Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели. Кубань → Общество 13+

«Если не выполнять обещания людям, толку не будет»

, 12:39

«Если не выполнять обещания людям, толку не будет»

Депутат Законодательного Собрания Краснодарского края – о бюджетном планировании, выходе из кризиса после пандемии, обвинениях в злоупотреблении полномочиями и о том, почему за него вот уже четыре срока подряд голосует подавляющее большинство избирателей.

О выборах и партиях

– Николай Петрович, вы один из тех редких депутатов, которые, во-первых, избраны вот уже в четвертый созыв Законодательного Собрания края, а во-вторых, на выборах прошли не по партийным спискам, а самовыдвижением…

– Да, я все четыре срока в ЗСК избирался по одномандатному избирательному округу, а не по партийным спискам. Самое большое количество голосов набрал в последнюю предвыборную кампанию – более 82%. Это не упрек в адрес партий, но я считаю, что нужно напрямую общаться с людьми, высказывать им свою жизненную позицию, вести живой разговор. Можно все заборы плакатами со своим изображением обклеить – не помогает это. Люди хотят видеть тебя, задавать вопросы, высказывать пожелания. Но при этом надо понимать: врать избирателям нельзя, надо сразу говорить, что реально сделать, а что – нет, и планово к этому подходить. Одномандатник, который переходит из созыва в созыв, не может наобещать и не исполнить. Основное – это слышать, понимать, реагировать и осознавать собственную ответственность. Это осознание депутата никогда не должно покидать.

– Спокойно проходили у вас выборы?

– Борьба нередко была жесточайшая: каких только листовок на меня не выпускали, и что «дважды рецидивист», и что «руки по локоть в крови». И дочку мою украсть пытались: уже догоняли, да люди помогли. Всякое было. Но у меня самого принцип – я никогда об оппонентах плохо не говорю. Если его выдвинула партия, значит, чего-то достоин, если идет самовыдвижением, значит, люди отдали в его поддержку голоса, чем-то он им нравится. Выбирать – это же задача избирателя. Я обычно говорю: «Судите не по словам, а по делу. И тогда все встанет на свои места». Может, поэтому люди мне и доверяют.

О работе депутата

– Что вы считаете наиболее важным в работе депутата?

– Нельзя разделить ее на какие-то отдельные составляющие. Что главнее: отремонтировать на хуторе дорогу, провести воду, газ или спасти умирающего ребенка? По-человечески главнее – спасти ребенка. Или помочь семье, живущей за чертой бедности, инвалиду. Но если мы говорим о том, что основная задача власти – улучшать качество жизни людей, давайте рассуждать, что в это «качество» включается.

Здоровье – это оснащенные современным оборудованием и медпрепаратами ФАПы, амбулатории, то есть места, где оказывается первичная помощь. Это здорово, что в крае создана мощная база высокотехнологической помощи, сложные операции делают: инфаркты, инсульты, онкологию лечат. Но ведь, не оказав первой помощи, мы не довезем больного человека до этой высокотехнологичной базы. Надо также создавать условия медикам, а это зарплата, жилье, хорошее медоборудование.

Если мы говорим о качестве жизни человека, нужны детские сады и школы, которые должны быть отремонтированы, в которых должно быть тепло. По хорошему ли тротуару идет твой ребенок в школу или по пояс в грязи? Есть ли работа у тебя самого и достаточно ли на ней платят? Из всего, чем мы живем, и складывается качество жизни.

Поэтому ставить во главу угла ту или иную задачу депутату невозможно. Хотя порой очень гордишься тем, что тебе в три часа ночи позвонили, ты подскочил, поднял всех, бился до тех пор, пока ребенка из той же станицы Варениковской санавиацией в центр не доставили и не спасли. Это на всю жизнь запоминается.

– Как строится ваша работа в части законотворчества?

– Откуда возникает законотворчество, все эти постановления, законы, внесение изменений? После встреч с людьми, личного приема граждан. Пообщаешься, вникнешь в ситуацию – и приходит понимание, в чем не совершенен какой-то закон, как его надо изменить, чтобы он помогал реализовывать те надежды, которые люди на нас возложили. Поэтому я не разделяю законотворчество и работу с избирателями. Кроме, конечно, тех личных проблем и нужд, с которыми люди сталкиваются. Но, опять же, бывает, что сталкиваются в силу несовершенств того или иного федерального или краевого закона.

Я горжусь тем, что многие наши инициативы были поддержаны Госдумой: вносились изменения в бюджетный кодекс, налоговый кодекс, в ряд других федеральных нормативно-правовых актов.

Есть, конечно, огромный пласт работы в сфере экономики, бюджетирования, финансов. Однако и здесь, прежде чем утверждать тот же бюджет, говорить о стратегии социально-экономического развития, надо посоветоваться с людьми на местах.

О работе с бюджетом

– Какие наиболее важные изменения, на ваш взгляд, за время вашей работы в комитете ЗСК по финансам, бюджету и контролю произошли в плане организации бюджетного процесса?

– Пожалуй, одно из самых важных изменений – переход на программно-целевой метод расходования государственных средств.

К слову, Кубань стала первым из регионов, кто начал это делать. Еще не было федеральных госпрограмм, а у нас уже начали внедрять краевые целевые программы. И благодаря им у людей появлялось понимание, как конкретно будут расходоваться средства. Что не просто, скажем, на здравоохранение заложено 60 миллиардов, выделенные непонятно на какие цели. Нет, в госпрограмме развития здравоохранения четко расписано, в каком населенном пункте что построится, что будет отремонтировано, на какую сумму, куда и какое оборудование будет закуплено. Это делает расходование средств прозрачным и эффективным.

Ведь не секрет, что порой деньги расходуются крайне неэффективно. Причины бывают разные, в том числе неправильное планирование. Средства выделили, к примеру, на строительство школы, но еще не подготовлена проектно-сметная документация и не пройдена экспертиза. И в течение года завершить работу с документами и перейти непосредственно к строительству не получится. А в бюджет закладывают средства сразу на все в один год. Если нам, депутатам, удается доказать, что стройку лучше перенести на следующий год, то высвобожденные ресурсы переходят на другие статьи госпрограммы. Если нет, то чаще всего в конце года значительная часть денег вернется в бюджет не использованной. Но ведь они могли не лежать все это время мертвым грузом, а пойти туда, где были действительно нужны, на другие социальные проекты или поддержку экономики. Каждая копейка должна постоянно приносить пользу – это и есть эффективность расходования бюджетных средств.

– Насколько эффективнее стала реализация социальных программ в крае с переходом на работу по госпрограммам?

– К примеру, за последние 4-5 лет мы построили и отремонтировали намного больше школ и детсадов, чем за десятки лет до этого. Как раз благодаря тому, что принимаем участие в госпрограммах с федеральным финансированием.

Об условиях господдержки

– Это то, что касается расходной части бюджета. Но его еще надо наполнить…

– Для этого существует поддержка реального сектора экономики в виде государственного краевого субсидирования определенной части затрат на ведение бизнеса.

К сожалению, у нас до сих пор господдержка не увязана с такими важными моментами, к примеру, как увеличение числа рабочих мест и регионализация бизнеса. В порядке получения субсидий не прописываются условия, по которым предприниматель, получая господдержку, должен гарантировать создание того или иного количества рабочих мест, а также использование определенной доли сырья, комплектующих и т.д. местного производства.

При этом в другой госпрограмме прописано, к примеру, что к такому-то году такой-то регион должен увеличить число рабочих мест, условно на 50 тысяч, а количество субъектов МСП – на 100 тысяч. Почему тогда мы, выделяя субсидии бизнесу, не ставим обязательным условием для их получения создание дополнительных рабочих мест? Почему при производстве, скажем, двигателей, компрессоров на территории края мы везем к ним шестеренки из других регионов?

Можно же подключить к производственной цепочке малый бизнес, просубсидировав также и его. И вокруг нового завода поставить ряд мелких предприятий – пусть работают, создают новые места для тех, кто, быть может, лишился работы на самом заводе из-за его модернизации, увеличивают налогооблагаемую базу.

