В 2020 году каждый второй россиянин сталкивался с мошенничеством в банковской сфере
18 января 2021, 13:28 [ «Аргументы Недели» ]
Согласно опросу, проведенному Центробанком РФ, в 2020 году порядка 30% компаний и около 48% граждан имели дело с банковскими мошенниками. Таким образом, со злоумышленниками сталкивался каждый второй россиянин.
Центробанк сообщает, что, несмотря на такую статистику, средний уровень доверия клиентов кредитных организаций к безопасности электронных технологий и сервисов в 2020 году вырос с 70,9 до 73,3%.
«Совместные усилия Банка России, финансовых организаций, органов прокуратуры, других правоохранительных органов, направленные на профилактику и противодействие противоправной деятельности, в том числе социальной инженерии, способствовали тому, что доверие граждан к безопасности финансовых технологий выросло», - отметили в ЦБ РФ.
По сведениям регулятора, объем операций без согласия клиента за первое полугодие прошлого года составил 4 млрд рублей, а за третий квартал этот показатель вырос еще на 2,5 млрд рублей. Для сравнения, за весь 2019 год мошенники лишили россиян 6,5 млрд рублей.
По оценкам директора по безопасности «Почты Банка» Станислава Павлунина, в 2020-м мошенничество в банковской сфере выросло по сравнению с предыдущим годом более чем вдвое, а располагающим к этому фактором стал связанный с пандемией переход в онлайн многих покупок и операций.
«В прошлом году было много мошеннических случаев, связанных с выплатой пособий на детей и подтверждением учетной записи на портале госуслуг, а также предложения организовать тестирование на коронавирус на дому, фейковые СМС о выписанном штрафе за нарушение, где просят немедленно оплатить его по номеру телефона или карты, фишинг с приглашением на видеоконференцию», - пояснил эксперт.
Ведущий эксперт «Лаборатории Касперского» Сергей Голованов рассказал, что в прошлом году пользователи часто сталкивались с рассылками, в которых обещался крупный выигрыш или выплата (например, для пострадавших от COVID), но перед получением денег их просили внести небольшую комиссию или закрепительный платеж на подложный счет.
В ПСБ сообщили, что в 2020 году, как и прежде, пользовался популярностью метод обмана, при котором мошенник в телефонном разговоре представляется сотрудником банка и «выуживает» конфиденциальные данные клиентов, а также коды и пароли из СМС. Эксперты отмечают, что звонящие также могут представляться сотрудниками правоохранительных органов и даже службы безопасности ЦБ.
«Также россияне, попавшись на уловки мошенников, устанавливают на свои мобильные устройства сторонние приложения, через которые можно получить доступ к данным. Нередки и случаи, когда клиенты самостоятельно переводят деньги злоумышленникам через приложение, интернет или даже банкоматы и стойки оплаты», - рассказал Михаил Иванов, директор департамента информбезопасности Росбанка.
Представители кредитных организаций обращают внимание на то, что во время новогодних праздников мошенники зачастую использовали для обмана фейковые страницы интернет-магазинов, а также фишинговые рассылки в стилистике рождественских поздравлений или с информацией о скидках.