Аргументы Недели → Общество 13+

На нефтепроводе «Транснефти» произошла очередная утечка сырья

, 18:56

В Саратовской области произошла масштабная утечка сырья из нефтепровода АО «Транснефть - Приволга», площадь разлива составляет порядка 700 кв.м. Эксперты отмечают, что подобные инциденты происходят в нефтетранспортной монополии все чаще, и анализируют причины происходящего.

Старший аналитик WMT Consult, доцент Финансового университета при Правительстве РФ Валерий Андрианов напомнил, что в 2019 году произошло масштабное загрязнение сырья в трубопроводе «Дружба» . И началось оно с того же нефтепровода «Транснефть - Приволга».

«Уже тогда различные эксперты многократно повторяли: причина инцидента – не просто разовое нарушение технологических норм и не разгильдяйство каких-то отдельных ответственных лиц или предприятий. Проблема кроется гораздо глубже», - подчеркнул аналитик.

По его мнению, причиной является общая непрозрачность системы «Транснефти», не позволяющая никому «постороннему» отслеживать процессы, происходящие «внутри трубы», и одновременно открывающая широкие возможности для различных злоупотреблений.

«Транснефть» широко использует так называемый блендинг, то есть смешивает сырье различного качества внутри своей трубопроводной системы. К чему это приводит – наглядно показал инцидент с загрязнением нефти в «Дружбе». Намешанное «зелье» иногда может оказаться настоящим ядом для труб и оборудования НПЗ, а «найти концы» и определить источник поступления опасных компонентов оказывается практически невозможно. Либо же, наоборот, такая схема позволяет легко и быстро спрятать «концы в воду» (пардон, в «продукт блендинга»)», - отметил Андрианов.

Вторым очевидным следствием непрозрачности системы «Транснефти» эксперт считает участившиеся аварии и разливы на трубопроводах.

«В частности, в той же Саратовской области в январе прошлого года произошла крупная техногенная катастрофа, вызванная разгерметизацией магистрального нефтепровода Куйбышев – Тихорецк. Возник пожар, нефтью буквально затопило близлежащий поселок. А в июне прошлого года в Оханском районе Пермского края произошел разлив нефти, из-за которого пришлось перекрыть участок нефтепровода протяженностью 400 км», - напомнил аналитик.

Он подчеркнул, что пока «Транснефть» остается плохо поддающейся контролю, новые подобные аварии и инциденты не заставят себя долго ждать.

Экономист Никита Кричевский отметил, что чрезвычайные происшествия на объектах «Транснефти» происходят регулярно:

«Только за последний год их было множество. Так, в январе 2020 г. в той же Саратовской области из-за разгерметизации магистрального нефтепровода Куйбышев – Тихорецк и последовавшего пожара, произошла мощная техногенная катастрофа. В марте на Москве-реке загорелось мазутное пятно площадью около 100 кв. м, в результате ЧП ранения получили три человека (в том числе, ребенок), а один из пострадавших позже скончался от травм. Наконец, в июне произошла авария на нефтепроводе Холмогоры-Клин».

По мнению Кричевского, физический износ многих активов «Транснефти» близится к 100%. Он обращает внимание на то,  что вместо модернизации и создания новой трубопроводной инфраструктуры, руководство этой компании занято приобретением и ремонтом небоскреба в Сити по неадекватным расценкам, а также продавливанием увеличения тарифов на свои услуги.

«Вопрос «Доколе?» здесь прозвучит уже не риторически, а издевательски», - подчеркивает эксперт.

Директор Института проблем глобализации Михаил Делягин считает, что новый разлив нефти в системе «Транснефти» уже является закономерностью.

«Возникает ощущение, что у данного естественного монополиста аварии стали едва ли не нормой, а многочисленные регулирующие и контролирующие органы наглядно демонстрируют свою беспомощность перед топ-менеджментом «Транснефти», который, прикрываясь государственной формой собственности, попросту пренебрегает своими прямыми обязанностями», - заключает Делягин.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram