Экологичная перевалка угля в портах России может стать требованием закона
29 января 2021, 11:28 [ «Аргументы Недели. Владивосток» ]
Экологи предложили ввести национальный стандарт технологий для уменьшения пыления грузов и привели в пример «Терминал Астафьева».
Приморский «Терминал Астафьева» прославился на всю страну как первая стивидорная компания, внедряющая полный цикл закрытой перевалки угля в порту. Приморцев поставили в пример другим стивидорам в ходе дискуссии на площадке Торгово-промышленной палаты РФ. Она состоялась 28 января в Москве.
Главной темой обсуждения за круглым столом с участием экологов-экспертов стала разработка общих для всех стивидоров правил заботы об экологической безопасности. Сейчас таких строгих стандартов нет – и поэтому каждый стивидор волен выбирать меры борьбы с загрязнением воздуха по своему усмотрению. Иначе говоря, одни берут миллионные кредиты и строят гигантский навес, чтобы добиться закрытой перевалки, другие ограничиваются парой водяных пушек, а третьи – только защитными экранами. Эксперты считают, что принятие общего закона с установленным дифференцированным перечнем наилучших доступных технологий сыграло бы значительную роль в повышении экологической безопасности портовых городов России.
Участниками круглого стола в Торгово-промышленной палате стали законодатели, сенаторы, представители Общественного совета при Министерстве природных ресурсов РФ, первые лица общероссийского «Зелёного патруля», сами стивидоры. В ходе дискуссии прозвучало основное предложение – закрепить законом новое понятие «экологически безопасная перевалка угля» и определить обязательный набор наилучших доступных технологий для этого в зависимости от грузооборота стивидоров.
Первый заместитель председателя Общественного совета при Минприроды РФ Александр Закондырин напомнил, что в России существует информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям (НДТ), внедряемым в промзонах в целях улучшения экологических показателей. Однако этот справочник тоже нуждается в актуализации.
Экологи пришли к выводу, что набор доступных технологий должен зависеть от трёх факторов: объёма грузооборота, типа терминала и близости жилых домов. Исполнительный директор Ассоциации разработчиков природоохранных технологий и экологических инициатив, член Общественного совета при Росгидромете Зоя Шаргатова отметила, что не решён и вопрос, как стивидоры будут подтверждать соблюдение обязанности по экологически безопасной перевалке: это может быть процедура сертификации, государственная экологическая экспертиза либо какие-то иные механизмы.
Приморский «Терминал Астафьева» в январе пригласил на свои причалы московских экологов, специально выбрав наиболее экологически «неблагоприятное» время, чтобы доказать: технологии, применяемые компанией, действительно эффективны. 20 января гендиректор «Терминала Астафьева» Руслан Кондратов и председатель общероссийской общественной организации «Зеленый патруль» Андрей Нагибин подписали во Владивостоке «Зелёную декларацию», которая подтверждает намерения стивидора быть полностью открытым для общественного контроля. Экологи привели приморскую компанию в пример всем остальным стивидорам России.
В целом в Приморье многие стивидорные компании взяли курс на экологическую ответственность. По словам сенатора Людмилы Талабаевой, за последние три года стивидорные компании региона закупили спецтехнику и средства пылезащиты на сумму более 2,4 миллиарда рублей, считая вопрос защиты прав жителей и заботы об экологии первоочередным.
«Экологическая безопасность - приоритет нашей работы. «Терминал Астафьева» системно занимается внедрением наилучших доступных технологий и введение обязательных требований применение НДТ не станет для нас проблемой», - сказал генеральный директор компании Руслан Кондратов.
В «Терминале Астафьева» уже работают 20 пылеподавляющих установок, пылесборная машина Centurion, действует закрытый конвейер. Предприятие по всему периметру закрыто пылезащитными экранами высотой от 21 до 23-ти метров, что является рекордом среди всех портов Находки. В 2020 году компания начала строительство полностью закрытой площадки перевалки угля на причале. Главным её элементом станет навес высотой 39 метров, который сейчас строится.
По итогам дискуссии в Торгово-промышленной палате РФ решено в течение недели направить письма с предложением законодательных изменений в профильные федеральные органы государственной власти и Федеральное собрание РФ.