О перспективах градостроительной политики Иркутска — известные люди города
№ () от 16 марта 2021 [«Аргументы Недели Иркутск», Екатерина Санжиева ]
Мы любим Иркутск, нам импонирует его своеобразие, особая аура старых улиц, голубая лента Ангары. Мы с удовольствием гуляем по бульвару Гагарина, Конному, Карла Маркса и Ленина, тусуемся в 130 квартале. Но невозможно все время восторженно скакать вокруг «Иркутской слободы» и острова Конный. Хочется чего-то нового, атмосферного, функционального. И не только в центре, но и рядом с домом. А, кроме центра, ничего нет. По большей части пустота и безликость. Микрорайоны — это, как правило, набор однотипных домов да несколько детских площадок, увенчанных ржавой горкой. Поэтому и гулять там совсем не хочется. Люди вечером поскорее ныряют в свои квартиры, где им комфортнее, чем на улице. Как говорит моя знакомая: «Лечу домой, зажмурившись, чтобы не видеть не убранные мусорки и ямы в асфальте». Что уж говорить о каких-то урбанистических «вкусностях» и изюминках, необычных идеях городской жизни! Да и так ли они нужны? Вот поставили у нас в сквере за Политехом несколько лавочек, их тут же облюбовала молодежь и мамочки с колясками. И сразу пространство повеселело, оживилось. А как были бы благодарны иркутяне за новые парки, набережные, велодорожки! А обсудить это самое время. Ведь не за горами юбилей Иркутска. Какой подарок хотят получить на день рождения города жители? Что их радует, а чего им не хватает в Иркутске? Об этом мы поговорили с известными в городе людьми.
Детсады, дворы, дороги, транспорт
Александр Ведерников, председатель Законодательного собрания Иркутской области:
— Сегодня областной центр преображается, появляется все больше аллей, набережных, скверов и парков. И это общая заслуга — как жителей, так и власти. В регионе действует несколько проектов по благоустройству городских пространств. Одним из самых успешных, на мой взгляд, можно назвать региональный проект «Народные инициативы». Парламентарии лично следят за процессом организации рейтингового голосования, выезжают в места благоустройства. В этом году только в Иркутске благодаря «Народным инициативам» появятся уютные скверы, спортивные площадки и смотровые площадки.
Иркутяне активно участвуют и в федеральном проекте «Формирование комфортной городской среды». Приятно, что отдельные наши задумки отмечают на государственном уровне. Так, в 2018 году в федеральный реестр лучших практик по городскому благоустройству вошли Иерусалимская гора, Курсантская аллея, сквер на Чудотворской и центральная площадь Академгородка. В 2019 году были отмечены сквер на бульваре Гагарина и улица Урицкого.
Я живу в центре города и люблю гулять пешком. Вижу, что Иркутск хорошеет. Однако есть и то, над чем еще стоит поработать. Повышать качество городской среды нужно не только в центральной части Иркутска, но и в спальных, отдаленных районах. Актуально, к примеру, запланированное на 2021 год благоустройство парка в Солнечном, горнолыжной трассы в Академгородке, Каштаковской рощи в Рабочем и многое другое.
Отличным подарком к юбилею города станет восстановление уникального природно-исторического памятника — сада Томсона в Ново-Ленино. Этот прекрасный фруктовый сад был заложен еще в 1914 году, на его территории росли яблони, сливы и груши (что для Сибири в те времена было невиданным чудом). Долгое время он был заброшен, и только в 2011 году принято решение присвоить саду статус особо охраняемой территории муниципального значения. Сегодня в саду Томсона находится более 150 видов реликтовых растений. В 2017 году провели первый этап благоустройства, а в 2021-м запланирован второй.
Интересная перспективная идея, пока существующая только на бумаге, — концепция Иркутского археологического туристического центра. Проект включает в себя два объекта. Один находится на территории Белореченского — «Мальта — обитель Венер». Второй — «Глазковский некрополь». В случае воплощения этой идеи туристическая привлекательность региона возрастет, появятся новые рабочие места, а в парке Парижской коммуны будет построен замечательный музей. Посетители смогут знакомиться с находками археологов, а исследователи будут продолжать научно-археологические раскопки.
Конечно, Иркутск должен развиваться, становиться более комфортным. Жителям нужны школы, детские сады, дворы, дороги, места отдыха, хорошо работающий общественный транспорт. Уверен, пройдет не так много времени, и туристы, которые приезжают отдыхать на Байкал, начнут задерживаться и в Иркутске. Просто потому, что им будет на что посмотреть.
Много-функциональный стадион
Сергей Шишкин, профессор, доктор юридических наук, заведующий кафедрой конституционного права Юридического института:
— Программа благоустройства общественных пространств, которую реализуют в нашем городе, хороша, надо работать в этом направлении и дальше. Благоустройство острова Конный надо продолжать. Нужна качественная площадка между «Яркомоллом» и ЖК «Статус».
Особая тема — концертный зал Дениса Мацуева. Есть отличный проект преобразования кинотеатра «Звездный» и площадки вокруг него в такой современный зал. Реализация проекта даст городу много плюсов, повысит его привлекательность, даст толчок и развитию данного района. Думаю, давно назрела реконструкция стадиона «Труд». Есть проект реконструкции этого объекта. Иркутск заслуживает современного многофункционального стадиона и универсального зала во дворце спорта.
Уличный спорт, единая набережная
Юлия Кальвина, управляющий Иркутским отделением ПАО Сбербанк:
— Нельзя не заметить, что власти Иркутска серьезно занимаются благоустройством города — общественными пространствами, дворами. Только в прошлом году были обустроены более 60 дворов и общественных территорий. И речь идет не только о замене асфальтовых покрытий, но и об установке детских площадок, парковок. В разных районах Иркутска появились интересные малые архитектурные формы, были проведены работы по озеленению, где-то появилось и необычное освещение, например, на бульваре Постышева. Вот еще несколько ярких примеров, на мой взгляд: красивый сквер создан на пересечении улиц Чкалова и Степана Разина, пешеходная зона бульвара Постышева, где удивительно уютно теперь и зимой, и летом; сквер на улице Шахтерской в микрорайоне Жилкино. Радуют глаз нестандартные дизайн-проекты, они делают наш город более комфортным и современным.
Ширится география строительства спортивных площадок, это особенно здорово. Важно и дальше развивать это направление. Такие комплексы для занятий уличным спортом есть на улицах Байкальской, Карла Маркса, в Солнечном на проспекте маршала Жукова. Мне очень нравится, как преобразился остров Конный. Здесь с удовольствием сейчас можно гулять или кататься на коньках, летом много детей играют в веревочном парке, а взрослые — на теннисных площадках.
Мне, как жителю Иркутска, хотелось бы, чтобы решился вопрос с пробками на дорогах, особенно в часы пик. Дороги в городе ремонтируются, развязки создаются, но, видимо, нужны какие-то более серьезные действия, в том числе по созданию новых парковок, по ограничению въезда личного транспорта в исторический центр Иркутска. Я знаю, что мэр города Руслан Болотов активно обсуждает эту проблему, в том числе и с бизнес-сообществом. Еще одна важная тема — перенос аэропорта за черту города, это важно и в плане развития инфраструктуры Иркутска.
Мне как гражданину, как иркутянке, живущей в центре города, очень хотелось бы, чтобы у Иркутска была единая красивая набережная Ангары. Если бы бульвар Гагарина, Нижняя и Верхняя набережные соединились в единое пешеходное пространство — это было бы очень здорово. Тогда можно будет пешком обойти большую часть Иркутска, любуясь видами реки. Набережная Ушаковки тоже достойна благоустройства и превращения в прекрасную зону отдыха горожан. Сейчас там места не очень презентабельные, и появление в этой части города современного общественного пространства будет большим вкладом в развитие Иркутска.
Современный концертный зал
Татьяна Мезенцева, директор Музыкального театра имени Николая Загурского:
— Приятно, что в нашем городе проводится масштабная работа по благоустройству, создаются новые красивые пространства, которые полюбились горожанам. Например, историко-мемориальный комплекс «Иерусалимская гора». Историческая справедливость восстановлена. Комплекс имеет глубокий нравственный и духовный смысл — это дань памяти нашим предкам, которые создавали Иркутск. Сейчас в парке обустроили входную и центральную площади, аллею памяти, зоны отдыха, отремонтировали лестницы, установили фонари. Здесь стало безопасно. Много горожан гуляют здесь даже вечером. Считаю, что этот комплекс, включающий в себя историю многих иркутян, объединивший вокруг себя представителей различных вероисповеданий, может стать визитной карточкой города.
Еще одно прекрасное место — набережная в Солнечном. Я, коренная иркутянка, хорошо помню те времена, когда на этом месте была неухоженная территория со старым разрушенным асфальтом. Сегодня это комфортная прогулочная зона с асфальтовом покрытием, освещением, уютными кафе. Зимой сверкает огнями ледяной городок «Хрустальная сказка», летом можно полежать на песке и прокатиться на катамаране. Набережная стала любимым местом отдыха иркутян.
Наш город — театральный и музыкальный. Пример — международный музыкальный фестиваль академической музыки «Звезды на Байкале». В нынешнем феврале билеты на концерты разлетелись мгновенно, и не все желающие смогли послушать любимых исполнителей. Тем не менее мы до сих пор не имеем концертной площадки, которая соответствовала бы всем современным требованиям и обладала хорошей акустикой. Такой зал необходим горожанам и туристам.
А нашему театру необходимо новое современное сценическое оборудование, чтобы радовать зрителей качественными постановками с применением новых технологий. Яркие эффекты, создаваемые при помощи специальных приборов и приспособлений, усилят эмоции от спектакля. Уверена, что эта наша мечта обязательно сбудется.
Сколько ни кричи «халва» — слаще не станет
Яна Лисицина, историк культуры, художник, доцент ИГУ:
— В 1985 году, когда я приехала сюда, меня удивило в Иркутске обилие дощатых тротуаров и раскидистых деревьев. Сейчас серые, кое-где проломленные доски под ногами меня уже не удивляют, как, например, на Гаврилова или Сурикова. Впрочем, как не удивляют и деревья — их просто стало значительно меньше. Иногда кажется, что те, кто принимает решения о вырубках насаждений на улицах или проектировании новых скверов, живут в иной реальности. Реальности, где нет палящего солнца, зноя и раскаленного июльского полдня, и эти зеленые кроны с благодатной тенью просто не нужны. Но достаточно летом пройтись по набережной — заняты именно те скамейки, которые стоят под деревьями: люди все же живут именно в реальности резко-континентального климата. И дышат выхлопными газами. И смотрят на жалкие деревца, высаженные вместо спиленных. Или на обрубки вместо деревьев, из которых тянутся к небу отросшие тонкие веточки. А на старых фотографиях — зеленый Иркутск и тенистые аллеи...
Еще одна глобальная проблема Иркутска — руинирование исторического наследия. Дома без должного ухода ветшают, стареют, гниют и горят. Но сколько ни кричи «халва!» — слаще не станет. Если не будет контроля в этой сфере и финансирования восстановления памятников архитектуры, реальных решений и помощи от государства, в конечном итоге останутся только старые фотографии, где много деревьев и много старинных прекрасных домов. В общем, все то, что составляло неповторимую уникальную атмосферу нашего славного города.
Иркутску пока не до «бантиков»
Ольга Жуйкова, главный архитектор проектного бюро «Архитектурные решения»:
— В первую очередь, городу в благоустройстве сейчас не хватает целостности. У нас точечная застройка и точечное благоустройство. Нет единой политики, нет общего большого проекта по обустройству улиц. Я, как автор креативного сквера на Чудотворской, — против креатива в городской среде, так как в Иркутске с креативом уже перебор. Не понятно, по какой логике администрация сегодня выбирает места для реализации программ благоустройства, и почему архитекторы решают там навешать «бантов». При отсутствии обыкновенного ремонта улиц, при таком хаосе, при плохих дорогах и потрескавшихся тротуарах креатив выглядит, как бантик на побитом полуживом городе. Здесь деревья уничтожили, там — дорогу заездили до дыр.
Для того чтобы Иркутск выглядел ухоженно, нужно сначала выработать единый дизайн-код благоустройства улиц, общую концепцию, потом просто отремонтировать, привести в порядок все улицы. Только тогда можно думать и говорить о том, какие места можно выделить каким-то «креативом».
Невозможно любоваться городским ландшафтом, когда на одной улице разной высоты бордюры, пестрые вывески, неухоженные кустарники. Любой креатив на таком фоне смотрится, как пластырь, как заплатка на дырявых носках. Невозможно любить такой город, не хочется гулять по нему.
Есть и конфликт подходов прошлого и настоящего: раньше вообще не было такого понятия «благоустройство», как сейчас. Что делали «генпланисты»? Они чертили общий план, где рядом с домами в определенном масштабе расставляли лавочки и ограждения. 15 штук скамеек, 10 штук ограждений.
Сейчас же работа над проектом благоустройства — это разносторонний, многогранный процесс. В нем заложено множество различных аспектов. Ты думаешь над дизайном пространства, над его историей, контекстом, функционалом. Архитектору надо сначала изучить все ближайшие территории, потом продумать, как эта площадка будет смотреться с разных ракурсов — как на фоне Ангары, а как на фоне оживленной улицы. Идет скрупулезная, сложная работа. Так что между чисто автоматической расстановкой лавочек и нынешней философией благоустройства — целая пропасть.
Еще одна проблема — за проекты благоустройства архитекторам не платят. Каменщикам, строителям, бульдозеристам платят, а нам — нет. Точнее, платят, но в десять раз меньше, чем этот процесс на самом деле стоит. Поэтому хороший архитектор просто не может заняться благоустройством, ведь ему надо платить своей команде, у него есть какие-то обязательства. Такая работа занимает у команды полгода-год жизни. В результате кто-то из архитекторов сидит без работы или берется за проекты в других городах. Талантливейшие люди уходят в другие сферы или уезжают из Иркутска. А городскими проектами занимаются непрофессионалы или студенты. Сегодня по пальцам можно перечесть пространства, которые сделали профи. Пока эта ситуация не изменится, у нас не будет качественной городской среды.