Аргументы Недели → Общество № 2(746) 20 – 26 января 2021 г. 13+

Авиасалон МАКС-2021 – будет! Несмотря ни на что!

, 18:45 , Главный редактор АН

В свой 70-летний юбилей Герой России, заслуженный лётчик-испытатель, основатель уже ставшего легендарным авиасалона МАКС генерал-майор Магомед ТОЛБОЕВ встретился с главным редактором «Аргументов недели» Андреем УГЛАНОВЫМ. Тема разговора – традиционная и, как всегда, актуальная: состоится ли авиасалон МАКС-2021, о самолётных новинках и попытках чиновников от авиации вопреки распоряжениям президента избавиться от МАКСа, а вместе с ним – и от ЛИИ им. Громова.

«Ростех» обирает авиасалон

– Магомед Омарович, хочу поздравить вас и всех наших читателей с вашим юбилеем! Сегодня, 20 января, вам исполнилось 70 лет. Хотя на 70-летнего вы совершенно не похожи. Слышал, вы по-прежнему делаете горизонтальную стойку на руках?

– Не вопрос! (смотрите на YouTube-канале Андрея Угланова.) Пусть дети учатся!

– Перейдём к делу вашей жизни, которому вы посвятили последние 30 лет, – авиасалону МАКС. Ковид перепугал большинство руководителей великих авиационных держав, даже боевых генералов. Вопрос простой – на этом фоне пройдёт ли в июле очередной авиасалон?

– Мы понесли серьёзные потери, потеряли 6 лётчиков и штурманов-испытателей за считаные месяцы. Я только что с похорон. Похоронили шеф-пилота Сергея Борисова. Это был отличный парень, «туполевский», Герой России. До этого ушли ещё несколько замечательных лётчиков. Они же постоянно по командировкам, там, видимо, и цепляли заразу. Но, несмотря ни на это, ни на что другое, я сохраняю спокойствие. Да, это национальная трагедия. Мировая трагедия. Но наш президент отнёсся к этому спокойно. Он боролся с бедой последовательно, и мы быстро пришли к массовой вакцинации. Я думал, что в такой огромной стране, как наша, это невозможно. В Монако, Швейцарии, Австрии – понятно. Они маленькие. Но у нас, с нашими просторами от Калининграда до Сахалина! Я восхищаюсь!

Исходя из этого политического базиса, заявляю: авиасалон будет! Мы – великая авиационная держава. Первый в мире авиасалон прошёл у нас в 1993 году. В этом году от своих салонов отказались Париж, Лондон, Пекин, Индонезия, Турция. Мы не откажемся.

– Китайцы, по сути, скопировали наш авиасалон, скопировали Лётно-исследовательский институт имени Громова, где вы работаете и при котором он проводится в нечётные годы.

– Они нас очень уважают. Практически все авиакосмические технологии в Китае – российские. В основе их космических кораблей лежит наш «Союз», в основе их самолётов – наши самолёты, в том числе и двигатели.

– Разное у нас только одно. Уважение к авиации. Как ни жаль, но даже по картинкам с авиасалонов видно, что китайцы уважают авиацию в тысячу раз больше, чем наши чиновники. В рекламной книжке МАКС-2009 есть картинка, где показано, каким аэродром ЛИИ в Жуковском должен был стать. Красота! На фотографии Путину показывают макет.

– Вместо тех красивых планов, как мы видим в итоге, всё рушится. На каждом авиасалоне мы зарабатываем деньги. И немаленькие. Могли бы пустить их в развитие салона. Вместо этого у нас их просто забирают. От государства мы не получаем ни копейки. Так что это по-настоящему народный авиасалон. Этим отличаемся от всех остальных. Каждые два года МАКС посещает полмиллиона человек. Умножьте эту цифру на 20 лет, в течение которых он проводится. Представляете, сколько детей на этом выросло и «заболело» небом! Мы практически не тратимся на рекламу. Народ сам валит толпами. Наше дело – обеспечить безопасность и простоту подхода. Такой площадки, как у нас, нет нигде в мире. Что в Фарнборо, что в Ле-Бурже – тесные площадки, где самолёты стоят хвост к хвосту. У нас же только статическая выставка – пять километров! Два ряда по два с половиной километра. Целый день надо потратить только на осмотр этой «статики».

Генералы паркетных фронтов

– Пользуясь случаем, хочу вас поздравить и с тем, что через полтора месяца, 8 марта, ЛИИ им. Громова исполнится 80 лет. Он всего на 10 лет вас старше. С какими мыслями вы подходите к этому юбилею? Рядом с ЛИИ находится так называемый Рампорт – Раменский гражданский аэропорт. Непонятно, кто туда летает и оттуда. Полгода назад вы говорили, что бывший министр обороны Сердюков, который назначен отвечать за развитие авиации на территории Российской Федерации, приезжал к вам в ЛИИ, чтобы вас оттуда «подвинуть», избавиться от института, а в его ангарах разместить склады для китайского шмотья и запчастей для самолётов, которые они покупают за границей. После наших публикаций процесс как будто затормозился. Он отказался от своих планов?

– Они используют тактику 90-х годов. Только вместо чистого криминала используют политику и тихий саботаж. С наскока Сердюкову нас взять не удалось, решил взять измором. Как говорится, если мамонт ранен, охотник его всё равно возьмёт.

– Мамонт в данном случае – это ЛИИ. Там появились какие-то новые кадры, какие-то непонятные генералы? Такова стандартная схема разрушения и захвата.

– Да. «Новые» кадры, которые понятия не имеют об авиации. Полные нули в авиации. К примеру, новый первый заместитель генерального директора ЛИИ по персоналу. С амбициями – «мы здесь наведём порядок». А до вас тут порядка не было, что ли? Пока мы тут самолёты создавали и испытывали, ты, политрук, подвизался на кухне и воевал на паркетных фронтах, где важнее всего блестящие ботинки и гибкая спина, а теперь пришёл нас порядку учить? Ты, болтун-профессионал, пришёл к лётчикам-испытателям, инженерам, учёным диктовать свои правила? Вот где истинная беда России – мы теряем авиационно-космическую интеллигенцию и даём дорогу торгашам и болтунам.

– Вы хотели написать письмо президенту.

– Написал, но ещё не передал. Пока начал с Генеральной прокуратуры, жду от них ответ. Разговаривал с начальником Управления по надзору за оборонно-промышленным комплексом. По закону они должны ответить Герою России в течение 30 дней.

– У страны есть идеологические противники. А эти генералы от продовольственных складов – они же все «патриоты», через слово президента поминают и портреты его в своих кабинетах поразвесили. Молятся, наверное, на него три раза в день и лампадки зажигают. Клянутся, что верой и правдой ему служат. А сами продолжают убивать ЛИИ?

– Если ничего не изменится, то институт практически обречён. «Волки» ждут авиасалона, после которого можно будет начать рвать уникальный, единственный в мире лётный институт. Потому что сейчас есть постановление правительства, которое надо выполнять. В 2001 году Владимир Владимирович открывал свой первый авиасалон. В этом году МАКСу 20 лет. Ещё один юбилей. Неужели он не придёт его отметить?

– Что в этом году будем показывать на авиасалоне? Военные самолёты у нас хорошие – и бомбардировщики, и штурмовики, и истребители – лучшие в мире. А что с гражданской авиацией?

– После 30 лет забвения и прозябания наконец появятся лёгкий военно-транспортный самолёт Ил-112 и турбовинтовой ближнемагистральный пассажирский Ил-114, широкофюзеляжный Ил-96-400, новейший среднемагистральный МС-21.

– Давайте сравним нынешние «успехи» с советскими буднями. За какое время был сконструирован и произведён, скажем, Ил-62?

– Ил-62 был полностью готов за два с половиной года. Самолёт, который показал миру, что такое безопасная авиация. Ил-62 ни разу не попадал в авиакатастрофы. Единственный случай был во время испытаний, и то причиной происшествия – выкатывания за пределы взлётно-посадочной полосы – стала неосторожность, а не конструктивный недостаток.

– А Ту-144?

– Три с половиной года. Ему не хватало мощности двигателей. Двигателестроение всегда идёт позади, потому что двигатели создаются под самолёт, а не наоборот, двигатели технологически сложнее самого самолёта.

– Про Ил-114 заговорили в 2014 году. Прошло 6 лет, а его ещё нет. А ведь это уже готовый самолёт.

– Не просто готовый, он летал ещё в Советском Союзе на гражданских авиалиниях. Ничего придумывать было не нужно, только возродить уже сделанное. Это результат отношения к собственным конструкторским бюро. Американцы уже открыли у нас своё КБ «Боинг», куда забирают лучших инженеров-конструкторов. «Эрбас» вот-вот откроет. Во всяком случае собирался. Наши умы идут туда. Платят хорошо, а главное – ценят. А наши начальники, наоборот, издеваются. Придёт Сердюков в дорогущем костюме, с хваткими глазами – нужен ему какой-то паршивый инженеришка? Такие вот у нас «менеджеры».

– Сердюков не менеджер, он главный по авиации.

– Налоговой рулил, армиями командовал, теперь самолёты делает. Он, скорее всего, если кнопки на калькуляторе нажимает, то только чтобы деньги считать. Путин сам всё смотрит, ездит куда-то, приказы даёт, дело делает. А у этих на уме одни деньги. Откуда они к нам прибыли? С альфы Центавра?

Небо должно принадлежать всем

– Я знаю, что вы фанат малой авиации.

– С 1984 года я летал на всех маленьких самолётах. На всех фестивалях – в Риге, Белоруссии. И сейчас летаю. В прошлом году в Уфе летал. Сажаю самолёт без включённого двигателя, сажаю с высокого планирования, с низкого планирования в заданную точку – как угодно.

– У нас такие летательные аппараты делают самоучки. Малая авиация почти умерла. А над США когда летишь, смотришь вниз – там повсюду полосы аэродромов малой авиации.

– Это очень больной вопрос! Я даже в Африке летал на сброс грузов. Так там внизу, как бабочки, вьются эти маленькие самолётики. В Африке! У нас в 1924 году патриот малой авиации Игнатий Валентей написал книжку «Как летают самолёты и какая от них польза народу». Только что закончилась Гражданская война, люди в нищете, а он думал об авиации и обратился к народу. Он сказал: «Любители авиации, несите по рублю и покупайте марку, и вы поддержите развитие советской авиации». Я тоже хотел бы обратиться к народу. Нам государство денег не даёт. Мы проводим авиасалон за счёт посетителей. Нам нужно примерно 130 миллионов на подготовку инфраструктуры: вода, электричество, ангары привести в порядок и всё такое. Но сейчас не к кому обратиться. В новой России никто небо не любит.

– Люди небо любят, но нет организации, которая бы их объединила. Начальники летают на частных «джетах», им дела нет до людей, которые смотрят в небо и хотят летать.

– Как правило, они летают с понятным персоналом и французским шампанским. Для них – что самолёт, что сауна. Они наносят вред стране – и моральный, и научный, и технологический. Владимир Владимирович! Ну наберите вы новых, молодых. У них глаза горят, и они хотят работать. Хотят летать, в конце концов. А эти, уже нажравшиеся, со свинцовыми глазами и медными лбами – они же ничего уже не могут и не хотят. Они убивают всё, к чему прикоснутся. Им уже на пенсию давно пора. Остаётся за это только молиться.

– А мы будем молиться, чтобы ваше здоровье оставалось таким же могучим и у вас были силы повторить то, что вы показали в самом начале, и бороться за то, чтобы небо принадлежало всем. С юбилеем вас, Магомед Омарович!

– Хочу закончить такими словами. Мой дед был чабаном, а я подпаском. Он провожал меня в дальнюю дорогу и сказал: «Магомед, ты упёртый и очень далеко пойдёшь. Но запомни, свою судьбу знает только баран – быть всегда стриженным и один раз зарезанным. Все мы ходим под Всевышним. Поэтому молись и всегда надейся».

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram