> Экономист Вячеслав Бобков: об отказе государства от продовольственной корзины - Аргументы Недели

//Общество 13+

Экономист Вячеслав Бобков: об отказе государства от продовольственной корзины

№  () от 23 марта 2021 [«Аргументы Недели », Сергей Рязанов ]

Фото АГН «Москва» / А. Авилов

Ожидалось, что в 2021 г. страна войдёт с пересмотренной потребительской корзиной. Результат не превзошёл и не обманул ожиданий, он просто смёл их: правительство не пересмотрело корзину, а просто отказалось от неё. Об очередном шаге в сторону от социального государства рассказывает Вячеслав БОБКОВ – доктор экономических наук, профессор, заведующий Лабораторией проблем уровня и качества жизни Института социально-экономических проблем народонаселения, директор Научного центра экономики труда Российского экономического университета им. Плеханова.

– Как рассчитать прожиточный минимум (далее – ПМ), если потребительской корзины более не существует?

- В мировой практике есть два подхода к объективному определению ПМ (субъективное определение – это опросы граждан). Первый – абсолютный подход, когда в основу кладётся конкретный потребительский стандарт, то есть потребительская корзина. Второй – относительный подход, когда ПМ высчитывается в процентах от медианного дохода. Напомню: медианный доход – это величина, относительно которой у половины населения доходы выше, а у половины ниже, и в условиях неравенства он меньше среднедушевого дохода процентов на 20.

Во всех странах Евросоюза, во всех странах ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития, включающая 37 развитых стран, которые производят около 60% мирового ВВП. – Прим. «АН») практикуются оба подхода. В нашем правительстве до недавних пор применяли только абсолютный подход, то есть связанный с корзиной, а теперь решили применять только относительный. Учёные долго призывали власть к его использованию, но никак не вместо абсолютного, а в дополнение к нему.

В развитых государствах относительный подход служит для того, чтобы выявить, насколько потребление нижних слоёв общества, соответствующее корзине, отстаёт от среднего уровня потребления в стране. И если отстаёт слишком сильно, тогда либо корзина пересматривается в сторону увеличения, либо самым уязвимым слоям оказывается дополнительная социальная поддержка. Словом, подход должен служить борьбе с бедностью, служить для повышения доходов, а наше государство взяло существующие доходы (и только их) за ориентир для определения ПМ.

– Абсолютный подход к определению ПМ, то есть потребительская корзина, в нашей стране применялся со времён СССР, так?

- Совершенно верно. Здесь стоит сказать о способах формирования корзины, применяемых в мире. При нормативном способе все три её составляющие – продовольствие, услуги, непродовольственные товары – имеют конкретное натуральное наполнение (столько-то молока, столько-то одежды, столько-то поездок на транспорте и так далее). При нормативно-статистическом способе натуральное наполнение имеет только продовольственная составляющая, а две другие высчитываются в процентах от неё. Статистический способ формирует корзину на основе расходов нижних групп населения на укрупнённые группы товаров и услуг (укрупнённые группы – это ассортимент товаров и услуг, объединённых по общим признакам. – Прим. «АН»).

В СССР применялся нормативный способ. С 1992 по 1999 год – нормативно-статистический, причём в очень жёстком варианте: питание составляло 68% корзины. В ельцинской России даже существовал такой термин – «физиологический минимум», означавший элементарное выживание. В 1999 году от «физиологического минимума» наконец отказались и стали формировать корзину нормативным способом. А в 2014 году вернулись к нормативно-статистическому. Полагаю, это было сделано с оглядкой на США, вот только не озвучивалась принципиальная разница: в США питание составляет лишь 30% корзины, а в нашей корзине оно составило 50% (ещё 25% – услуги, и ещё 25% – непродовольственные товары).

На мой взгляд, России нужен именно нормативный способ. Не отрицаю, что во многих развитых социально ориентированных государствах применяется нормативно-статистический способ либо статистический, однако мы находимся в других условиях. Во-первых, РФ отличается огромным разнообразием природно-климатических зон, от проживания в которых сильно зависят расходы граждан (ещё одной такой страны не существует). Во-вторых, у нас в отличие от Запада нет стабильной низкой инфляции, у нас она «скачет». Нормативно-статистический способ основан на том, что на протяжении некоторого времени соотношение между расходами на питание и расходами на всё остальное неизменно, однако в России цены на разные группы товаров меняются с разной скоростью. К 2020 году продукты питания подорожали меньше, чем всё остальное, но правительство формировало корзину по-прежнему, приравнивая всё остальное к питанию, как и в 2014 году, – таким образом, ПМ занижался. Нормативный способ позволил бы учитывать расходы в реальной динамике соотношения цен.

– Пока одни мечтали о нормативном способе формирования корзины, другие попросту отказались от неё.

- Да, проверенное мировым опытом средство измерения ПМ выбросили «за борт». Теперь ПМ определили как 44, 2% от медианного дохода. Если сравнить с Европой, то в развитых странах данный показатель составляет 60%, в странах средней развитости – 50%, в наименее развитых – 40%.

– Откуда взялись эти 44, 2%?

- Похоже, в правительстве просто подогнали цифры к прошлогоднему ПМ, составлявшему 11, 3 тысячи рублей. Теперь он составляет 11, 6 тысячи рублей, то есть вроде бы ничего и не изменилось, но в действительности отброшена основа выявления качества жизни. Разрушен механизм прозрачного определения ПМ. Теперь это «тёмный лес». Как можно брать за основу медианный доход, если он имеет к нижним слоям населения весьма отдалённое отношение? Да и корректно ли он посчитан? Не занижен ли? Необходимо учесть теневые доходы граждан, а для этого – провести опросы, изучить торговую статистику и банковские сбережения. Независимым экспертам проверить эти досчёты нереально: нужно иметь допуск к правительственным методикам и их практическому применению.

Общество теперь лишено возможности контроля за корректностью расчётов ПМ. Решение отказаться от корзины принято властью без широкого обсуждения, кулуарно. Коронавирус пришёлся «очень кстати»: собираться в большом количестве нежелательно. Я состоял в комиссии Минтруда по актуализации потребительской корзины – и узнал о произошедшем из СМИ.

– Будете ли настаивать на своём?

- Вы ведь знаете, каково настаивать? Как в поговорке: «Васька слушает, да ест». В 2018 году мы с коллегами рассчитали социально приемлемый ПМ в стране: это не 11 тысяч рублей, а 32 тысячи рублей. Разница между реальным ПМ и официальным составила: для трудоспособного населения – 3, 52 раза, для пенсионеров – 3 раза, для детей – 2, 71 раза. В среднем по населению официальные минимальные расходы на питание в 2018 году составили 4, 8 тысячи рублей, реальные – 10, 9 тысячи рублей, на непродовольственные товары – соответственно 2, 4 и 5, 7 тысячи рублей, на услуги – 2, 4 и 14, 5 тысячи рублей.

Питание, заложенное в официальный ПМ, ориентировано на занятых физически лёгким трудом, тогда как, по нашим оценкам, доля мужчин, занятых тяжёлым физическом трудом или трудом средней тяжести, составляет около 30%. Вовсе не учитывается питание вне дома, хотя нарушение режима употребления пищи серьёзно вредит здоровью. Гражданам с доходами на уровне официального ПМ недоступны многие лекарства даже для профилактики заболеваний, не говоря уже о специальном лечении и платных медицинских услугах. Также им «не дозволены» компьютер, Интернет, мобильная связь, ставшие в последнее время (особенно в условиях пандемии) необходимым условием для многих сторон жизнедеятельности.

Кроме того, официальный ПМ не предусматривает возможности для решения жилищной проблемы. Как показывает Росстат, потребность в улучшении жилищных условий в низкодоходной группе составляет 53, 5%, в более обеспеченных группах – 23, 2–42%. По нашим оценкам, доля населения с жилищными условиями, которые не отвечают минимальным требованиям к размерам площади жилья и/или наличию базовых видов благоустройства, составляет 34, 3%. Это в 2, 6 раза выше официального уровня бедности, определяемого по денежным доходам. А доля населения, являющегося бедным с учётом оценивания и денежных доходов, и жилищной обеспеченности, ещё выше – 37, 7%.

И наконец, официальный ПМ совсем не предполагает сбережений, даже на чёрный день. 20% опрошенных безработных россиян подчёркивают: накоплений хватает лишь на неделю.

– Полагаете, решение об отказе от корзины принято с целью занизить ПМ ещё сильнее?

- Главная причина, насколько я могу судить, – в желании правительства упростить себе жизнь. Приходит новое поколение чиновников, во многом профессионально не подготовленное. Для них формировать корзину слишком сложно. Нужна квалификация, в том числе чтобы отвечать на вопросы учёных, на вопросы журналистов. Гораздо проще взять процент от медианного дохода, который опубликован Росстатом.



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте