Книга Игоря Диденко «НеВенец Творения. Всё, что вы боитесь знать о будущем»: Мы не умрем. Но будет интересно
№ () от 15 декабря 2020 [ «Аргументы Недели » ]
В издательстве «Аргументы недели» вышла в свет книга экономиста и визионера Игоря Диденко «НеВенец Творения. Всё, что вы боитесь знать о будущем». Она явно привлечёт внимание любителей пощекотать нервы апокалиптическими прогнозами, но их, вероятно, ждёт разочарование. Извечного «мы все умрём» тут и в помине нет. Зато присутствует огромное количество исторических фактов, примеров из нашей сегодняшней реальности, неожиданных выводов и вопросов, над которыми именно сейчас стоит задуматься человечеству. Обратим внимание на некоторые из них – на те, ради которых, по нашему мнению, эту книгу точно стоит прочитать.
Значительное внимание в книге уделено и роли СМИ в нашем меняющемся мире. А так как без, как минимум, новостных сайтов и развлекательных порталов (не говоря уже о соцсетях) мы свою жизнь представить не можем, читать об этом в любом случае интересно. Хотя бы потому, что «через две строки на третью» вспыхивает радость узнавания – ведь это не кто-то, а именно мы сами «уплыли» в социальные сети от телеэкранов и газет, кривимся при виде длинных мудрёных текстов и читаем или смотрим в основном то, что привлекает яркой картинкой, скандальным сюжетом, а главное – отсутствием необходимости напряжённо размышлять. Правда, иногда от авторских выкладок по спине пробегает предательский холодок: периодически читателю попадаются факты и выводы, принять которые довольно трудно. Что значит «никому не будет нужен ваш прекрасный блог»? Как это свобода слова устарела и ровным счётом никому не нужна (и нужна уже не будет)? И такие вопросы в ходе чтения книги возникают то и дело.
К слову, если верить автору книги, нам стоит задуматься и о весьма щекотливой теме – свободе нашего выбора в том, что читать и смотреть. В книге фактически на пальцах объясняется, что этого самого выбора у нас уже фактически нет, как бы мы ни гордились своей «свободной волей». Её наличие сегодня, как утверждает автор, – практически иллюзия (по крайней мере в выборе источников информации). На самом деле уже давным-давно выбор за нас делают «умные» алгоритмы, анализирующие нашу активность в Интернете, наиболее частые запросы и ключевые интересы. А крупнейшие мировые компании, зарабатывающие миллиарды долларов на использовании технологий искусственного интеллекта, тщательно охраняют от общественности секреты работы своих поисковых систем и подсчитывают не только текущие, но и будущие прибыли на много лет вперёд. И вряд ли они ошибаются: спрос на принцип «выбери за меня» пока что только растёт и не собирается снижаться. В итоге формируется своеобразная спираль: люди впадают в эйфорию от вида новостей, которые «они как раз и искали», магнаты-информационщики предлагают аудитории всё новые и новые способы как можно меньше думать насчёт поиска и выбора, аудитория окончательно расслабляется – и постепенно отвыкает размышлять и выбирать самостоятельно. И пусть сегодня нам в таком мире вполне комфортно – но что же будет дальше? Об этом автор книги тоже призывает задуматься.
Словом, всем, кто не боится и пока не разучился думать, книга к прочтению обязательна.