«Аргументы недели» в рамках поддержки предприятий малого бизнеса обещали следить за ситуацией, в которую попал волгоградский предприниматель Николай Коваль. 13 января Элистинский городской суд Республики Калмыкия рассмотрел дело ФСИН к его фирме.
Компания Коваля в 2018 и 2019-м годах поставляла для ФСИН Калмыкии картофель по условиям заключенного госконтракта. Но уже после исполнения всех обязательств, неожиданно выяснилось, что у ФСИН появились запоздалые претензии к качеству части картошки, которая уже долго пролежала в невентилируемом хранилище. А дальше вообще предпринимателя стали обвинять в мошенничестве и потребовали возместить сумму всей поставки. Даже той части, которая была давно съедена. 13 января в Элисте состоялось судебное заседание, которое рассматривало дело Николая Коваля, квалифицируемое как уголовное.
- Я в страшном сне не мог представить, что меня будут обвинять в мошенничестве, - удивлен волгоградский предприниматель. – В этом бизнесе я уже не один год. С 2010 года занимаюсь поставками продовольствия в разные бюджетные учреждения, работаю, в том числе, и с госконтрактами и понимаю всю ответственность, которую эта работа налагает. Я ежедневно мониторю сайты госзакупок и нахожу варианты поставок. Фирма работает с организациями в Воронеже, Вологде, Волгограде, Астраханской области и других регионах, поэтому аукцион на поставку в Калмыкию я счел подходящим, и условия госконтракта были понятны и приемлемы.
В обвинении прокурора прозвучала мысль о намеренном занижении цены с целью выигрыша контракта, несоответствии документов поставщика продукта, а так же поставке раннего сорта картофеля, который не выдержал хранения.
- Это электронный аукцион, и мы не знаем, кто ещё кроме нас в нем участвует, поэтому идет равноправная борьба за цену, - пояснил Николай Коваль. – Знаю только, что было целых восемь участников, и мы выиграли с ценой в 8 рублей 87копеек за килограмм, ближайшие цены конкурентов – 8,93 и 9 рублей. Поэтому обвинения в каком-либо намеренном занижении цены просто несостоятельны. Все предоставленные нами документы свидетельствуют о солидности поставщиков – это крупные предприятия с хорошей репутацией, сотрудничающие уже не один год и с нами и со многими другими компаниями. Можно удостовериться, что документы у них в полном порядке, и все соответствуют предъявляемым требованиям. Поставленный картофель был весь позднего срока созревания и предназначен для длительного хранения – об этом свидетельствуют и декларация, и показания работников фирмы-поставщика. Тем более, ранний картофель просто не мог долежать до срока осуществляемой поставки, и он визуально сильно отличается от позднего. На момент приемки никаких претензий мне высказано не было – ни к качеству продукта, ни к документам сопровождения. Как не было их и в течение трех дней, которые прописаны в условиях контракта. Тем более, если бы претензии были, я бы по условиям договора с поставщиком мог бы отправить их товар обратно, предоплаты не было. А не имея претензии от заказчика, я ничего не могу предъявить и поставщику. Таким образом, и в 2018-м и в марте 2019-го товар был принят без претензий.
Но после хранения к качеству возникли вопросы. Правда, экспертизу провели только в июне, не вызвав ни самого предпринимателя, ни его представителя. Причем, выполнение контракта уже было завершёно, и гарантийный срок годности на поставленный картофель истёк. С этой экспертизой ФСИН обратился в Арбитражный суд. Иск содержал сумму претензии в 245 тысяч рублей. Арбитраж не увидел подтверждающие вину документов и попросил их предоставить. Причем, заседания переносились несколько раз в ожидании этих документов.
Но обвиняющая сторона, ничего не предоставив, обратилась с заявлением в республиканский УБЭП. В итоге следствие выкатило иск на всю партию картофеля, в том числе и тот, который был давно и благополучно съеден. В 1 миллион 770 тысяч рублей – а это уже крупный размер.
Впереди ещё несколько судебных заседаний, и хотелось бы надеяться, что государственная машина не задушит предпринимателя.
Малому бизнесу в нашей стране всегда было нелегко, а сегодня он проходит ещё через более сложные испытания. Государственным структурам надо бы придумать меры, которые поддерживали его, а не гнобили окончательно. Редакция газеты стремится поддержать предпринимателей малых предприятий и готова информационно им содействовать.