> По качеству питьевой воды Россия - в шестом десятке среди стран мира - Аргументы Недели

//Общество 13+

По качеству питьевой воды Россия - в шестом десятке среди стран мира

№  () от 9 февраля 2021 [«Аргументы Недели », Александр ГРИГОРЬЕВ ]

Фото: cоцсети

Россия – великая водная держава. Мы на втором месте после Бразилии по валовому объёму водных ресурсов. Только объём статических (вековых) водных ресурсов России оценивается приблизительно в 88, 9 тыс. кубических км пресной воды. А это, на секунду, пятая часть общемировых ресурсов. А динамические запасы, те, которые тратим регулярно, – более 10% мировых. Так что воды в державе не просто много, а очень много! На каждую российскую душу приходится аж 30, 2 тыс. кубометров в год. Но это как средняя температура по больнице.

Якутский лёд

В прошлом году Счётная палата озаботилась тем, кому на Руси пьётся хорошо. Не подумайте ничего плохого: счетоводы Алексея Кудрина просто подсчитали: сколько россиян в первой четверти XXI века не имеют доступа к чистой питьевой воде и что власть делает, чтобы чистый «аш два о» был в каждом доме.

Оказалось, что по «средней температуре» 87, 5% жителей страны могут совершенно без опаски пить воду на кухне из-под крана. Однако в 12 регионах счастливчиков поменьше – процентов семьдесят. Хуже всего приходится жителям Республики Тува: только 24, 5% тувинцев могут похвастаться возможностью помыться из системы центрального водоснабжения. В Бурятии таковых побольше: 44, 1%. В Забайкальском крае – 51, 1%, в Якутии – 59, 8%, а в Еврейской автономной области – 61, 3%. Остальные, видимо, должны с горя декламировать: «Ни побриться, ни попить, ни помыться, ни поплыть, человеку без воды – и ни туды, и ни сюды!» В Якутии до сих пор в начале зимы вырубают лёд на озёрах и привозят к себе, чтобы полгода топить из него воду.

Да что там Якутия или Тува?! Фактически рядом с Кремлём люди до сих пор таскают воду вёдрами. В Костромской области только у 63% имеется доступ к системам центрального водоснабжения. В Смоленской губернии – у 63, 1%, а в Вологодской меньше, чем у половины, – 43, 6%!

Ещё интереснее не просто с водой, а с водой горячей. Росстат в 2018 г. провёл собственное расследование. Всего к водопроводной трубе у нас подключено 90, 3% всех жилищ. Почти у 12% из них был только один краник с синей пипочкой: «вода холодная обыкновенная». А у трети краник с красной пипочкой работал только потому, что хозяева разорились на электрический или газовый котёл.

Нацпрожекты

Читаем отчёт «кудринцев»: «Федеральным проектом («Экология». – Ред.) предусмотрено выполнение работ по модернизации, реконструкции и строительству только 941 из 28 808 объектов питьевого водоснабжения и водоподготовки централизованного водоснабжения, то есть менее 4% потребности». При этом в паспорт федерального проекта «Чистая вода» «забыли» дописать о том, какие объёмы жилья будут сданы в эти годы, то есть лягут надгробным камнем на и без этого изношенную коммунальную инфраструктуру. При этом, по данным Минстроя, в России сегодня требуется замена 43% водопроводных сетей.

Вообще с планами по воде творится что-то непотребное. Например, только-только завершилась объявленная в 2009 г. программа «Водная стратегия РФ до 2020 года». Как-то без помпы завершилась, без подведения итогов, тихо и скорбно. А ведь Стратегия и план её реализации были чудо как хороши, как, впрочем, и стоимость: 662, 4 млрд рублей, в том числе 480, 9 – из федерального бюджета. На тот уже далёкий 2009 г. констатировалось: «пятая часть населения России не имела доступа к централизованным источникам водоснабжения, потребляя воду без необходимой предварительной очистки; 40% водопроводных сетей нуждалось в замене, ежегодно менялось не более 1, 5% водопроводных сетей; степень износа основных фондов, задействованных в распределении, сборе и очистке воды, составила 53, 8%».

В рамках большой стратегии была принята тактическая ФЦП «Чистая вода» с далеко не тактической стоимостью 331, 8 млрд, в том числе по девять из федерального бюджета и из региональных и местных бюджетов и 313, 8 – из внебюджетных источников. Однако из бюджета деньги почти не выделялись, а что такое «внебюджетные источники» и с чем их едят, «науке неизвестно». Так что и та «чистая вода» вместе с «водной стратегией» почили в бозе и памяти народной. Было 40% сетей под замену, стало 43%.

Зато какой повод вновь заложить и освоить миллиарды! Пока не будем говорить о результатах – их просто нет.

Главное, чтобы к сакральному 2024 г., когда надо будет отчитываться о результатах, не стало хуже, чем сегодня. Вы будете смеяться, но именно так и произошло во время прошлой программы. Роспотребнадзор докладывал, что «доля населения, обеспеченного питьевой водой из централизованных систем водоснабжения, отвечающей требованиям безопасности, в 2010 г. составила 90, 9%». В 2018 г. «доля» скукожилась до 87, 5%. Но к 2024 г. обещается повысить до 90, 8%. Или на десятую процента меньше, чем было 14 лет назад!

Пока в высоких кабинетах развлекаются, составляют стратегии, программы и нацпроекты, люди травятся, заболевают и умирают, попив водицы из копытца. В начале февраля уже текущего года около 100 жителей нескольких домов в Красноярске отравились из-за некачественной воды. В прошлом году в дагестанском Кизляре более 300 человек обратилось к врачам с симптомами острой кишечной инфекции. Более 150 пришлось госпитализировать. И это только те случаи, которые попали в СМИ из-за того, что речь шла о сотнях пострадавших.

Несколько лет назад Роспотребнадзор в своём отчёте заявил, что количество смертей, связанных с употреблением загрязнённой питьевой воды, выросло в три раза и достигло почти 19 тысяч! А число новообразований, заболеваний мочеполовой системы, органов пищеварения и кожи увеличилось до полутора миллионов случаев. Почти треть из них – патологии мочеполовой системы (480 тыс. случаев в 79 регионах). На заболевания органов пищеварения приходится 26, 9% (400, 3 тысячи). Доля болезней кожи и подкожной клетчатки составляет 15, 3% (227 тысяч). Остальные 25, 5% приходятся на новообразования, болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани.

Сегодня чиновники, ответственные за нацпроекты, говорят: «федеральный проект «Чистая вода» 2019–2024 гг. существенно улучшит в стране ситуацию с качественной водой. В рамках программы удастся решить многочисленные проблемы, которые накапливались, множились на протяжении последних 100 лет». Вот так – столетние проблемы решат кавалерийским наскоком за пятилетку. Когда-то мы это уже проходили…

В знаменитых «законах Мёрфи» есть пророческая фраза: «Перед тем как улучшиться, ситуация ухудшается. Кто сказал, что она улучшится?»

А рейтинг где?

Как известно, российские чиновники очень любят зарубежные рейтинги. Правда, стараются цитировать их только тогда, когда наша страна занимает в них выигрышные позиции. Поэтому большинство россиян наверняка ничего не знают о рейтинге самых экологически чистых стран мира, который публикует Центр экологической политики и права при Йельском университете. Одним из его основных показателей является качество питьевой воды, которое оценивается по количеству смертей и болезней, связанных с её воздействием.

Самая чистая вода в мире в Австрии, Финляндии, Исландии, Норвегии и ряде других стран. Чуть хуже показатели в Германии, Израиле, южноевропейских странах. США – на 23-м месте в списке из 179 стран. В самом низу Нигерия, Чад, ЦАР. А мы? Мы чуть лучше Румынии (56-е место) и чуть хуже Казахстана (54-е). Две пятёрки в данном случае хуже, чем одна. И поднимемся ли мы в высшую экологическую лигу в результате всех ФЦП и стратегий – большой вопрос! Ведь такая задача даже не ставится…



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте