> Во что обойдется стране и природе добыча угля в интересах Китая в российском Забайкалье? - Аргументы Недели

//Общество 13+

Во что обойдется стране и природе добыча угля в интересах Китая в российском Забайкалье?

15 марта 2021, 10:17 [«Аргументы Недели», Мария Шарковская ]

Фото: соцсети

В бассейне великого озера Байкал планируется добывать уголь, который полностью будет направлен на экспорт, конкретно – в Китай. Известно, что Поднебесная занимается накоплением стратегически важных материалов, чтобы обеспечить бесперебойное функционирование своей экономики в случае форс-мажорных обстоятельств: войн, катастроф, эпидемий, глобальных санкций и прочего. Выкачивание Пекином природных ресурсов Сибири и Дальнего востока России становится серьезной проблемой, на которую не обращают внимание только власти Российской Федерации и крупный бизнес, вовлеченный в это разграбление природных ресурсов нашей страны и получающий от этого гигантскую прибыль.

О проекте разработки Красночикойского угольного месторождения автор «Беллоны» Кристиан Ринчинов, узнал от муниципальных депутатов Красночикойского района Забайкальского края, которые решили обратиться к нему, как к представителю общественного природоохранного движения. «Аргументы Недели» решили изучить эту ситуацию и попытаться разобраться в том, что происходит с Байкалом, который является объектом Всемирного природного наследия ЮНЕСКО, где любая деятельность, несущая потенциальный вред, является неприемлемой.

ПОЧЕМ ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ УГОЛЁК

Начнем по порядку. Так случилось, что восточнее Читы, на берегах реки Чикой были обнаружены залежи угля – это, так называемое Красночикойское угольное месторождение, которое холдинг EN+ Group разрабатывает совместно с китайскими энергетическими корпорациями. Вышеупомянутая река впадает в основной приток Байкала - Селенгу. Месторождение начинается прямо за селом Красный и тянется восточнее, вверх по реке Чикой. Также планируется разработка находящегося по соседству (по сибирским меркам) Шимбиликского угольного месторождения. Кстати
федеральное правительство здесь играет не последнюю партию. Совершено очевидно, что разработка этого месторождения станет очередным, в ряду многих государственных проектов, смертельным приговором для Байкала.

Здесь, как нигде больше, уместна злая шутка о двух новостях - плохой и хорошей. Плохая китайцы намерены уничтожить экологию Байкала ради своего процветания. Хорошая, поскольку эта территория станет зоной экологического бедствия, есть надежда, что Пекин не планирует ее захватывать.

Вернемся к реалиям происходящего. Добыча угля планируется открытым способом. Населению всех сел и деревень в округе есть о чем задуматься. Впрочем, похоже, что им волноваться за свое будущее уже поздно, все уже решено за них «Наверху». И руководству Национального парка Чикой, который находится в непосредственной близости от планируемой к разработке территории, также впору расслабиться. Это в первую очередь касается директора парка Марины Еремеевой, которая считает, что добыча угля на реке Чикой может стать причиной неприемлемого загрязнения окружающей среды. Остается только констатировать тот факт, что экологии Байкала и Забайкалья угрожает алчность совместного российско-китайского угольного бизнеса.

ОЗЕРО БАЙКАЛ

Иркутский НИИ биологии ФГБОУ ВО «ИГУ» ведет наблюдение за озером Байкал, начиная с 1923 года. Особое внимание уделяется исследованиям места в пищевой цепочке, природы, размножения и распространения байкальского планктона. Основоположником этих работ был профессор Владислав Яснитский. Он не раз подчеркивал, что экологическая природная система озера обеспечивает уникальные качества чистоты байкальской воды, эта система уникальна. Она подобна той, что поддерживает жизнедеятельность всего мирового океана, 90% кругооборота веществ осуществляется за счёт 95% потока энергии, которой пронизывает экологическую (пелагическую) систему толщи воды озера.

Другого такого по уникальности объекта на нашей планете не существует. Объем исследований добытый здесь является наследием не только России, но и всего человечества. Байкал является как бы образчиком геологических и климатических изменений. Наблюдение за его природой дает возможность выстраивать концепции планирования и организации мероприятий по сбалансированному природопользованию и охране окружающей среды. Наиболее показательным в исследованиях является состояние планктона озера Байкал. Он по сути представляет собой лакмусовую бумагу всей сложной экосистемы Байкала и может служить важнейшим индикатором состояния биосферы всей планеты.

Благодаря деятельности человека за последние полторы сотни лет проблем у озера накопилось много. Особое место в убиении экологии озера заняло функционирование Байкальского целлюлозно-бумажного комбината (БЦБК). Отходы этого предприятия занимают 154 гектара, их вал превышает 6,2 млн. тонн. Более того они относятся к третьему и четвёртому классу опасности (то есть реально токсичны). Ранее «Аргументы Недели» писали о том, что правительство Российской Федерации приняло Постановление о разработке Национального проекта «Экология» и выделило на это более 4 триллионов руб. Средства направлены на утилизацию отходов производства, включая ликвидацию несанкционированных свалок, экологическое оздоровление водных объектов, уникальных водных систем, таких как озеро Байкал. Но ничего по данному проекту исполнено не было. Куда ушли выделенные на него деньги - остается только гадать. Напоминаем, что в начале 2018 года на защиту экологии Бакала было выделено 1,8 млрд. рублей, в том числе и на ликвидацию накопленных отходов от деятельности ОАО «БЦБК».

Да, чуть не забыла упомянуть о том, что по требованию государства депутатами Национального парламента России был принят законопроект, который разрешает вырубку леса вдоль берегов озера Байкал. Не правда ли — это такая сочная вишенка на вершине торта российского законотворчества, ведущего к экологическому коллапсу не только национального масштаба.

ЧТО ГРОЗИТ РЕГИОНУ

Знаток проблем Байкала Кристин Ринчинов в своём материале о планируемой добыче угля на берегах притока Байкала, бьет уже не своевременную, а запоздавшую тревогу. Он пишет, что местных жителей запугивают, или стараются, по возможности - подкупить, лишь бы заткнуть им рты. Неравнодушный по природе человек - Ринчинов пишет: «Следует что проект нацелен в первую очередь на добычу угля на экспорт, а строительство электростанции и обещания реконструкции пары дорог в районе являются лишь отвлекающим манёвром. Основой проекта является добыча угля на экспорт и получение прибыли несколькими участниками проекта взамен на невосполнимый экономический, экологический и моральный ущерб для местных жителей и региона».

Совершенно очевидно, что в воду притоков Байкала будут попадать такие химикаты, как диоксид кремния, соли тяжёлых металлов и другие опасные вещества, всегда присутствующие в стоках угольных разработок. Весь этот букет так же естественно окажется в озере и повлияет на его экосистему.

«Разрезуголь» включён в программу «Территорий опережающего развития» (ТОР), но, сами вышеперечисленные проекты добычи угля пока не полностью сформированы и не подвергались государственной экологической экспертизе, поэтому ещё предстоит провести обязательную оценку их воздействия на окружающую среду и соответствующие общественные слушания. «Местным жителям эти проекты не нужны, они настроены решительно против добычи угля на Чикое. Однако, в случае реализации проекта местные жители и регион получат лишь зону экологического и социального бедствия, а федеральное правительство – ещё одну точку социального и политического напряжения, подобно Кузбассу, Хабаровску и Шиесу. Всё это – слишком большая цена за частный проект экспорта природных ресурсов за границу», - пишет Кристин Ринчинов.

По его мнению, фактически планируется продажа российских природных ресурсов на экспорт без обязательств на восстановление территорий, подвергнутых технологическим воздействиям для добычи полезных ископаемых. Это грозит созданием очередной зоны экологического бедствия в Забайкалье. Для местных жителей это означает отъём земель и собственности.



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте