> Бизнесмен Сергей Ильин о том, как в кризис открыть лапшичную в центре Иркутска - Аргументы Недели Иркутск

//Общество 13+

Бизнесмен Сергей Ильин о том, как в кризис открыть лапшичную в центре Иркутска

№  () от 26 января 2021 [«Аргументы Недели Иркутск», Ольга Брайт ]

Соучредитель WOWA Lapsha, предприниматель Сергей Ильин

«Хотите похудеть на 5 кг за пять дней? Поделимся опытом», — смеются парни, которые в «чумном» 2020-м, под занавес года все-таки рискнули открыть небольшую, но модную лапшичную в Иркутске. Многое пришлось мастерить собственными руками, в круглосуточном режиме решать оперативные вопросы, гонять из одного края города в другой, а потом и работать в заведении без выходных. Все трое до пандемии были заняты в сфере туризма, но эта отрасль перестала быть источником стабильного дохода. Границы закрыли, потоковые продажи туров и снующие туда-сюда по миру в огромном количестве чартеры обрели (временно, надеемся) статус воспоминаний.

«10 лет назад я случайно попал в «Пегас Туристик», — рассказывает наш собеседник, теперь один из соучредителей заведения WOWA Lapsha, молодой предприниматель Сергей Ильин. — Устроился я тогда в туркомпанию маркетологом, проработал там 3 года, постажировался в Турции, посмотрел несколько стран. Когда ко мне стали обращаться люди с просьбой проконсультировать и подобрать тур, я решил открыть собственное агентство. Так, в 2014 году открыл свой офис в Иркутске, год спустя — в Санкт-Петербурге под брендом туроператора Sunmar. Пять лет подряд Sunmar вносил наш иркутский офис в один из самых успешных по России. Агентство пережило многое: и закрытие Турции, и несколько раз обвал рубля, и пандемию пока что, слава Богу, тоже переживает, но нынешний кризис ощущаем болезненнее всего».

— Еще бы! Был момент, когда выездной туризм практически полностью «встал». Ты тоже наверняка поймал панические настроения? Что предпринял? Государство заявило, что поддерживает пострадавшие отрасли. И тебе оно, как мы понимаем, помогло? Но насколько сложно было «продраться» до этих денег?

— Оформить помощь было нетрудно, так как все сотрудники работают официально. У нас в штате 8 человек. Мы 3 раза получали субсидии на выплату зарплат, а потом и кредит на миллион на поддержание бизнеса. Но у кредита, как вы знаете, есть ряд условий — разрешено платить с него зарплату и налоги до ноября, и если количество сотрудников не сократится до апреля, то его возвращать не нужно будет. Что мы имеем? Ноябрь прошел, границы полноценно не открыты, иркутский аэропорт закрыт, продажи — на уровне 10% от прошлого года… Но мы держимся: все сотрудники получают МРОТ, я исправно плачу налоги, чтобы в апреле не отдавать миллион. При этом всевозможные отчисления в фонды составляют почти 40% от зарплаты. В общем, получается, что тот самый миллион я уже и отдал на те же самые налоги и зарплаты.

Резюмирую ситуацию: чтобы выполнить условия государственной «помощи», я вынужден был заниматься чем-то еще, чтобы содержать себя и туристический бизнес, и выполнять условия по мерам поддержки от государства.

— А что с командой твоего турагентства — не возникало настроения все бросить?

— У некоторых менеджеров, кто не смог приспособиться к новым условиям, продажи упали на 90-100%, они почти ничего не приносят агентству, но ходят на работу. Мне выгоднее платить им зарплату, чем уволить кого-то и искать где-то средства, чтобы вернуть государству. Не стану скрывать: некоторые нашли дополнительную работу, потому что мы все взрослые люди и понимаем, что на МРОТ выжить не может никто. Я как-то подбадриваю коллег, но иногда у самого бывают минуты отчаяния, однако они быстро проходят, потому что жить теперь приходится в таком ритме, что думать о плохом некогда.

— Ты вместе с партнерами в этот непростой период решился начать проект в сфере общепита. И это при том, что даже крупные игроки этой отрасли не упускают возможности посетовать, как кафе и рестораны страдают от пандемии. На чем основан ваш (скептики говорят «безумный» и «безбашенный») оптимизм? В чем видели основные риски? Как намерены их компенсировать?

— Друзья пришли ко мне с идеей открыть лапшичную. Видели заманчивые предложения о франшизах и попросили меня, как человека с предпринимательским опытом, оценить проект, что-то подсказать, посоветовать. В итоге — я тоже в доле.

Это было отчасти спонтанное решение, больше мы с ребятами себя нигде все равно не видели. С другой стороны, к планированию бизнеса мы подошли очень серьезно. Я докопался до статистики сервисов по доставке еды, мы поняли картину того общепита, который менее подвержен кризисам. Увидели запрос иркутской молодежи, к которой пока что тоже относимся, на современное и модное место с недорогой едой. Простое место с хорошим интерьером, где можно непринужденно посидеть с друзьями, потратив мало денег — наша концепция. Мы угадали даже с планируемым средним чеком — это 250 рублей — такой он и есть. Спустя месяц после открытия мы видим, что количество гостей точно такое, как мы и рассчитывали. В общем, сработало все то, что называется маркетинговым планированием.

— И все-таки почему именно лапша?

— Я уже говорил, что у меня есть офис в Санкт-Петербурге, и он находится прямо напротив популярного там места Jack&Chan. Когда я ребятам показал фотографии интерьера, рассказал о том, как там работает персонал и какая там атмосфера, мы поняли, что чего-то подобного как раз не хватает в Иркутске. У нас в городе нет вообще ничего близкого к тому общепиту, что популярен в Москве и Санкт-Петербурге, хотя у молодежи вкусы и взгляды очень похожи. И мы сделали принципиально новое место, более бюджетное, но не менее гостеприимное. А лапша — потому, что это просто, сытно и недорого, и пока что еще модно.

— Твои компаньоны — из круга близких друзей. Как распределили обязанности, ответственность? Знаешь же, бытует мнение: хочешь потерять френда — начни с ним бизнес. Что думаешь по этому поводу? Разногласия наверняка возникают, стартовый этап обычно особо напряженный. Выработали алгоритм «прихода к общему знаменателю»?

— У нас полная демократия, но по некоторым вопросам, если хотя бы один против, мы не принимаем это решение. У нас распределены обязанности, и мы сами работаем каждый день в лапшичной, чтобы все было под контролем. Но работаем по одному и отдельно друг от друга, чтобы во время работы не было никакого двоевластия. Мы пересекаемся только в рабочем чате и иногда на редких собраниях, когда нужно решить что-то важное. Для каждого из нас этот бизнес что-то вроде спасения, и каждый настолько бережно к нему относится, что я могу быть уверен: без меня все будет отлично, потому что Павел и Иван настолько внимательны к нашему общему делу, что сделают все возможное, чтобы все было хорошо. Ребята так же доверяют мне, иначе не назначили бы меня директором, на которого чуть что полетят все шишки.

— Расхожее выражение: «Что-то пошло не так». Случались такие моменты на этапе запуска? Не бывает же все гладко. Как выкручивались?

— Пока что ничего колоссального по части возможных проблем не произошло, да и все страшилки, связанные с общепитом, пока что нам кажутся не такими жуткими. Конечно, мы пока поработали меньше месяца, но к нам уже приходили разного рода проверки, и местами мы столкнулись с очень глупой бюрократией. Но пока все проблемы решаемы.

— А с кадрами как?

— По поводу персонала. В нашем городе многие остались без работы вследствие всех этих коронавирусных мер. Кто-то не смог вернуться на свою работу за границу, кто-то пересмотрел планы и вернулся в Иркутск из других городов России, кто-то из-за долгой болезни потерял работу — вот это и есть наша новая команда. Мы решили набрать персонал из своих знакомых, из людей, которые также разделяют атмосферу нашей лапшичной. Пока что у нас все получается. И лично для меня это выглядит как чудо, хотя я знаю, что это результат планирования и огромных трудозатрат.

— Ты писал в соцсетях: «Сбылась одна из моих мечт». Что дальше? О чем теперь мечтаешь? Что планируешь, на что нацелен?

— У нас масштабные планы на развитие лапшичной. Например, каждый день у нас спрашивают доставку, и ведь у нас даже есть договоры с курьерскими службами, и какая-никакая посуда для этого подобрана, хотя мы пока что не нашли идеальную. Но мы понимаем, что наша лапшичная на данный момент не справится с доставкой. Потому мы планируем открыть так называемую dark kitchen, работающую только на доставку. Но это только после того, как решится вопрос с удобной, практичной и экологичной посудой. Казалось бы, мелочи. Но вот от таких моментов часто и зависит развитие бизнеса.

— Возвращаясь к туризму. Продолжишь вкладывать усилия в это направление?

— Я из него никуда не ушел, и не уйду, потому что этот бизнес строился огромными усилиями. Наши постоянные туристы, на которых и держится любое турагентство, ездить никуда не перестали, только временно делают это реже. Иркутский международный терминал в настоящий момент так и не функционирует, но есть чартерные вылеты из Красноярска и Москвы. Открыты для путешествий Турция, Египет, Танзания, Эмираты, Куба, Абхазия и, конечно, Россия.

И хотя у нас уже давно более 90% продаж ушло в онлайн, я не хочу отказываться от красивого офиса в центре Иркутска.

Сам себе работодатель

Партнеры Сергея Ильина — о том, как после туризма перешли в общепит

Иван:

— До наступления локдауна я работал старшим бортпроводником в одной из чартерных авиакомпаний, на крыльях которой мы возили туристов в разные уголки нашей планеты. Море, солнце, хорошая зарплата и условия… Казалось бы, что еще нужно для комфортной жизни? Однако ковид неожиданно внес свои коррективы. Турбизнес встал, самолеты приземлили и законсервировали, весь наш коллектив отправили в оплачиваемые отпуска, а кого-то распустили «без содержания».

Просидев без работы около полугода, я решил действовать радикально: что раз уж реальность выставляет новые условия, то нужно меняться, а не ждать у моря погоды. Никому ведь не известно, как быстро жизнь вернется на прежние рельсы. Пошел ва-банк — расторг трудовые отношения с работодателем и вернулся домой в Иркутск. Мысль о том, чтобы выйти работать на пятидневку, меня несколько пугала, после летного графика было сложно придерживаться рамок «с 9 до 18.00».

В голове вертелось несколько идей франшизного бизнеса. Просто раньше и без этого все было хорошо, а тут жизнь «подпнула» к реализации. Как говорится, глаза боятся, а руки делают. Поделился своими соображениями с другом Павлом. Как раз прогуливались с ним, и организм после вечеринки накануне просил острой лапши. Я вспомнил, что недавно видел интересную франшизу лапшичной. Она не требовала больших вложений, соответственно, риски потерь были минимальны. Паша идею одобрил, но за взвешенной оценкой мы пришли к Сергею. Тот тоже высказал желание быть в доле.

В итоге в Иркутске появилась новая, даже не франшизная, лапшичная. И, на мой взгляд, получилось круто, хотя на этапе реализации было сложно. У нас были разные взгляды на многие вещи, случались споры и ссоры. Иногда и руки опускались. В такие моменты я сильно переживал, ведь я фактически втянул ребят в эту авантюру.

Но время — особенно в работе — летит быстро, и наконец-то подготовительный этап позади. Сейчас у нас очень много работы, много текущих задач и задач на перспективу.

А чтобы не пополнить ряды закрывшихся заведений, по-моему, нужно знать и понимать тех людей, для которых ты работаешь — не задирать цены в условиях постоянного кризиса и держать качество предоставляемых услуг на приемлемом уровне.

Павел:

— Почти вся моя жизнь была связана с туризмом — туризмом въездным. В университете и после него я работал гидом-переводчиком, последние 7 лет организовывал отдых иностранцев на Байкале. Все было прекрасно: количество туристов увеличивалось с каждым годом. И зимой, и летом работы было много — командировки, туристические выставки и форумы… Но с закрытием границ в феврале прошлого года вся эта интересная история закончилась.

И началась другая, но не сразу. Был почти полугодовой период принятия того, что ситуация не изменится ни в 2020, ни в 2021, а отголоски пандемии будут еще и в 2022 году. Если, конечно, в 2021 году вирус не превратит всех в зомби (смеется). Мысль о том, что нужно заняться чем-то еще, крутилась постоянно. Но нужна была поддержка. И я эту поддержку почувствовал со стороны друзей, которые оказались в похожей ситуации.

Все было сделано быстро: от идеи до открытия кафе прошло около 2,5 месяцев, чуть больше 60 дней постоянных разговоров, споров, обсуждений, а местами тяжелой физической работы. Было сложно разбираться с тем, чем ты раньше никогда не занимался. Но я всегда себе говорил: «Паша, если тебе нравится то, что ты делаешь, — у тебя все получится». И у нас получилось.

Вообще, я думаю, что сейчас для нас начинается самое трудное (и интересное) — как и что сделать, чтобы оставаться интересными для людей. И над этим мы работаем, благо, что теперь появилось немного свободного времени!



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте