С Марком ВАРШАВЕРОМ, директором театра «Ленком Марка Захарова», мы общались в начале нового сезона. И тогда казалось, что худшее уже позади. Театральные новости последнего месяца 2020 года напоминают хронику военного времени. Чтобы узнать реальную обстановку в легендарном театре в преддверии 2021 года, обозреватель «Аргументов недели» Сергей Сыч поговорил с директором театра о будущем, о сюрпризах для зрителей, о финансах, о любви к своему театральному дому и о служении.
– Что изменилось в театре «Ленком Марка Захарова» за последние полгода и что изменится в 2021 году?
– Буквально в эти дни у нас состоялась премьера спектакля под названием «Вечный обманщик» по «Тартюфу» Мольера, литовского режиссёра Дайнюса Казлаускаса, которого мы смогли пригласить, несмотря на пандемию, в Москву мы его привезли аж через Лондон. Этот спектакль – третья премьера с момента ухода Марка Анатольевича из жизни.
Первой премьерой стал спектакль «Капкан», который ставил сам Марк Анатольевич. Он совсем немного не дожил до выхода спектакля в свет. Были разные толки и разногласия, нужно ли доделывать этот проект без него, но я настоял, и премьера состоялась.
Второй спектакль называется «Под одной крышей», для работы над ним мы с Марком Анатольевичем пригласили его ученика, режиссёра Романа Самгина. Но, к сожалению, по ряду причин мы не смогли играть его на стационаре в связи с большим количеством репертуарных названий. И вот сейчас, став руководителем театра, я решил вернуть этот спектакль на сцену, потому что он уникален. Уникален тем, что там играют наши замечательные актрисы – народная артистка России Татьяна Кравченко и заслуженная артистка России Олеся Железняк. Это спектакль о современной жизни, о каждом из нас, зритель воспринимает его с невероятным интересом, и я очень рад, что мы включили его в наш репертуар.
Сейчас репетируется спектакль «Поминальная молитва». Это великолепная пьеса, которую написал наш классик Григорий Горин по произведению Шолом-Алейхема. Этот спектакль шёл у нас 30 лет назад, и нам с народным артистом России Александром Лазаревым захотелось вернуть его в репертуар. Александр Лазарев с удовольствием взялся за постановку. Самого Тевье у нас играют народный артист России Сергей Степанченко и заслуженный артист России Андрей Леонов, сын Евгения Павловича Леонова, который играл в этом спектакле. Выпустить «Поминальную молитву» мы планируем в марте 2021 года.
Одновременно с «Поминальной молитвой» приступили к работе над спектаклем по пьесе А.Н. Островского «Доходное место». Это тоже воспоминание о нашем великом режиссёре Марке Анатольевиче Захарове, который начал свою карьеру именно с этой пьесы в Театре сатиры. Там были задействованы лучшие артисты Театра сатиры того времени. Главную роль играл Андрей Миронов. Ставить спектакль будет известный и очень хороший режиссёр Дмитрий Астрахан.
Ну и до конца сезона планируем ещё премьеру, которую будет ставить Леонид Трушкин. Это «Дядя Ваня» А.П. Чехова. На роль Дяди Вани приглашён Фёдор Добронравов.
Ещё один спектакль в планах – «Перед заходом солнца» Герхарта Гауптмана. В главной роли народный артист РСФСР, талантливейший актёр Александр Викторович Збруев.
– Какие сюрпризы будут ждать зрителей помимо премьер?
– К Новому году в театре наряжены три ёлки, чтобы создать у зрителей настоящее зимнее, новогоднее настроение и положительные эмоции в это нелёгкое для всех нас время. Также нам удалось сделать новую выставку-галерею всего персонала театра, это все действующие актёры сегодняшнего времени и сегодняшних лет.
– Есть опасение, что 25%-ная рассадка «похоронит» многие театры. Как в этой ситуации себя чувствует театр «Ленком Марка Захарова»?
– Если вы имеете в виду экономические проблемы, то в Москве 82 театра подчиняются департаменту культуры, и, естественно, департамент театрам помогает. С 16 марта по 1 августа театр «Ленком Марка Захарова» ничего не делал, весь персонал был на удалёнке, не было никаких репетиций. После мы начали работу с 50%-ной заполняемостью зала, а теперь уже с 25%‑ной. Хорошо, что в это трудное время выживать экономически нам очень помогает правительство Москвы.
А если вы имеете в виду творчески, для нас очень важно, чтобы актёры не потеряли интерес к своей основной, главной профессии – выходу на сцену. Мы рады, что есть возможность работать, пусть и с 25%-ной заполняемостью зала.
– Как вы поддерживаете в это время свой коллектив, начиная от билетёрш до звёзд театра?
– Об этом вы можете спросить любого сотрудника театра, начиная с уборщицы и заканчивая народным артистом. Я могу сказать только одно – поддерживаем хорошо.
– Как театр решает проблему своих звёзд из категории 65+?
– Бережно.
– На ваш взгляд, нужны ли премьеры в условиях пандемии? Может, лучше сделать ставку на театральные хиты?
– В таком случае можно закрывать театр. Репетиционный процесс в любом театре – это главное, потому что актёр постигает профессию именно во время репетиций. Также нельзя обходиться без зрителя, зритель необходим любому артисту, без него не может быть творчества, т.к. зритель и актёр во время спектакля – одно целое. Поэтому, если не репетировать и не играть новые спектакли, это будет уже окончательно беда.
– Вы всегда говорите о Ленкоме как о своём доме и своём театре! На мой взгляд, это правильно! Ведь только такое отношение может спасти и дать возможность выжить Ленкому в столь трудное время! Служение театру и своему дому – в чём это выражается сейчас?
– Актёр должен вовремя приходить на работу, относиться к работе не как к работе, а как к своему дому.
– В чём сила театра, на ваш директорский взгляд?
– В любви каждого человека нашего дома к своей профессии. Не из страха, а по совести. К своему делу, которому ты служишь. Надо любить своё дело.