В конце концов, субсидирование инвестпроектов происходит за счет народных денег, нашего общего бюджета. А льготы, которые проект получает по налогам, – это тоже деньги, которые какое-то время не будут поступать в краевой бюджет. Почему мы тогда не ставим условие, чтобы бизнес, которому регион помогает, в свою очередь работал на наше общее благо?

О «советском» стимулировании

– Это не противоречит принципам рыночной экономики?

– Никакого противоречия нет. Сегодня все говорят: «Это рынок. Каждый должен сам находить свою нишу». Но для чего власть тогда? Для чего существуют разного рода министерства, ведомства? Чтобы связать, заинтересовать, найти экономические рычаги влияния.

В некоторых районах есть доски почета, и там висят фото предпринимателей. За что их поощряют? За то, что создали новые рабочие места. Это моральное стимулирование.

Японцы полностью скопировали у СССР социалистическое соревнование, только по-другому это назвали, моральное, материальное стимулирование, пятилетки, трехлетки, двухлетки. То есть система японского капитализма развивается по тем стимулирующим принципам, по которым мы строили в свое время социализм. А мы от всего отказались. Нельзя все разрушать до основания, а потом пытаться что-то построить. Главная задача любого грамотного специалиста – это развивать уже созданное, модернизировать. Тогда будет стабильность и поступательное движение вперед.

О пандемии и развитии

– Что, по-вашему, необходимо делать для восстановления экономики на фоне пандемии коронавируса?

– Мне кажется, во всем мире с мерами по защите от пандемии переусердствовали. В результате повсеместно просело большинство отраслей экономики. Конкретно в Краснодарском крае ситуация выглядит намного более оптимистичной по сравнению с другими территориями. Благодаря усилиям всех органов власти, в том числе финансового блока, оперативного штаба, которым руководил губернатор, удавалось в оперативном режиме решать многие задачи. В результате у нас доходная часть бюджета 2020 года была выполнена практически на 100%. Подобное мало кому из регионов удалось.

Сегодня бюджет активно помогает огромному количеству предприятий и разным категориям граждан. Но, на мой взгляд, помощь должна стать более адресной и выделяться тем, кто действительно нуждается. Тогда и ее размер в каждом конкретном случае станет выше.

Второй момент – ставки налогообложения. Сейчас звучат мнения, что их надо сделать ниже или обнулить. На мой взгляд, ничего, кроме иждивенческих настроений и потерь для бюджета, мы этим не добьемся. За 2-3 года освобождения от налогов можно открыть и закрыть несколько ИП или предприятий – работать, но не платить государству.

Я выступаю в первую очередь за поддержку многоотраслевого реального сектора экономики, тех предприятий, где есть рабочие места. Нужно сфокусировать помощь на тех, кто готов расширять производство, увеличивать штат, создавать или стимулировать создание дополнительных, сопутствующих бизнесов.

Также очень важна сейчас работа профильных государственных органов власти в тесной связке с бизнесом и органами власти на местах. У нас в крае принята Стратегия социально экономического развития, рассчитанная до 2030 года. Это очень важный документ, но я всегда был сторонником того, чтобы подобные стратегии обсуждались в каждом конкретном поселении, а не только в теории на уровне министерств.

До пандемии по инициативе ЗСК на Кубани проводился цикл научно-практических конференций «Финансово-экономические основы местного самоуправления» с привлечением бизнеса, районных активов, представителей органов власти, науки и т.д. Мы внимательно изучали социально-экономическое положение в пяти-шести районах одной зоны края с привлечением специалистов самых разных отраслей. Затем проводили конференцию, на которой подробно объясняли, в каком направлении районам лучше всего развиваться – с подробным анализом в разрезе экономики, бюджетной сферы, социального развития и так далее. За год проведения таких мероприятий у нас бюджеты поселений выросли на 7 млрд рублей!

Я думаю, подобный детальный подход должен применяться и при реализации Стратегии-2030. Сейчас такие мероприятия из-за пандемии не проводятся, но планируются в будущем. И это верный путь. Основная стратегическая задача власти, на мой взгляд, развивать экономику, начиная с самого базового уровня – в поселениях помогать, подсказывать, учить тому, как сделать свою землю богатой и процветающей. Тогда и в бюджете всего региона будет с избытком средств на решение социальных задач.

О лоббизме и борьбе

– Есть такое слово – «лоббирование», которое часто применяют, рассуждая о работе законодательных органов власти. Насколько часто вы сталкиваетесь с подобным?

– Само по себе лоббирование – это не плохо. Есть люди, которые лоббируют, к примеру, повышение размера социальных выплат или зарплаты учителям. Но чаще в стране, конечно, присутствует нездоровый лоббизм, когда кто-то преследует интересы той или иной группы в бизнесе. Чаще всего это пытаются сделать через государственные программы. И здесь очень многое зависит от тщательности контроля, который программы проходят в региональных органах законодательной власти, прежде чем попадут на подпись к главе региона. Ведь от того, в каком качестве мы их выдадим, зависит в конечном итоге репутация субъекта Федерации.

У губернатора позиция по этому поводу однозначна: любое бюджетное движение должно вести к повышению качества жизни людей. Поэтому мы в Законодательном Собрании стараемся все время быть начеку и пресекать попытки лоббирования, если они направлены на другие цели.

– Ситуация с обвинением вас в злоупотреблении должностными полномочиями может быть связана как раз с такими моментами в работе?

– Мне дед еще говорил: «Грех, не зная твердо, обижать человека своими подозрениями». Но, уверен, кому-то важно это давление на меня. Поясню, чтобы было понимание. Суть обвинения заключается в том, что организованная группа лиц по сговору – то есть я и моя помощница, одна же моя дочь – 10 лет воровали государственные средства и за это время украли в сумме аж 74 тысячи рублей! Чтобы довести ситуацию до полного абсурда оставалось только добавить, что мы увезли их и спрятали за границей…

В деле масса процессуальных нарушений. Простой пример: как можно эпизод за 2013 год – 3742 рубля – объединять с эпизодом за 2015 год? Это же недопустимо, расследуйте каждый в отдельности! Но тогда не было бы никакого обвинения за незначительностью ущерба, вот их и объединили. Натянули ущерб аж на 74 тысячи рублей, но все равно получается смешно: десять лет воровали у государства и наворовали на такую мизерную сумму. Это глупость, граничащая с абсурдом.

Теперь о том, что же такого произошло. А то, что дочь не присутствовала в определенное время на рабочем месте, а находилась за границей, хотя ее отмечали как работающую. Но у нас в Законодательном Собрании ни у одного депутата нет помощников, за которыми закреплены рабочие места. Они все работают удаленно. Более того, на удаленке работают все помощники депутатов по всей стране. И их оценивают не по тому, что они сколько-то там часов просидели в офисе, а по результатам. Где они трудились – в Турции, в офисе или дома в тапочках на диване – совершенно неважно. Главное, чтобы поставленные задачи были выполнены в срок.

Дочь на допросе смогла спустя многие годы припомнить почти все документы, над которыми работала в инкриминируемых эпизодах, и все ее слова подтверждаются записями в ЗСК. Могла бы она это сделать, если бы эти документы через нее не проходили?

И это только малая часть всех несуразиц моего так называемого «дела». По сути, в нем нет ни одного доказательства предъявленных мне обвинений.

Конечно же, за всей этой кампанией стоит определенный человек или группа лиц. За долгие годы моей работы они не смогли накопать на меня ничего, вот и пошли на откровенную подтасовку. Уверен, суды принимали решения под определенным давлением. Кому-то очень хотелось видеть меня за решеткой. Но даже со всеми натяжками и нарушениями большего результата, чем оштрафовать меня, добиться не удалось.

Сейчас мы готовимся к тому, чтобы подавать жалобу в кассационную инстанцию, которая, как известно, находится уже вне рамок краевого суда.

В моей практике уже было подобное: когда прошли все суды по ложному обвинению, Верховный суд Российской Федерации отменил предыдущие решения служителей Фемиды. Напрасно говорят, что все судьи ангажированы и имеют в работе корыстные интересы. Это неправда, основная масса судей – честные порядочные люди. И я надеюсь на то, что и в моем случае победят закон и справедливость.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram