«На площадках детям может быть небезопасно. А вдруг горки и покрытия не соответствуют современным стандартам?» — затрубили в думе Иркутска, а мэрия тут же пообещала провести инвентаризацию установленного по городу оборудования. В чьих интересах такое внимание и активизация чиновников? Просто переиграют что-то по подрядам или иркутские дворы реально получат комфортные и интересные пространства для игр, занятий спортом и общения детей?
«Почему у нас в Иркутске, в отличие от тех же Новосибирска и Красноярска, повсюду стоят типовые детские площадки? Что мешает организовать современные, рассчитанные для разных возрастных групп игровые пространства?» — недоумевают родители. Тем временем город может лишиться едва ли не половины тех детских площадок, что уже имеет. Меняются правила игры — не для малышей, а для тех, кто поставляет и устанавливает оборудование. Всё теперь упирается в подобающий сертификат.
Без бумажки не играшки
Как пояснили «АН» представители комитета городского обустройства (КГО) администрации Иркутска, большинство существующих во дворах площадок были установлены муниципалитетом к празднованию 350-летия города, то есть 10 лет назад. А сейчас в рамках программы «Формирование комфортной городской среды» выполняется благоустройство дворов, и игровое оборудование обязательно должно быть сертифицированным. Как оказалось, к 2020 году сертификаты есть у небольшого числа производителей, то есть выбор ограничен перечнем тех фирм, которые в свое время озаботились оформлением такого документа.
Дело в том, что новый технический регламент с более жесткими условиями по безопасности для игровых комплексов был введен в 2018 году. Теперь же за несоблюдение требований регламента, в зависимости от того, какие нарушения выявлены, юридическим лицам грозит административный штраф от 100 до 600 тысяч рублей. За повторное нарушение и того больше — от 700 тысяч до миллиона рублей.
Установка и содержание комплексов по новым правилам оборачивается для властей новой головной болью. Так, например, должна быть просчитана зона возможного падения ребенка с любого элемента, а каждая площадка должна быть обязательно оснащена ударопоглощающим покрытием.
«До декабря 2021 года обозначен переходный период. Каждая площадка к этому сроку должна иметь сертификат и паспорт, — подчеркивает председатель думы Иркутска Евгений Стекачев (городские депутаты в начале февраля обсудили вопрос эксплуатации и ремонта игрового оборудования на детских площадках). — Теперь срок службы комплексов не более пяти-семи лет, после чего мы должны демонтировать площадку независимо от ее состояния. Ужесточается стандартизация, усложняется механизм подбора подрядчика. И если мы не найдем компромиссного выхода, то больше площадок построить не сможем, а те, что были установлены больше семи лет назад, надо сносить. Таким образом мы можем лишиться более половины детских игровых городков разом».
Специалисты комитетов по управлению городскими округами Иркутска до конца февраля должны проверить общее состояние детских площадок и их оборудования на соответствие требованиям технического регламента. По итогам инвентаризации будет составлен перечень всего, что рекомендовано к ремонту или демонтажу.
Ремарка от родителей: «Сносить, как известно, — не строить. Но по второму пункту всё-таки хотелось бы обозначить пожелания».
Мечты о турниках и реальность со скрипом
Игровыми площадками наши дети не избалованы, считает жительница Студгородка Наталья Гимельштейн. А в районе Политеха их вообще катастрофически мало, поэтому Наталье с сыном приходится уезжать или в микрорайон Союз, или на Трилиссера, где есть более-менее современные городки.
«Хотелось бы, чтобы площадки просто были! — говорит Наталья. — С нормальным покрытием, чтобы вокруг были дорожки, где можно кататься на самокатах и велосипедах. Чтобы конструкции были не скользкие, из нормального дерева. А то после горок постоянно занозы вытаскиваем у сына из ладошек. Если песок, то свежий, а не загаженный кошками и собаками. Хочется, чтобы площадки были хоть сколько-нибудь функциональны. Некоторые городки рассчитаны только на малышей. Даже моему шестилетнему сыну на многих делать уже нечего. Хорошо, когда есть деление на зоны: для более старших ребят и маленьких. Хотелось бы, чтобы проектировали их не рядом с автопарковками. Чтобы вокруг была зелень. Наш город для детей не приспособлен».
Наталья в своем мнении не одинока. Мы поспрашивали родителей, с чем у них ассоциируются детские площадки? Немногие ответы наполнены позитивом. Вспоминали, конечно, «горки-качели», «смех-игры». Но в ассоциативном ряду всплывают и «ржавые качели, скрип, шум, грязь, справляющие свои дела собачки, стекло, лужи, окурки».
Между тем, как волшебно могло бы быть на детской площадке и как есть на самом деле, — обычно огромная пропасть. В мечтах — не шаблонные решения, интересная «начинка» из разных игровых элементов. На деле — крайне скудный набор игровых комплексов. Во многих дворах по-прежнему только типовое «горка-качели-песочница». Что-то уже раскачали и разломали, что-то уцелело. Площадки, как правило, со всех сторон окружены дворовыми автопарковками, и дети, играя, дышат выхлопными газами.
Будем что-то менять? Серьезно? Даже прислушаемся к педагогам, психологам, проектировщикам, хором напоминающим, что детские площадки — такой же элемент социального взаимодействия, как школа, магазин или больница?
Педагог дошкольного образования Елена Ильина убеждена, что городские игровые пространства должны создаваться с учетом мнений родителей и психологов, которые понимают природу детской игры. Ведь есть определенные принципы, которые повышают социальную, образовательную и коммуникативную ценность детских площадок.
«Движение, игра, эксперимент, общение, сотрудничество, отдых, контакт с природой и риск — вот какие потребности ребенка должны учитывать хорошие детские площадки, — говорит Елена. — Как правило, большинство типовых комплексов удовлетворяют только потребность детей в движении. Ребята приходят на площадку, чтобы полазить по лесенкам, покататься с горки, покачаться на качелях, побегать, поиграть в подвижные игры и уйти. Этого мало. Повторюсь, во дворе им важно познавать мир, общаться, сотрудничать, взаимодействовать с природой. Поэтому на площадках должны быть не только хорошие и современные игровые объекты, но и правильно подобранное покрытие, освещение, зеленые насаждения, игровой ландшафт, необычные малые архитектурные формы. Необходимо предусматривать зонирование площадки по возрасту».
Дети воспринимают мир по-своему, обращает внимание педагог: «Взрослым хочется, чтобы ребенок не пачкался, не возился в грязи, а малыши любят и в песке, и с водой повозиться, и поваляться на снегу. Они могут бесконечно строить на берегу реки замки из песка, лепить куличики. Им неинтересны стерильные, искусственные пространства, пусть и яркие. Поэтому создателям игровых площадок важно учитывать и детское восприятие мира».
Еще немного об идеалах. В крупных городах сегодня создаются целые лаборатории, где архитекторы, урбанисты, психологи, педагоги занимаются изучением потребностей детей и родителей и проектированием игровых пространств. Как показали исследования, например, искусственное резиновое покрытие не так нравится детям, как галька, песок или щепа. Малышам интересно перебирать песок или камешки руками, набирать их в ведерко. Это развивает мелкую моторику. Еще замечено, что на площадках, где рядом располагались кустарники и деревья, дети играют дольше, чем в окружении асфальта и машин.
Когда все эти теоретические наработки будет на все 100% учитывать иркутская практика? Вопрос из разряда риторических. Хотя горожане вспоминают и об удачных вариантах: горка в Лисихинском сквере 300-летия Иркутска, площадки в Парке инициативной молодежи на «Чайке» и в Пади Долгой…
А мнение жителей учитывается?
Могут ли жители «заказать» себе новый двор и хорошую детскую площадку?
Когда в подготовке проекта благоустройства двора принимают участие жители, убеждают нас специалисты КГО, можно повлиять на выбор элементов детской площадки, их цветового решения. Востребованным, кстати, считается пространство, где по крайней мере пять групп с разными интересами могут найти себе занятие.
Мэрия поясняет: горожане могут высказывать свои запросы на формирование дворовых пространств на общественных обсуждениях или подавать письменные обращения. При благоустройстве дворовых территорий жители через председателя совета дома должны участвовать в создании проекта благоустройства, работать с управляющей компанией и специалистами администрации.
Получается, жители у нас недостаточно инициативны? Быть может, тоже активизируемся в такой подходящий для пересмотра площадок момент и поможем строителям и городским властям своими идеями? Что скажете, товарищи родители и общественники? Есть опыт? Услышали? Поделитесь успехами?.. С интересом выслушаем и озвучим советы с рабочими схемами. Редакция — за качественное преображение Иркутска. Тем более очередной юбилей на носу.
Пора бы креативить
Архитекторам и урбанистам тоже наскучили однотипные, морально и технически устаревшие площадки. Однако ведущий архитектор Агентства развития территорий «Градостроительная школа» Анастасия Шешукова говорит, что в Иркутске мало заказов на нестандартные игровые площадки во дворах. Тем не менее случаются запросы от застройщиков, которые задумываются о придомовом пространстве на стадии проектирования.
— Когда мы проектируем детскую площадку, стараемся взаимодействовать с жителями, подключать их к обсуждению. Понять, что они хотят. Если игровая зона располагается в жилом комплексе, сразу прикидываем — сколько там живет людей, сколько семей с детьми и каких они возрастов. Важно понять ее размер, который рассчитывается исходя из площади двора и количества жильцов. Как правило, жители запрашивают определенное наполнение площадки и ее эстетику. Если пространство позволяет, делаем несколько площадок для разных возрастных групп. Для малышей (от 3 до 7 лет) нужны в основном песочницы.
— У нас принято считать, что взрослые на площадке могут или в поте лица страховать малыша, или скучать на лавочке с телефоном…
— Это ошибка! Для мамочек, которые тоже хотят провести время, пообщаться в своем кругу, мы предусматриваем зону отдыха — лавочки, навесы, иногда столы, чтобы можно было там, к примеру, разложить книги, попить кофе. Для подростков, которые обожают собираться компаниями, любят спорт, нужны уличные тренажеры, лавочки, расположенные по кругу. Может быть, оформление площадки граффити. Для пожилых людей можно поставить столы для настольных игр и беседки.
— Вспомните примеры современных нестандартных пространств в Иркутске?
— Интересная площадка в ЖК «Стрижи Сити». Она находится на крыше парковки. Там есть необычные игровые элементы, а также «паутины», «лазалки». Все сделано из качественных материалов, в том числе древесины. В другом, только строящемся комплексе предусмотрена площадка с интересным искусственным ландшафтом: насыпными холмами, горками из камня и дерева. Это все развивает у детей мелкую моторику, им важны тактильные ощущения.
— А материалы, которые используются для производства площадки, жители могут выбрать?
— Да, часто родители заказывают песок определенного качества, например белый, чтобы одежду не пачкал, или гравий, по которому приятно бегать. Сегодня вообще отдается предпочтение натуральным материалам и естественной цветовой гамме. Яркие пластмассовые комплексы уходят в прошлое. Пластмасса — практичный материал, но мертвый. Железо, дерево, камни более экологичны и интересны.
— Слышала, ваши специалисты проектировали и площадки для «Точки будущего»?
— Да, мы разработали 10 игровых площадок с разной тематикой. Все продумывали с нуля, использовали только природные материалы. Изготавливали элементы иркутские производители. Например, есть там «норы», где ребята играют на ландшафтных объектах. Есть космическая площадка, где можно полазить, покрутить планеты, а заодно узнать строение Солнечной системы. То есть у этих пространств не только двигательная, но и познавательная, обучающая функции.
— Почему, на ваш взгляд, в Иркутске так мало по-настоящему качественных детских площадок?
— Это вопрос формирования спроса. Как правило, иркутские застройщики возводят дома, не думая о комплексном подходе к благоустройству. Поэтому часто качество среды вокруг домов на нуле. Но ведь человек покупает не только стены, но и инфраструктуру, и благоустройство. В тех же Красноярске, Новосибирске, Екатеринбурге горожане более требовательны. Там застройщик продумывает и продает не только жилье, но и качественные дворовые территории, спортивные, игровые зоны, озеленение и т.д.