«Славянский род старше пирамид»
30 марта 2021, 14:02 [«Аргументы Недели», Олег Грищенко ]
Прочитав вынесенную в заглавие фразу Мавро Орбини, хорватского историка начала 17 века, немедленно хочется сказать: «Фантазии, преувеличение, аллегории!» Нас всю жизнь учили, что славяне – относительно молодой народ, появившийся только в 4 веке. Конечно, довольно некомфортно менять сложившееся мнение, даже если оно не слишком радует душу, но все-таки, а вдруг мы ошибаемся, когда думаем о наших предках с меньшим уважением, чем они того заслуживали?
Почему мы должны отвергать свидетельство ромейского историка 4 века Фемистия, писавшего о скифах не иначе как «СКИФЫ-РУСЬ»? Стефан Византийский, эллинский философ 6 века называл этрусков и готов «славянским племенем». В 7 веке ромейский историк Феофилакт Симокатта утверждал, что славяне «древле» назывались, в том числе «гетами». Также в 7 веке Фредегар Схоластик не единожды упоминал венедов, считающихся предками германцев, как славян. В 10 веке ромейский император Константин VII «Багрянородный» писал, что «эллины называли русов «кто скифами, кто гуннами – по собственному усмотрению». Историк 13 века, монах-францисканец Гильом де Рубрук утверждал, что «язык русских, поляков, чехов и славян один и тот же с языком вандалов, отряд которых всех вместе был с гуннами».
И прочее, прочее, прочее…
Можно, конечно сказать, что все многочисленные древние свидетельства о славянах неверны. Но почему, собственно? Каким первоисточникам мы должны верить?
Совершенно потрясающие сведения о древности славян содержится в новгородском «Сказание о Словене и Русе и городе Словенске» из Хронографа 1679 года, написанном на основе собрания русских летописей. В нём есть указание, что славяне появились в Европе не позднее 2452 года до н.э. (5551 год до н.э. – согласно Блаженному Августину (епископу Гиппонскому, одному из Отцов христианской церкви, является годом завершения сотворения мира, от которого ведётся летоисчисление):
«От создания мира до потопа лет 2242, а от потопа до разделения язык 530 лет, а от разделения язык до начала создания Словенска Великаго, иже ныне Великий Новъград, 327 лет. И всех лет от сотворения света до начала словенскаго 3099 лет» (т.е. «Словенск Великай» создан в 2452 году до н.э.).
Знаменитый российский учёный 18 века М.В. Ломоносов, автор, в том числе и исторических трудов, писал, что славянский народ «был в нынешних пределах ещё прежде рождества Христова», и что «предки славян» населяли Европу ещё во времена легендарной «Троянской войны», которую современные историки относят к началу 1 тысячелетия до н.э. «Славян греки и латины называли сарматами», – в частности писал Ломоносов, также указывая, что и скифы были одними из предков славян.
Все эти «новые» для большинства читателей сведения становятся менее неожиданными, если понять очевидное: славянский народ, как и многие другие большие народы не всегда именовался этим названием. ПРЕДКИ славян назывались по-другому.
Иордан, готский историк 6 века писал о славянах, что «их наименования теперь меняются соответственно различным родам и местностям».
Согласно «Повести временных лет» (12 век), «разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели».
В.Н. Татищев, знаменитый российский историк начала 18 века отмечал, что в первоисточниках часто присутствовали различающиеся названия одного и того же народа, данные ему соседними народами. «Древние смятением имён славян погрешали, оставив их собственные имена, скифами, готфами, руссами и татарами именовали», – писал он.
«Нередко переименованием народов «старинное помрачается», – подчёркивал М.В. Ломоносов.
Екатерина II «Великая», российская императрица, изучившая множество древних летописей и написавшая большую книгу «Записки, касательно русской истории» также писала: «Греки прозвали скифами на великом пространстве Африки, Азии и Европы живших народов, и в название сие включали многих народов, яко то и славян, сармат и татар».
Митрополит Московский и Коломенский Макарий (Булгаков), историческая работа которого «История русской церкви» была напечатана в 1882 году, писал: «Многие праславянские народы в силу различных исторических причин, с какого-то времени принимали разные названия и затем начинали считаться по происхождению иными, чем славяне народами».
Так каковы же на самом деле причины изменения именования и «укорочения» истории славян, чьи предки, согласно многим историческим свидетельствам, жили в Европе ещё в начале 1-го тысячелетия до н.э.?
Здесь нужно различать субъективные и объективные факторы.
Во-первых, многие укоренившись в тех или иных землях праславянские племена в силу различных исторических причин, с какого-то времени принимали разные названия и затем начинали считаться по происхождению иными, чем славяне народами. Постепенно в этих новых государствах как правило происходило и естественное языковое обособление – там создавались свои грамматики, фиксирующие местные диалекты уже как отдельные языки.
Но необходимо учитывать и фактор «государственного» разделения народов на народы с новыми именованиями. Вожди племён, желавшие закрепить за собой отдельные территории, создавали на них свои царства, и в результате, история народов новых царств «укорачивалась», так как не включала уже период, когда эти народы были частью единого большого народа. Здесь и кроются причины постоянно возобновляемого «политического» заказа со стороны элит Западной Европы, которые не заинтересованы признать, что предки славянских народов, форпостом которых ныне сейчас является Россия, присутствовали и активно влияли на европейские и мировые дела уже в самом начале формирования европейской цивилизации.
Грищенко Олег Викторович - писатель, историк, филолог.
Окончил МГУ им М.В. Ломоносова, факультет Психологии.
Пишет художественные произведения по исторической и другой тематике.
Автор книг о древней истории России и об истории возникновения речи и русского языка.