«Ильюша» – 50 лет в строю
№ () от 23 марта 2021 [«Аргументы Недели », Владимир Леонов ]
25 марта юбилей у причастных и не очень к созданию эпохального для отечественной авиации самолёта – тяжёлого военно-транспортного Ил-76. В этот весенний день 1971 года лётчики-испытатели ильюшинской фирмы подняли первый опытный борт с аэродрома на Ходынском поле (чуть больше шести километров от Кремля, теперь не существует, ныне Ходынка застроена элитным жильём и торговыми центрами) и перелетели на аэродром Раменское в Жуковском. Пошла работа. Свыше 25 мировых рекордов! У самолёта десятки профессий. И это не самолёт-раритет, а эффективный авиационный комплекс, который продолжает развиваться и совершенствоваться. Сегодня, в день рождения «Ильюши», поднять бокалы за этот самолёт имеют право сотни тысяч людей. Те, кто конструировали, летали, строили. И были им спасены...
Спереди – улыбка, с хвоста – воин
В военной модификации самолёт в хвосте имеет спаренную установку скорострельных пушек ГШ-23. Грозное оружие, между прочим. А вот спереди самолёт дружелюбный и улыбчивый. Посмотрите ему прямо в лицо – рот до ушей! Кабина в два этажа, наверху пилоты, внизу, в «кабинете», штурман. К слову, лётчики «Ильюшу» любят – просторно, удобно. Главное – самолёт способен выживать месяцами в дальних командировках. Поэтому Ил‑76 – топ-самолёт для Азии и Африки. И не только для них. Арктика и Антарктида – тоже место подвигов нашего Геракла.
А начиналось всё традиционно для советской кадровой системы. Как вспоминал генеральный конструктор, дважды Герой Социалистического Труда Генрих Новожилов, однажды завотделом оборонной промышленности ЦК КПСС Иван Сербин заявил прямо: «То, что у тебя будет самолёт, мы в этом не сомневаемся. Ты уже достаточно поработал, прошёл большой путь, вёл самолёты Ил-18, Ил-62, тебя рекомендует сам Сергей Владимирович Ильюшин...» Ил-76 стал первым «авторским» самолётом Генриха Васильевича. Дальше – адская работа. Самолёт удался и до сих пор, в десятках модернизациях и версиях, остаётся главным военно-транспортным самолётом (и не только!) ВВС РФ.
Самолёты, созданные под руководством Новожилова, по сей день остаются гордостью авиации России. В 2013 году на Международном авиакосмическом салоне (МАКС-2013) абсолютно случайно встречаемся с академиком РАН Генрихом Васильевичем. Радостно, с объятиями. Привожу прямую речь на стандартное приветствие «как дела и рад вас видеть»:
– В данный момент презентуют правительству новый Ил‑476 (Ил‑76МД-90А), меня даже не пригласили. Запомните – по аэродинамике, размерам самолёт ни на миллиметр не изменился, как мы его тогда нарисовали, как сделали – так он и есть... А я, генеральный конструктор самолёта, – им не нужен.
Тоннель в хвостовой части Ил‑76, через который можно попасть из задней части грузового отсека в киль самолёта, у техников зовётся «Проспектом Новожилова». Тесно, неудобно, но забраться на пятнадцатиметровую высоту вертикального стабилизатора можно. А для техников – нужно лезть.
Что насупился, «Ильюха»?
Нынче вылет до зари,
Набивают снова брюхо,
Груз швартуют технари.
Носят ящики солдаты,
И заката акварель,
Только нам не до заката,
Рампа, тельфер, аппарель.
Рампа здесь не значит сцена,
Палуба не значит флот,
Мы не взвинчиваем цену,
Надписью «Аэрофлот».
Мы летаем где стреляют,
Экипажу не впервой,
И «Илью» не испугают,
Грузовик наш боевой.
Автор Николай Анисимов
Немного чудес
Громадный самолёт, с разрешённой взлётной массой в новых версиях хорошо за 200 тонн способен летать за счёт великолепного крыла и его механизации на минимальной скорости 230–240 км/ч. Для десантирования самое оно. Ни один самолёт в мире на это не способен. С него десантировали груз под 50 тонн! Махом – моногруз! Условный кирпич весом полсотни тонн... Никто и никогда этого не делал и не делает. Только Ил-76. А крейсерская скорость на эшелоне – около 850 км/ч.
Опять же кто сбрасывал груз для выживания нашей антарктической станции? Ил-76! Сейчас для самой продвинутой версии Ил-76 открыты все арктические и антарктические просторы. Дальность с двигателями ПС-90‑А76 хорошо подросла. С грузом 20 тонн – 8500 км. 60 тонн отвезёт на 4 тысячи километров.
Возвращаюсь в прошлое. Это из книги Генриха Новожилова «О себе и самолётах».
«В один прекрасный день меня вызывает заместитель председателя Совмина, председатель ВПК Смирнов Л.В.:
– Ил-76 танк перевозить может?
– Нет!
– Такой самолёт должен перевозить танк!»
Надо было поднять десантную нагрузку, загнать Т-72 в кабину, но танк был шире. С танка сняли кумулятивную защиту, и с минимальными зазорами он вроде по расчётам проходил. В ОКБ привезли танк, танкисты – полковник и старшина. Новожилов с ужасом посмотрел и решил, что деревянный макет самолёта обречён:
«Говорю старшине, что нужно загнать этот танк по рампе в грузовую кабину, а потом выкатить его обратно, уже задним ходом...
– Сюда?
– Да.
– Какая проблема...»
Ил-76 – самолёт уникальный. ОКБ напряглось и сделало системы пожаротушения. Сначала 32 тонны огнегасящей смеси, потом довели до 42 тонн! Летают по всему миру, тушат пожары, демонстрируя возможности российской конструкторской и технической мысли. А на первом экземпляре пожарной версии самолёта тушили в начале 90-х пожар на складе боеприпасов в Армении, под Ереваном. И потушили! На борту был первый замминистра МЧС Юрий Воробьёв и сегодняшний генеральный конструктор «Ильюшина» Николай Таликов. Итог – ордена «За личное мужество» за практические испытания новой техники над фейерверком из снарядов, ракет и всего другого боезапаса. Пилотировал лётчик-испытатель Герой России Игорь Закиров. А в ноябре 1995‑го самолёт с противопожарным оборудованием получил (и оборудование, и самолёт!) Золотую медаль и диплом на Всемирном салоне изобретений и научных исследований в Бельгии «Брюссель-Эврика-95».
Новое оаковское руководство ильюшинской фирмы решило праздников не устраивать, прессу не приглашать. Но тут упёрлось командование ВТА: «Ильюша» – основная рабочая лошадка, «грузовик наш боевой». В итоге позволили отметить юбилей – но тихо... Может быть, боятся, что какой-нибудь шустрый журналист ляпнет: «Новейшему российскому самолёту Ил-76МД-90А – полвека!» А этим гордиться надо! Значит, летом 1966 года, когда вышел Приказ Министерства авиационной промышленности о начале работ по созданию проекта самолёта Ил-76, всё начали делать правильно. И всего через пять лет самолёт вышел на лётные испытания. Повторите успех, господа! Были три года, когда этот сложный и очень крупный самолёт Ташкентский авиазавод выпускал по семьдесят (70!) единиц в год. С юбилеем!
Трудяга-воин-рекордсмен
Особое место занимал Ил-76 в обеспечении воздушных перевозок в Афганистане. Как и в Сирии. В период с декабря 1979-го по 1984 г. в перевозках использовались все типы военно-транспортных самолётов, находящихся на вооружении ВТА, а с 1985 г. использовались только самолёты Ил-76 и Ан-12, причём основной объём перевозок производился на самолётах Ил-76 (89% личного состава и 74% грузов), оказавшихся наиболее эффективными и защищёнными от огня ПВО. ВТА выполнила в Афганистан всего 26 900 рейсов, на долю самолётов Ил-76 приходились 14 700.
К середине 1980-х гг. Ил-76 стал основным самолётом ВТА как по численности (около 50% самолётного парка), так и по боевым возможностям группировки (более 60%). К 1991 г. (год развала СССР и мощной армии) эти показатели достигли соответственно 69% и 70%.
Характеристики самолёта Ил‑76 позволили провести работы по установлению авиационных мировых рекордов. В июле 1975 г. на первом серийном самолёте Ил‑76 экипаж заслуженного лётчика-испытателя СССР Героя Советского Союза Я.И. Верникова в полёте с грузом массой 70 121 кг достиг высоты 11 875 метров. В этот же день экипаж заслуженного лётчика-испытателя СССР А.М. Тюрюмина в полётах по замкнутому маршруту показал рекордную среднюю скорость полёта 857, 657 км/ч с грузом 70 т на дальность 1000 км. С грузом 70 т на дальности 2000 км была достигнута рекордная средняя скорость 856, 697 км/ч. Несколько дней спустя экипаж А.М. Тюрюмина в полёте с грузом 40 т по замкнутому маршруту протяжённостью 5000 км достиг рекордной средней скорости полёта 815, 968 км/ч.