«АН» продолжает серию публикаций, где «выживающий» в условиях коронакризиса бизнес оценивает положение в наиболее пострадавших от пандемии отраслях. Как справляются с ситуацией практически «тотальной паузы» турагентства, рассказывает генеральный директор иркутской компании с многолетним опытом «Синдбад-турс» Оксана Егорова.
«Турбизнес находится в состоянии тотальной паузы. Как во всем мире, так и в России. (Мы брали комментарий 1 февраля, когда о возобновлении международных рейсов из иркутского аэропорта и речи не было — «АН»). Рынок ушел в летаргический сон. Туризм в любой кризис падает первым, а восстанавливается последним.
27 марта Россия прекратила авиасообщение с другими странами, турфирмы не смогли выполнить обязательства перед заказчиками и должны были вернуть деньги за путевки в полном объеме. Внятных перспектив по открытию границ и возобновлению полноценного авиасообщения сейчас нет, поэтому, каким будет влияние кризиса на туризм и как быстро отрасль придет в себя после пандемии, неизвестно.
«Синдбад-турс» существует уже 20 лет, за эти годы мы заслужили репутацию надежного агентства, где работают настоящие профессионалы. Начинали с малого, а сегодня в Иркутске работают три наших офиса. За два десятка лет мы пережили немало кризисов, этот встретили в «зрелом возрасте», поэтому финансово и организационно без потерь можем пережить 15-20 месяцев простоя.
Неопределенность — это главная проблема сегодня. Все ждут информации о снятии ограничений. Большинство туристических агентств работают в удаленном режиме, но бронирования новых туров не происходит, никто не знает, откроются ли отели в июле-августе или нет.
Туроператоры уже давно рассчитали туры на новые направления на 2021 год, в регионах сформирована дополнительная полетная программа на внутренние курорты, но всех останавливает отсутствие информации.
Внутренний туризм будет развиваться только в случае значительного снижения цены билетов. Средняя стоимость авиаперелета из Иркутска в Сочи начинается от 23 тысяч рублей, семья из 4-х человек должна заплатить 90 тысяч рублей только за перелет. А еще проживание, питание, экскурсии. Средний бюджет отдыха в отеле уровня 3 звезды будет начинаться от 170 тысяч рублей на 10 дней. Сезон на Черноморском побережье у нас только в июле-августе. Что делать тем, у кого отпуск в период с ноября по май? Альтернативы направлениям Таиланд, Вьетнам пока нет. Еще одна проблема — туристы обращаются за консультацией по подбору тура по России, а потом бронируют отели напрямую.
Государство и банки нам поблажек не делают. Более того, именно в период пандемии налоговая инициировала нашей организации проверку за последние три (!) года и «настоятельно рекомендовала» нам индексировать зарплату специалистам. Соответственно увеличились налоги с ФОТ. А обслуживающий нас «УралСибБанк» списал в безакцептном порядке приличные суммы с расчетного счета за простой аппаратов эквайринга.
Серьезная денежная нагрузка в период отсутствия клиентов — это налоги и страховые взносы. Единственное, чем мы воспользовались для поддержки, — это налоговые каникулы: взяли отсрочку от уплаты на 3 мес.
Считаем, что принятых мер недостаточно. Вернее, заявленных мер было бы достаточно, если бы их могли получить нуждающиеся. Реальной помощью в текущих условиях могло бы стать введение отсрочки от судебных разбирательств, снижение налоговой нагрузки, мораторий на проверки.
Как мы выжили? Мы ни секунды не были в отчаянии этот год, наш актив — это наработанная клиентская база.
Мы были с нашими туристами 24/7, успокаивали, помогали, перебронировали туры на открытые направления, в особых случаях решали проблемы туристов за счет агентства.
Нам доверяют клиенты, всеми силами мы пытаемся их сохранить. Репутация за 20 лет сложилась положительная, и это внушает нам оптимизм и уверенность в завтрашнем дне.
Конечно, мы сократили издержки, пересмотрели затраты и минимизировали все, что только возможно. Но для туристов изготовили фирменные многоразовые маски, и туристы радовались этому подарку на Новый год.
Конечно, мы пытаемся получить деньги у перевозчиков, отелей, музеев, но не всегда это удается сделать быстро и без штрафов. Обращение в суд только удлиняет процесс. При этом нужно платить сотрудникам зарплаты, вносить аренду за офис, телефоны, интернет, охрану, налоги, коммунальные платежи, плата за использование специализированных программ, операционные платежи… В итоге турагенства оказались между молотом и наковальней, без ясных перспектив на будущее.
Этот кризис, как и предыдущие, очистит отрасль от слабых игроков. Компании, работавшие «в серую», без договоров, откажутся от возврата денег покупателям, испортят репутацию и уйдут с рынка. Мелкие фирмы, которым не хватит резервов и репутации переждать кризис, также закроются, из профессии уходят прекрасные кадры… но туристы никуда не делись! Они будут ездить. А бронировать этих туристов будут те турагентства, которым хватит ресурсов, изобретательности и эмоциональных сил для преодоления этого нетипичного кризиса.
Мы остаемся в туризме. Мы готовы преодолеть все, чтобы продолжать заниматься главным делом своей жизни».