Рустам Гильфанов: «Идея стартапа — это только начало»
12 февраля 2021, 11:30 [ «Аргументы Недели» ]
Придумать идею для стартапа не так уж сложно, по-настоящему сложно придумать оригинальную и востребованную идею, за которую люди будут готовы платить. В этой статье IT-бизнесмен и инвестор Рустам Гильфанов делится простыми способами проверить идею практически любого IT-стартапа — от приложения до программного продукта. Независимо от того, сколько у вас опыта и насколько вы уверены в своей идее, вы не должны пропустить эти ключевые шаги.
1. Сделайте рисерч
Самое простое — открыть поисковик и поискать информацию о похожих проектах, найти похожие темы на форумах или на YouTube. Узнайте, делал ли кто-то подобное раньше, были ли их усилия успешными. Если нет, проверьте, что они сделали не так и как можно избежать подобных ошибок. Поищите в соответствующих нишах любые примеры, которые могут оказаться полезными и для вас.
Также стоит изучить информацию о трендах в стартапах, бизнес-моделях, юнит-экономике, метриках и маркетинге.
2. Убедитесь в спросе на рынке
Отсутствие спроса на рынке — основная причина неудач большинства стартапов. Вы должны быть уверены, что ваша идея поможет решить реальную проблему людей, и эта проблема актуальна не для десяти человек.
Чтобы быстро оценить востребованность на рынке, можно просто обратиться к анализу статистики поисковых запросов. У каждого из них похожий принцип работы: вы вводите ключевые слова и получаете по ним статистические данные, динамику спроса, а также похожие поисковые фразы.
3. Поговорите с целевой аудиторией
Важно: никогда не расспрашивайте своих друзей и знакомых, они будут субъективны, к тому же, подобная выборка недостаточна. Вы должны расспрашивать людей, которые являются вашими потенциальными покупателями. Можно создать гугл-опросник или опрос в соцсетях, зайти на тематический форум. Практика показывает, что случайные люди могут дать более ценные отзывы, чем друзья.
4. Узнайте, с кем вы соревнуетесь
Если вы лично никогда раньше не создавали подобные продукты и не работали в целевой нише, вы наверняка найдете людей, которые уже преуспели. Изучая своих конкурентов, вы узнаете, как другие компании в отрасли решают аналогичные проблемы и что вы можете у них позаимствовать, чтобы адаптировать их для своего собственного стартапа. На этом этапе вы должны соблюдать простые принципы: не бояться конкуренции и не пытаться ее избежать; не копировать существующие стартапы и всегда думать, как удовлетворить потребности клиентов быстрее и дешевле.
5. Создайте целевую страницу
Вы можете сделать это даже без MVP. Все, что вам нужно, это понимать, каким вы видите свой будущий продукт. На этом этапе придется потратить средства на рекламу, но проверка идеи даст вам большую уверенность в актуальности продукта, который вы задумали. Достаточно зарегистрировать домен, создать страницу на любом конструкторе сайтов, добавить форму для обратной связи, подключить веб-аналитику и провести анализ полученной информации. Весьма вероятно, что пользовательский фидбэк скорректирует вашу стратегию.
6. Убедитесь, что знаете, как зарабатывать деньги на своей идее
Даже самая сильная идея может закончиться ничем, если вы не знаете, как заработать на своем продукте. Вы должны понимать, как монетизировать стартап, какой потенциальный размер рынка имеет ваш продукт и сколько клиентов вам нужно привлечь, чтобы хотя бы достичь точки безубыточности.
Краткая биографическая справка
Рустам Гильфанов — сооснователь IT-компании, IT-бизнесмен, международный инвестор.
В 2006 году Гильфанов Рустам вместе с партнерами открывает в Киеве международную аутсорсинговую IT-компанию. Сегодня эта компания — крупнейший разработчик программного обеспечения для игровой индустрии, маркетинга и финансов.