> Кому выгодны электронные расчеты и кто должен платить за удобства цифровизации - Аргументы Недели Иркутск

//Общество 13+

Кому выгодны электронные расчеты и кто должен платить за удобства цифровизации

№  () от 2 марта 2021 [«Аргументы Недели Иркутск», Олег Усов ]

Цифровизация, электронные расчеты, онлайн-банкинг — все это проникло в нашу жизнь, став частью повседневности. Люди привыкают платить картой или телефоном в транспорте, рассчитываться дистанционно за услуги ЖКХ. «Так удобнее» — именно под флагом такого аргумента нас достаточно агрессивно приучали к новым форматам расчетов. Правда, если начинать разбираться, то возникают закономерные вопросы: «а кому удобнее и кто платит за эти удобства?». Ведь в ряде случаев оказывается, что система работает вовсе не так, как бы этого хотелось нам, обычным людям.

Ситуация, когда один и тот же товар или услуга стоит по-разному, в зависимости от способа оплаты, кажется дикой. Но мы регулярно сталкиваемся с этой финансовой казуистикой. Например, в такой популярной аптекарской сети, как «Фармэконом», при предоставлении скидки по дисконтной карте вас обязательно спросят, наличный расчет или по карте? От этого будет зависеть размер вашей скидки — 5 (за наличку) или 3 процента.

А в городе Шелехов Иркутской области местный крупный автотранспортный перевозчик «Народный маршрут» установил комиссию в 10% при расчетах за проезд банковской картой. Понятно, что новшество не понравилось местным жителям, и они активно начали жаловаться во всевозможные инстанции.

Генеральный директор предприятия Маргарита Чугуевская в разговоре с корреспондентом «АН» сделала вид, что о недовольстве людей не знала: «Действительно, мы вводили такую услугу для пассажиров. Но потом мы ее отключили, сейчас ее нет», — говорит она. На вопрос о том, что комиссия в размере 10% выглядит избыточной, руководитель «Народного маршрута» буквально разводит руками: «Это не мы ее установили, таковы были условия у нашего посредника ООО «Центральные системы», который соединял нас с банком. Соответствующие объявления были развешаны во всех маршрутках».

Картина «сначала ввели услугу, потом отменили», если верить словам директора, кажется эдакой случайностью. Или как в народе говорят — «не прокатило»? «Грамотный предприниматель знает, что это — прямое нарушение закона о защите прав потребителей, который гласит: «При оплате товаров (работ, услуг) продавцу (исполнителю) запрещено устанавливать в отношении одного вида товаров (работ, услуг) различные цены в зависимости от способа их оплаты посредством наличных расчетов или в рамках применяемых форм безналичных расчетов», — отчеканивают в региональном Роспотребнадзоре.

Впрочем, как показывают самые распространенные примеры, предостаточно случаев, при которых грамотные бизнесмены и о законах знают, но все равно их нарушают. Причем масштаб этих компаний — не чета какому-то мелкому перевозчику.

Кто в выигрыше?

Больше всего возмущения и вопросов возникает у жителей Иркутской области к различным сервисам, позволяющим оплатить услуги ЖКХ, не выходя из дома. Главный из них сегодня: почему человек в принципе вынужден платить какие-то комиссии? С точки зрения обычного потребителя света, тепла и воды, ситуация действительно выглядит абсурдной. Допустим, некий Иван Иванович должен 100 рублей сбытовой компании. Ее задача, в свою очередь, создать условия, чтобы эти 100 рублей получить. Раньше этой цели служили многочисленные пункты сбора платежей, в том числе в ЖЭКах или управляющих компаниях. Сейчас, как известно, в руководстве каждой крупной компании главные роли играют «эффективные менеджеры», с чьей подачи в последние годы распространяются примерно одинаковые схемы. Коллективному Иван-Иванычу рисуется прекрасная картина: плати с удобством прямо из дома со своего смартфона или компьютера. Эфемерным преимуществом при этом выступает некая экономия времени. Информация о том, что такие «удобства» имеют свою цену в виде банковской или иной комиссии для самого же клиента, как правило, обычно не афишируется, то есть замалчивается. Что хуже — альтернативы для оплаты услуг у потребителя просто нет. Собственно, не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы подсчитать: сбытовые компании, внедряя такие новшества, экономят гигантские суммы на сокращенных за ненадобностью офисах обслуживания, на инкассации средств и на многом другом. Почему за счет этой немалой экономии нельзя оплачивать комиссии своим же клиентам — вот вопрос из вопросов.

Государство, к счастью, хотя бы иногда пытается одергивать таких эффективных управленцев. К примеру, в Свердловской области местный Роспотребнадзор через суд образумил одну из теплосбытовых компаний, после многочисленных жалоб жителей на взимание комиссии при оплате предоставляемых услуг теплоснабжения через платежных агентов и кредитные организации (ПАО «Сбербанк», ФГУП «Почта России», ПАО «СКБ-банк»). Специалисты Роспотребнадзора напоминают, что существует закон «О защите прав потребителей», согласно которому организации, оказывающие услуги, обязаны обеспечить возможность внесения платежей без взимания комиссии.

Правда, юристы, пытающиеся защитить права людей в подобных случаях, солидарны во мнении: «Ресурсные компании по всей стране по своей инициативе в очень редких случаях пойдут на оплату комиссии за свой счет и по своей инициативе. Ведь нарушение закона «О защите прав потребителей» не несет за собой почти никаких последствий. А добиваться справедливости в суде захотят очень немногие. На то и расчет».

Жители Иркутской области пока не дозрели до коллективных исков в адрес поставщиков ресурсов. Однако в Братске уже сегодня складывается напряженная ситуация. Недовольство населения вызывает политика «Иркутскэнергосбыта», который периодически пытается закрыть офисы для обслуживания населения. То ли для их окончательной ликвидации, то ли по неизвестным «техническим причинам». Конечно же, альтернативные способы оплаты при этом широко афишируются. Братские журналисты отмечают: история повторяется не впервые, только благодаря вниманию СМИ и общественности ее не удается «замолчать». В последний раз скандал возник в январе этого года, когда в Падуне, одном из наиболее удаленных районов города, закрыли единственный офис «Иркутскэнергосбыта» для обслуживания населения. До сих пор граждане вынуждены ездить в ближайший офис за несколько километров в соседний жилой район Энергетик. Понятно, что такие офисы пользуются популярностью у пожилых людей, которые привыкли платить по старинке, а может быть, и вынуждены экономить, чтобы не тратить 50-100 рублей на лишние комиссии.

Справедливость иногда случается

Прибайкальский национальный парк (ФГБУ «Заповедное Прибайкалье») пошел на попятную в вопросе установления надбавки за электронное оформление пропуска для граждан на свою территорию. «АН» подробно писали, что с начала года организация объявила о введении удобного онлайн-сервиса, где можно было дистанционно получать разрешения на посещения. «Подводным камнем» нововведения стала 20%-ная комиссия за использование сервиса. Поднявшийся вслед за этим медийный и общественный скандал привлек внимание Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры, которая инициировала проверку по фактам повышения платы.

В конце февраля нацпарк отчитался, что отменил комиссию и сделал это якобы не под давлением обстоятельств, а по собственной инициативе. Сообщение об этом ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» разместило на своей странице: «Уход от практики сбора средств с пользователей SAAS-приложения по оформлению разрешений на посещение Прибайкальского национального парка обсуждался уже давно: с момента запуска этой новинки в тестовом режиме в декабре 2020 года. В ходе ряда встреч, проведенных на базе Комитета по предпринимательству в сфере туристской, курортно-рекреационной и гостиничной деятельности Торгово-промышленной палаты Восточной Сибири с представителями в том числе Ассоциации предпринимателей туристического бизнеса Байкальского региона, нам удалось достичь договоренностей с разработчиками приложения об упразднении 20% сбора; расходы на работу новшества (банковский эквайринг, содержание серверов, оплата труда IT-специалистов, корректирующих функционал) будут изыскиваться из альтернативных источников. Одним из таковых может стать размещение на соответствующем электронном ресурсе информации о туристских продуктах и услугах, предлагаемых организациями на территории Прибайкальского национального парка».

Также одной из достигнутых и уже реализованных договоренностей стало снижение количества необходимых сведений при оформлении разрешения (например, серия и номер паспорта более не требуются). При посещении территории Прибайкальского национального парка гостям необходимо иметь при себе удостоверяющий личность документ (оригинал или его копию), документ, подтверждающий право на льготу и само разрешение (распечатанное на бумаге, либо в виде электронного документа на экране гаджета).

Представитель ООО «РТ-ИЭТК» (разработавшего и обслуживающего сервис) Артем Мищенко также озвучивает эту версию. «Провели совещание с представителями бизнеса, с национальным парком и определили, что теперь банковскую комиссию будет напрямую оплачивать нацпарк. Эти и другие затраты на работу системы мы постараемся как-то компенсировать за счет размещения рекламы на странице сервиса и других вариантов. При этом я не исключаю: если мы не сможем найти способов компенсации, то закроем сервис или передадим его полностью «под крыло» нацпарку», — замечает он.

Ситуация с шелеховскими маршрутками, попытки переложить затраты сбытовых компаний на своих потребителей, возникающие то и дело «фирмы-прокладки», зарабатывающие на свой хлеб банковским посредничеством, только на первый взгляд кажутся единичными. На деле же это больше похоже на свидетельство несовершенства системы выстраивания в стране цифровой экономики, о которой так любят говорить чиновники. Лозунги новые, а проблемы старые. Можно долго оправдываться тем, что «мы набиваем шишки», «это естественные издержки», «страна большая, за всем не уследить». Когда же любое начинание у нас начнет работать по-человечески, а не через одно место?



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте

//Общество

Писатель Илья Игин: «В единстве народном — правда и сила. Не станет единства — не станет России»