Экспертное мышление - есть высшая форма врачебного мышления. И поэтому мы попросили рассказать о ситуации с коронавирусом известного челябинца - Александра Власова директора Научно Исследовательского института судебной экспертизы «Стелс», доктора наук, профессора, заслуженного работника науки. После окончания челябинского медицинского института стаж экспертной работы у Александра Юрьевича уже свыше 46 лет.
И профессор Власов сразу же заявил следующее:
- Если быть до конца откровенным, то тех мер профилактики, которые рекомендуют наши далекие от вирусологии общественные деятели, я не использую. Просто стараюсь избегать какого-то массового скопления людей. Потому, что это реально провоцирующий фактор. Абсолютно точно, это доказано, что на каких-то сборищах, столпотворениях заразиться намного легче. И это вполне очевидно. Даже на бытовом уровне.
- Ну, а во всем остальном…. Ну, руки надо мыть, конечно. Особенно спиртовыми дезинфицирующими растворами. Коронавирус очень чувствителен к алкоголю. И современные дезсредства на спирту убивают его мгновенно на поверхности кожи.
- А вот с перчатками это просто смешно. Перчатки ни от чего не защитят, особенно если их носить долгое время, на протяжении нескольких часов. Это наоборот провоцирующий фактор, развития любых болезнетворных организмов. И бактерий, в том числе и коронавируса тоже. Если человек в перчатках — он что, по вашему мнению не может коснуться лица, это его как-то остановит? Это бессмысленная мера.
Что касается масок. То, просто неудобно эту защитную меру даже критиковать, потому, что укоренилось напрочь в сознании всех людей, что маска, это предмет первой необходимости, который если не защитит полностью, то хотя бы сильно снизит вероятность заражения. Но это тоже, суждение в каких-то гиперболизированных формах…. Это явный перебор. Кое-где сейчас в магазины не пускают без масок… Увлечение такими средствами защиты как маски, на самом-то деле смехотворны. Ведь вирус в сотни тысяч раз меньше чем размеры этой сеточки, которая предназначена, якобы для защиты от проникновения его через маску. То есть вирус входит в это отверстие, примерно, как горошина в футбольные ворота.
Александр Власов
- Судя по некоторым косвенным признакам вирусы, сопровождают человека через всю историю его эволюции. И человек как мог всегда с ними боролся.
В конце 18 века некий английский ученый Эдвард Энтони Дженнер, когда еще никто ни о каких вирусах даже не подозревал, интуитивно пришел к выводу, что существуют какие-то очень мелкие зверюшки, недоступные визуальному исследованию, даже с применением существовавших тогда оптических средств наблюдения.
И Дженнер действительно совершенно интуитивно придумал метод вакцинации против натуральной оспы. Что, собственно говоря, и помогло побороть свирепствовавшие тогда оспенные эпидемии. Хотя его открытие, с очень большим недоверием, встретили его современники. И в первую очередь коллеги врачи и реакционная часть духовенства.
А после него, через некоторое время Луи Пастер, тоже не подозревая тогда еще о существовании каких-то вирусов, стал подлинным создателем научных основ вакцинации. И изобрел способ вакцинации против бешенства и сибирской язвы.
- Опыт вирусологов имеет достаточно древнюю историю. И если эти исследования, связанные с борьбой с вирусными инфекциями, изначально правильно, на хорошей методологической основе выстроить, то вполне можно с ними успешно бороться и сегодня.
- И собственно говоря, эта нынешняя, так называемая пандемия, она не так уж сильно отличается от множества других, которые были вызваны самыми разнообразными вирусами. Которых несметное количество в природе. И поражают они и людей, и животных, и растения. Для каждого живого существа есть свой, приспособившийся к нему вирус.
- Вот этот чрезмерный испуг в отношении нынешнего Covid 19, он на самом деле искусственно преувеличен. Потому, что от целого ряда вирусов люди умирали чаще и больше. Смертность от него, конечно, превышает те обычные формы гриппа, к которым люди как-то уже приспособились.
И на протяжении многих десятилетий разные типы вакцин от гриппа сумели, как-то создать. Модифицировать по мере наступления генетических изменений в самом вирусе.
- Я считаю, что нынешняя ситуация с пандемией Covid 19 должна рассматриваться в двух ипостасях.
Чисто медицинской, и какой то, я бы ее назвал общественно-политической что ли…
В медицинском плане ничего сверх чрезвычайного эта эпидемия в общем то не несет. От того же гриппа людей болеет ежегодно в мире, и умирает, в абсолютных цифрах, я думаю не меньше чем от этого коронавируса.
Ну, вот действительно, это заболевание более тяжелое, особенно в ряде случаев, при наличии сопутствующих заболеваний, чем банальный грипп….
- Что касается тотальной истерии, связанной с пандемией, она ведь затронула не только нашу страну. Практически повсеместно, в большей части, так называемых развитых сообществ. Они все синхронно впали в истерику, что начинается, что-то сверхъестественное и ужасное. И вот эта паника как раз нанесла вреда то обществу в целом не меньше чем вирус как таковой. Потому что начались совершенно хаотичные, какие-то телодвижения в плане организации привычного жизненного уклада. Разные там закрытия мероприятий….
- Причем, ведь у абсолютного большинства людей, и в том числе у администраторов самых разных уровней, познаний в области вирусологии никаких нет. И их действия смешные, они зачастую принимаются на уровне простейших бытовых знаний. Либо вообще на уровне невежества полного. Типа: больше двух не собираться. В магазин без маски не ходить. Особенно карикатурно вот эти мероприятия выглядели в Москве. На первых этапах пандемии. Когда вводили запрет на выход из дома, а если выходить, то разрешалось только с собачкой. Это все достойно, нашей печальной памяти, журнала «Крокодил».
Хотя, на самом деле, эпидемия высветила огромное число проблем, существующих и в медицине, и в организации управления потоками людей в крупных городах. А последнее является функцией административных органов еще более далеких от знания вирусологии…
Эксперты на месте падения самолета в Челябинской области
Что касается медицины. Большинство врачей, тоже ведь не вирусологи. И тоже не до конца представляют, что нельзя в палату, где лежат больные с подтвержденным диагнозом коронавирусной инфекции класть человека, страдающего другим заболеванием. Он неизбежно там заразится. Поэтому, особенно на первых стадиях у нас именно лечебные учреждения превратились в источник распространения заразы для людей. Я это очень хорошо знаю, потому, что работаю, в этом отношении, практически со всей страной.
Сейчас возбуждается масса и уголовных дел, и гражданских исков повсеместно. Связанных с тем, что человек, к примеру, поступил в больницу для производства, какой-нибудь банальной аппендэктомии. И положили его, при этом, в шестиместную палату, в которой уже лежало пятеро инфекционных больных. И естественно он там подхватил этот зловредный коронавирус. И соответственно у него возникло недовольство, и желание посудится с администрацией больницы…
Ну а по поводу дефектов в логистике… Существующая система здравоохранения тоже обнажила многие корни тотального невежества. Совсем не так нужно было организовывать противоэпидемические мероприятия. И дифференцировать потоки распределение больных. Выделить строжайшим образом инфекционные больницы, чтобы в них не попадали люди с обычными соматическими заболеваниями.
- Удивительно, но безумие в отношении коронавируса, оно, как ни странно это звучит, охватило весь мир. Это не наша, какая-то особая национальная паника, связанная с неразберихой медицинской и административной.
- Сегодня существует масса всяких версий о происхождении этого вируса. И о способах разработки вакцины от него. Очень многие из этих разработок, соизмеримы с одним старым анекдотом. О том, как ученые искали, где уши у таракана. Они посадили таракана на стол. Постучали по нему пальцем – таракан бежит. Значит слышит. Оторвали у него лапки. Посадили его на стол. Снова постучали. Не бежит таракан. Значит, уже не слышит. Отсюда вывод – уши у таракана в ногах. Вот примерно по такому принципу сейчас выстроено несметное количество научных исследований. В том числе и в серьезных, казалось бы, научных организациях. И отсюда рождаются версии, и нелепые. И смехотворные….
- Причем, выдвигают эти версии, и в том числе их озвучивают, по «ящику» люди, которым, совсем не пристало этим делом заниматься. И совершенно далекие, и от медицины вообще, и от вирусологии в частности. Я тоже в этом смысле сейчас в определенной степени профанацией занимаюсь, потому, что к числу вирусологов уж никак меня нельзя отнести. Но, некоторое представление, тем не менее, об этом имею, потому что и косвенно и прямо даже иной раз с этими инфекциями мне приходилось работать. В основном в рамках различных уголовных и гражданских дел. И как это все выглядит, представляю. И методы лечения и профилактики, по крайней мере, на хорошем элементарном уровне имею. Поэтому и беру на себя некоторую смелость об этом рассуждать.
- Лечение коронавирусной инфекции сейчас наличествует только симптоматическое. Когда это все развивалось, постепенно как эпидемия, никаких общих стандартов лечения не было выработано. Стандартов, которые у нас сейчас составлены, почти ко всем болезням. Несколько раз распространялись выработанные Министерством здравоохранения временные рекомендации, которые чуть ли не раз в две, или три недели пересматривались кардинально. Но на самом деле мы шли в потемках. Путем проб и ошибок. Попробовали так лечить, не получается…. Попробовали по-другому, опять не получается….
- Сначала тотально отрицали применение антибиотиков. Потому, что, как всем известно, антибиотик на вирус не действует никак. Потом спохватились, потому, что к пневмонии, вызываемой коронавирусом, практически всегда присоединяется бактериальная пневмония. Которую естественно надо лечить уже антибиотиками. Она значительно утяжеляет вирусные пневмонии. И начали тотально применять антибиотики….
- Я очень скептически отношусь к этой вот вакцинации. По целому ряду моментов. Во-первых, разработка вакцины требует очень обстоятельных и продолжительных исследований. Которые состоят из нескольких этапов. Обычно проходят годы….
- Опыт ведь создания вакцин к разным типам вирусов у человечества огромный. Уже насчитывает больше двух столетий. А сейчас все это так поспешно сделано. Эти скороспелые результаты хоть у нас, хоть в других странах, они не могут не внушать некоторого недоверия. Задача ведь была сделать быстро. Кто вперед успеет. Это, во-первых. А во-вторых, все-таки абсолютное большинство таких инфекций протекает, волнообразно. Снижение происходит тогда, когда достигается так называемый коллективный иммунитет. Тоже, наверное, все об этом слышали. То есть, когда переболеет в легкой, средней форме, или даже в бессимптомной форме – вирусоносительства, с образованием минимального количества антител, где-то около 70% всего населения. Тогда вирусу просто негде будет угнездиться. И он резко снизит интенсивность своего распространения.
Хотя если его сопоставлять с тем же гриппом, грипп постоянно мутирует, изменяется. Проявляется циклически на протяжении многих и многих десятилетий уже. И вполне возможно, что такая судьба нас ожидает и в отношении коронавируса. Он тоже мутирует, изменяется структура нуклеиновой кислоты патогена. О чем уже появляются первые данные в целом ряде стран. И дольше или меньше, но, он видимо, будет сопровождать человека возможно не одно десятилетие.
Профессор Власов, повторный осмотр места происшествия. Убийство Немцова