Исполнение закона и условий договора аренды обязательны для граждан, однако обязательны ли они для органов госвласти? Попытаемся ответить на этот вопрос на примере ситуации, сложившейся в Тахтамукайском районе Республики Адыгеи.
Высока вероятность, что этот материал станет первым в журналистском расследовании: уж слишком много сигналов поступает в общественное пространство от жителей маленького аула Козет. По их словам, в ауле происходит «земельный беспредел», а у людей сложилось устойчивое убеждение, что причастными к нему являются местные власти. Но пока расскажем только об одном случае, потому что вся история борьбы за свои права в нем задокументирована и тем самым вызывает еще большее недоумение степенью абсурда.
Речь идет о земельных участках, которые в 2016 году муниципалитет выделял людям под строительство индивидуальных домов. Схема абсолютно законная: земля передавалась гражданам в долгосрочную аренду, а после строительства дома участок переоформлялся на владельца недвижимости. Эта методика очень широко распространена по всей стране и давно обкатана, так что никаких сбоев быть не должно. Исключения составляют случаи, когда сами муниципальные служащие халатно (по незнанию либо умышленно) относятся к своим обязанностям и, например, после выделения земли выясняется, что на ней лежат обременения — ограничения в пользовании, настоящие или мнимые. Но об этом дальше.
Итак, в конце 2016 года гражданка И. получила на правах аренды земельный участок в 720 квадратных метров по адресу: аул Козет, ул. Комсомольская, 54а. Однако спустя несколько месяцев женщина поняла, что построить дом не сможет, и решила переуступить права аренды.
В мае 2017-го было составлено соглашение между гражданкой И. и Симой Наток о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка.
— На этой земле мы хотели построить дом для дочери. Естественно, мы полностью проверили этот участок на законность. Выяснили, что ему в ноябре 2016 года был присвоен кадастровый номер 01:05:3200001:3864. В кадастровой палате (Росреестр) взяли выписку, согласно которой никаких ограничений в пользовании участком нет. Но на всякий случай я решила подстраховаться и в той же палате написала заявление о запрете совершать без моего согласия какие-либо действия с землей, которую мы взяли в аренду до 2036 года. Естественно, всю арендную плату я вносила своевременно и даже вперед. Думала, что теперь-то наши права полностью защищены. Потом мы подсобрали средств и купили профнастил для забора и металл для столбов, чтобы огородить участок. Но перед началом работы меня словно что-то подтолкнуло. Я пошла в кадастровую палату и заказала выписку. Оказалось, что наш участок снят с кадастрового учета, несмотря на ограничения, наложенные по моему заявлению. Тогда я поняла, что разговоры о земельном беспределе в Козете, которые слышала неоднократно, имеют под собой основания. А как по-другому назвать то, что 15 марта 2017 года втайне от меня участок снимают с кадастрового учета? — спрашивает Сима Наток.
Причиной, по которой участок был снят с учета, стало заявление администрации района. И всё же, согласитесь, странно это. Тем более в выписке одновременно с данными о снятии с учета далее значится, что «заявленные в судебном порядке требования», а также сведения о «возражении в отношении зарегистрированного права» и «наличии решения об изъятии объекта недвижимости для государственных и муниципальных нужд» отсутствуют. Говоря простым языком, сняли с учета даже не просто так, а цинично игнорируя запрет, который был наложен по заявлению Симы Наток.
Надеясь, что произошла досадная ошибка, Наток отправилась в администрацию района. И там после многочисленных попыток и разговоров на повышенных тонах выяснила, что в распоряжении администрации есть документ энергетиков, из которого следует, что через участок, арендуемый Наток, должна вестись линия электропередачи. В этой связи, исходя из документа, энергетики просят оказать содействие «в решении данной проблемы, так как от владельцев данных участков поступили жалобы о прохождении воздушной линии электропередачи по частным землевладениям, что препятствует выполнению строительно-монтажных работ».
— Никто никуда не жаловался. Я вообще об этой линии узнала, только когда сама пошла в администрацию района. Конечно, я не против того, чтобы у нас был свет, и никаких ограничений для этого не чинила бы. Но дело даже не в этом. В 2019 году линию проложили в том числе и по моему участку. Разрешения, кстати, у меня никто не спрашивал, хотя я была бы не против. Однако на кадастровый учет мой участок так и не поставили. Далее в администрации района мне стали говорить, что по моему участку проходит дорога общего пользования. Я попросила показать на карте, где именно, потому что мой участок тупиковый и никакой дороги там нет. Чиновники тычут в карту и говорят: «Где-то тут идет дорога»,— возмущается Наток.
Всё это время Сима исправно оплачивает аренду и все счета, которые на нее накладывает соглашение. И платежи исправно принимаются. А вот свои права, которые также закреплены в соглашении об аренде участка, она реализовать не может, потому что нет никакой уверенности, что эта ситуация разрешится в пользу законопослушной гражданки.
В распоряжении редакции имеется внушительный пакет документов, которые доказывают абсолютную правоту арендатора Симы Наток. На основании официальных данных с приложением этой публикации будут составлены письма и направлены главе Республики Адыгеи и в администрацию Тахтамукайского района, чтобы ответственные лица прояснили ситуацию, с которой столкнулась не только Сима Наток, но и другие жители аула Козет (это тема другого материала), пытаясь самостоятельно решить свой жилищный вопрос. Кроме того, официальное письмо будет направлено в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Адыгее и республиканскую прокуратуру для получения ответа о законности (или незаконности) снятия с кадастрового учета земельного участка, арендуемого Симой Наток. Эти ответы и станут поводом для следующей публикации. Ведь надо же выяснить: этот абсурд — результат ошибки или умысла?