определённом этапе и там начались упадок, разложение. Пришли варвары, и настали мрачные времена регресса. В том числе в религиозной жизни – вспомним Средневековье с его инквизицией. И лишь потом случился Ренессанс.
Если говорить о культурных достижениях нашего народа, то пик их, по моему мнению, пришёлся на XIX столетие. Здесь вам и великая литература: Пушкин, Тургенев, Достоевский, Толстой… И подъём христианских чувств. Православие, самодержавие, народность. А вот начало XX века считаю эпохой одичания. И не только у нас.
Почему? Началось с того, что появились новые виды оружия. Дальше не заставила себя ждать Первая мировая. А большая война привела к деградации всех народов, которые в ней участвовали. Когда миллионы учатся убивать, грабить и насиловать – это неизбежно низвергает в духовную пропасть.
Если бы знал Лев Николаевич, в конце жизни проповедовавший непротивление насилию, что уже через четыре года после его смерти людей будут, как клопов, травить газами. Или косить пулемётами, как траву. А цивилизованные страны, забыв свои культурные достижения, начнут восхвалять эту мясорубку. Что бы он сказал?
Одичание продолжалось и у нас. Тем более Россия только пережила революцию 1905–1907 годов и ещё не успела отмыться от крови. Исконно крестьянская страна и без того была не слишком окультуренной. «Прослойка» интеллигенции – тоненькая. Рабочий класс – мизерный. А здесь за одной трагедией следует другая. Потом и вовсе – нравственная катастрофа: 1917‑й и война Гражданская. Где уж тут думать о моральных высотах. Не случайно Максим Горький мечтал, что народятся новые люди, а таких, мол, нам не надо.
И вот здесь мы подходим к главным действующим лицам. Ленин, Троцкий, Сталин… И герой моего нового романа Берия.
Кто они были?
Будем честны. Люди без корней. Без религии. Голые прагматики. А созданная ими РСДРП – партия террористов. Цель которой – захватить власть и установить свою диктатуру. По своему составу и методам сегодня она встала бы в один ряд с наиболее экстремистскими группировками. И сразу была бы объявлена вне закона.
Тот же Сталин лично участвовал в экспроприациях. «Грабил награбленное». Человек из самых низов. Отец – сапожник. Мать занималась подёнщиной: стирала бельё соседям. Сам – недоучившийся семинарист. По понятиям обывателей, бродяга и бандит, который постоянно сидел в тюрьмах. К слову, показательны и его отношения с женщинами. Поскольку с нормальными взрослыми дамами у него не ладилось, то «общался» с молоденькими: так было и с первой женой, и со второй. Но это отдельная тема.
В целом же пример очень типичен. Кто был ничем… О том, что представляли собой люди, которые строили страну, прекрасно рассказано у Михаила Булгакова в «Собачьем сердце».
К слову, о евреях. Вопрос неудобный, но важный. Почему именно они массово устремились в революцию? И заняли множество руководящих постов?
В результате ущемления в правах представители этого народа в тот момент представляли собой наиболее отсталую в материальном плане, бедную часть населения страны. Но за всю историю гонений выработали удивительную способность к самоорганизации. И явно желали добиться лучшей жизни. Не удивительно, что в еврейской национал-рабочей партии «Бунд», которую очень не любил Ленин, было 30 тысяч членов, в то время как у большевиков – втрое меньше.
Учебники об этой истории умалчивают. Как и о многом другом. Преподносят всё так, мол, Владимир Ильич организовал партию рабочего класса. На самом деле изначально в организации и проведении первого съезда РСДРП в Минске самую активную роль сыграл «Бунд», ставший одним из учредителей и вошедший в РСДРП на этом съезде. И постепенно маленькая террористическая организация превратилась в массовую партию, провозгласившую интернационализм, отсутствие родины, борьбу с русским шовинизмом.
Это первое моё открытие. Второе – власть буквально валялась в грязи. И большевики её подобрали. Никто не верил, что они удержат её в такой большой стране. Но они смогли.
Как им это удалось?
Конечно, им нужно было победить в Гражданской войне. И они это сделали. Дальше требовалось зачистить страну от людей мыслящих, которые могли оказать сопротивление. Интеллигенция и без того массово эмигрировала. А большевики помогали: снаряжали целые пароходы для высылки ярчайших её представителей. Цвета нации. Кто не уехал, попадал под пресс. Как расстрелянные в Крыму остатки белых.
Такая зачистка привела к тому, что одичание усилилось. Более того, советская власть решила одолеть последний оплот старого мира. Уничтожить церковь. Чтобы никто не препятствовал её воле. Не мешал делать нового человека, который шагнёт в светлое коммунистическое завтра.
А для его создания необходимо было расчистить место. Люди, «испорченные» культурой и буржуазным образованием, не подходили. Требовалось вылепить такого человека с нуля. Причём отнять у всех собственность. Полностью разрушить привычный уклад.
Как этого добиться? Путём образования и воспитания? Та же церковь и за тысячу лет не особо преуспела с такими методами. Советской власти результат требовался здесь и сейчас. А для этого нужно было запугать людей настолько, чтобы они согласились с неестественным порядком.
Рассматривая в Музее политической истории России обыкновенную тетрадку с планом по расстрелам, я никак не мог понять, как такое возможно. По разнарядке на 1937 год в ходе репрессий требовалось уничтожить несколько сот тысяч человек. Просто в голове не укладывалось: какие-то люди сели, от руки расписали цифры напротив каждого региона страны – столько убить, столько посадить в лагеря – и хладнокровно запустили гигантский смертельный маховик. Люди ли они вообще?
Постоянно думая над этим и изучая самые разные источники (например, недавно читал историю ареста Даниила Андреева и его жены), я пришёл к выводу: уничтожали даже не за преступления, а за мысли: если думаешь не так, как тебе приказано.
Где мы встречали подобное?
На этот вопрос я ответил себе, листая историю инквизиции. Тогда было так же. Кто-то доносит на человека – его начинают пытать. Что остаётся? Оговорить себя: «Думаю по-другому». Значит, еретик. На костёр!
Наши в борьбе с инакомыслящими пошли ещё дальше: ты враг, если не только уже подумал, но хотя бы способен думать иначе. И уничтожали по сословиям. Смотрит тройка: дворянин, сын священника или бывший купец – значит, может иметь мысли, отличные от пролетарских. В расход!
Помимо выработки тотального страха одних настраивали против других. Допустим, как отобрать у крестьян только что полученную землю? Сказать: «Вы, бедные, – хорошие. А кулаки – плохие. Отберите у них имущество – и будет вам счастье».
И это породило новую волну деградации. В итоге даже деревня перестала быть оплотом нравственности, каким считал её всё тот же Толстой. Моего деда Трофима арестовали только за то, что пожалел своих быков, голодающих и мёрзнущих на общем дворе. Сказал: «Мне такой колхоз не нужен!» И всё. Убили. А мать из-за пары кукурузных початков, принесённых с колхозного поля в голодное время, по доносу соседки хотели отправить в лагерь на два года – по количеству кочанов. В итоге вину взял на себя отец и отсидел за неё. Потом собственная сестра зимой за долги отобрала у неё с детьми дрова. Вот до чего был доведён народ в своём одичании.
Не хочу жонглировать цифрами. Для иллюстрации достаточно процитировать слова Макара Нагульнова из «Поднятой целины» Шолохова: «Да я… тысячи станови зараз дедов, детишков, баб… Да скажи мне, что надо их в распыл… Для революции надо… Я их из пулемета… всех порежу!» Вот вам образец революционного отношения к человеку. Сюда же можно добавить стремление уничтожить семью. Обобществить женщин. И многое другое.e_SClBИ вот после того, как в ходе репрессий была истреблена и царская, и революционная элита, началось создание новой, советской. Открылись сотни вузов, появилось всеобщее образование…
Кто ещё пытался создать нового человека?
Это был очень амбициозный проект. Однако не единственный. Помимо России чуть позже такую попытку предприняла Германия. Гитлер, создавший национал-социалистическую немецкую рабочую партию, считал себя социалистом в большей степени, чем нацистом. Но он хотел построить социализм для своего народа – за счёт остальных. А наши деятели – для всего мира. Россию же использовать в качестве топлива для костра мировой революции. (Хотя те же немецкие пролетарии вскоре показали, кто кому брат.)
Как бы то ни было, последователи фюрера принялись ковать своего человека – арийского, а мы своего – коммунистического. Естественно, два этих проекта вскоре столкнулись на поле битвы.
Существовал и третий вариант создания нового человека – мировое масонство с его стремлением переделать людей по своим духовным заветам. Наибольшее развитие оно получило у англосаксов. Этой темы я касался в романе «Крымский мост». Америка – государство, построенное по всем лекалам вольных каменщиков. (Президент Трумэн приказ об атомных бомбардировках Японии подписывал, облачившись в масонский фартук в окружении прочих атрибутов тайного общества.) Но это тема отдельная.
Итак, два основных проекта стартовали в первой половине прошлого века. И вот мы, сидя уже в XXI столетии, рассуждаем о них с сегодняшних позиций. Когда жизнь более-менее благополучная и 75 лет не было большой войны. Даже мыслим уже по-другому. Не понимая, что в тот период в мире все правители были одинаковы.
Сталина мы считаем кровожадным. Гитлера – вне всяких сомнений. А венгерский Хорти, итальянский Муссолини или румынский Антонеску чем-то лучше? А продвинутые лидеры Запада, устроившие огненный смерч в Дрездене (о Хиросиме и Нагасаки уже не говорю)? Или их ярчайший представитель Черчилль? Не успели мы закончить войну, этот «образцовый» руководитель уже разрабатывал план «Немыслимое», предполагавший в том числе и объединение с немцами для атаки на Советский Союз.
Порядочности и нравственности не было ни у кого. Поэтому считаю, что таких людей, как Сталин, нужно сегодня судить не по меркам нынешнего времени, а в историческом контексте.
Чем он хуже других правителей?
Например, Чингисхану сегодня не предъявляют претензий за то, что вырезал целые города, в том числе русские. Он строил империю. И в Монголии ему ставят памятники.
Или китайцы не поднимают вопрос о Мао: сколько людей погубил в годы культурной революции или ошибок совершил во время войны с Японией. Они прагматично посчитали: от его действий получились условные 70% пользы и 30% – вреда. Нормально.
Нам же подавай самую высокую планку. И если советские руководители до неё не дотянули – уже чудовища. Ничего положительного.
Хотя, к примеру, Петра I, у которого по пушкинскому выражению многие указы «писаны кнутом», никто особо не проклинает. Не вспоминает историю, как его первая жена Лопухина уже после ссылки в суздальский монастырь полюбила майора Глебова. И император велел посадить несчастного на кол. А бывшую супругу заставил смотреть, как он 14 часов умирал. Стоявший рядом солдат следил, чтобы та не отводила глаз.
Или, когда вторая жена Екатерина спелась с братом его любовницы Анны Монс, Пётр приказал отрубить ему голову, заспиртовать и поставить ей в спальню: любуйся! А казнённые стрельцы всю зиму висели под окнами сестры Софьи.
Но мы чудовищем его не считаем. И не мерим сталинскими мерками. Он «Россию поднял на дыбы». Прорубил окно в Европу. Хотя перед ним тоже стояла задача модернизировать страну. И решал он её похожими методами. Тысячи погибших при строительстве Петербурга – пример хрестоматийный.
Здесь я вовсе не призываю отказаться от критических оценок. Но надо разобраться. Да, это были такие люди. Для них не существовало нравственности. Хорошо всё, что помогает революции. И по локти в крови замазаны не отдельные личности, а большинство руководителей. Так что давайте смотреть по результатам.
К чему привёл советский проект?
После смерти Сталина произошла простая вещь – деградация руководящего состава. Фанатика создания нового человека сменили не пламенные коммунисты, а временщики, которые любили жизнь и особым рвением не отличались.
Что ещё важно: в стране не было системы передачи власти (кстати, как и сегодня). По подобию царской России она переходила либо после смерти, либо в результате заговора и убийства предыдущего правителя. Прорывался к ней не лучший менеджер, а самый хитрый из плеяды приспешников.
Умер Иосиф Виссарионович – Хрущёв прикончил Берию и избавился от Маленкова, отправив работать в Казахстан. Затем серая лошадка Леонид Ильич сместил Никиту Сергеевича. И правил до гробовой доски. Потом были Андропов, Черненко. За ними Горбачёв, Ельцин.
Цивилизационный проект по созданию советского человека тем временем нуждался в новых лидерах. И казалось бы, окончательно заглох.
Но всё же была одна вещь, предрешившая и само существование России, и её дальнейшее духовное развитие. Именно её мы должны поставить в заслугу Сталину и Берии. Создание атомной бомбы.
В 1940-е по мере накопления ядерного боезапаса менялись и планы американцев: сколько людей нужно убить в Советском Союзе. Сначала наметили 20 городов. Потом, по мере роста ядерных запасов, это число в разы увеличилось. Всё мечтали, как нас сжечь. Думали, свою бомбу мы сделаем не раньше 1955-го. А Лаврентий Палыч их обманул – и испытал её уже в 1949-м. Обрушил планы.
Да, Сталин и его окружение не смогли передать свой цивилизационный проект дальше. Но созданием атомного оружия они подарили нашему народу 75 лет мирного существования. Возможность оставаться живыми и искать дальнейшие пути духовного роста. Когда не нужно было вгрызаться в глотку врагам в смертельной борьбе.
Какой урок из этого можно извлечь?
История не делается в белых перчатках. Провидение реализует свои намерения не только через героев, которых мы считаем хорошими, – вроде Александра Невского или протопопа Аввакума. Оно действует через любых людей, способных выполнить нужную задачу. Хотя сегодня мы бы, может, и руки им не подали.
Сталин или Берия не были чистоплюями. Но смогли сохранить наш народ. И уже с 1950-х пошли новые ростки духовности. Власть тоже стала думать о нравственных нормах. В хрущёвские времена перелицевали религиозные требования и составили Моральный кодекс строителя коммунизма. Сделали лозунгами понятные вещи: «Человек человеку – друг, товарищ и брат»; «Кто не работает, тот не ест». Ценностями объявили труд на благо общества, простоту и скромность, коллективизм, взаимное уважение…
Когда ужас войны отодвинулся на второй план, уже не требовалось выкашивать инакомыслящих, чтобы сплотить нацию. Как закономерное явление возникли диссиденты. Оживилась общественная дискуссия.
Даже после крушения СССР наличие ядерного оружия не дало нашим «партнёрам» истребить русских. (Они хоть и скрывают это, но по-прежнему страдают от страха перед Россией и зависти к ней, от которых их обещал избавить Гитлер.)
После лихих девяностых мы продолжаем выходить из дикого состояния. Всё большие масштабы набирает благотворительность. Наконец-то всерьёз заговорили о сохранении природы (им озаботились даже олигархи, раньше стремившиеся только набить брюхо и карманы). Сегодня мы видим массовое волонтёрское движение. Продолжается подъём Православия.
В новой обстановке рождаются новые люди. Они по-другому смотрят на мир. Более свободны. И могут выбирать, как им жить, во что верить. Половина школьников идёт за высшим образованием: у них есть возможность его получить. У молодёжи уже нет ужаса перед государством, которое может превратить тебя в лагерную пыль.
Да и само оно внедряет гуманные программы: заботы об инвалидах, матерях, малоимущих. Недавно я и вовсе чуть не упал со стула: на одной из встреч первый зам главы администрации президента Сергей Кириенко заявил, что задача государства – помочь каждому человеку реализоваться. То есть пройти свой путь духовного развития. Фактически он выразил мою мысль, которую не устаю повторять в статьях и на встречах с читателями.
Конечно, сегодня идут другие войны. Информационные. Но это уже не то. Многие говорят о бедности и множестве иных проблем. Я их не отрицаю. Однако в сравнении с тем, что пережили люди в XX веке в нашей стране, мы ушли очень далеко. И должны понимать, что основы нашего существования были заложены теми, кого нынче не жалуем, но обязаны оценить по справедливости. Они создали не только оборонную, но и нефтяную, газовую и прочую промышленность. Плодами их труда мы пользуемся до сих пор.
За что ещё стоит сказать спасибо Сталину?
Я назвал бы его великим учителем русского народа. Он дал нам жестокий урок. Как писатель вижу общие недостатки, которые формируют нашу коллективную карму. Во-первых, мы слишком доверчивы. Во-вторых, наивны. Вспомним историю с Горбачёвым, поверившим западным руководителям, что они не будут расширять НАТО. Или с Януковичем, который под их гарантии сдал власть. Вот уж действительно, простота хуже воровства.
А ещё мы незлобивы. Незлопамятны. При этом в течение века умудрились устроить три революции и дважды разрушить собственное государство: в 1917-м и 1991-м. Чтобы потом плакать на обломках. Нормальный народ так сделает?
Кроме того, мы недружные. Все остальные в трудных условиях кучкуются и поддерживают друг друга. И только русские выживают поодиночке.
Сталин же, как всякий тиран, возбуждающий в людях нужные чувства и играющий на их слабостях, дал нам мощную прививку. Показал, к чему приводят тяга к сильной руке, авторитаризму и слепая вера в доброго царя-батюшку. Чем чреваты излишние доброта и терпеливость. Эта прививка действует и сегодня.
Может быть, благодаря полученному опыту мы также поймём: человек огромен – в нём есть всё. Но сегодня нужно опираться не на зависть, ненависть или страх, а на душевное благородство и талант.
Цивилизационный проект не был доведён до конца. Однако духовная эволюция продолжается. И этим мы обязаны во многом тем, кто не заслужил монументов в граните, но остался в памяти народов.