Основные информационные баталии, разворачивающиеся вокруг мусорной реформы, чаще всего касаются быта городских жителей. Копий здесь уже сломано немало. На этом фоне почти незаметны проблемы, связанные с садоводствами. Реформа прошлась и по ним, правда, в большей части лишь в теории. Пока на практике ситуация выглядит следующим образом: мусор из садоводств чаще вывозится «по старинке», без участия регоператора. Это, возможно, устраивает дачников, но идет вразрез с желаниями монополиста и чиновников, которые уже устали увещевать и готовы переходить к репрессивным мерам.
Пока живем дружно
По данным Иркутскстата, в области 1,2 тыс. садоводств. Их большая часть, 762 садоводства, — расположена в южной части Иркутской области. Из них, по сведениям регионального оператора по обращению с коммунальными отходами ООО «РТ-НЕО Иркутск», договоры на вывоз мусора заключила половина, или 380 садоводств. В масштабах областной статистики цифра выглядит еще скромнее — около 35% СНТ влились в реформу. Остальные находятся, что называется, вне правового поля — и это спустя два года, после того как изменилось законодательство.
У председателя Союза садоводов Иркутской области Валерия Жуйкова есть объяснение, почему так произошло: «Не секрет, что большинство садоводств образованы еще в советское время на плановой основе силами многочисленных крупных предприятий для своих работников. Тогда не возникало проблем, бытовые вопросы решались проще, существовало государственное регулирование. В современных условиях садоводства постоянно сталкиваются со сложностями, в том числе по вопросу обращения с отходами. Самое печальное, что председатели садоводств остаются один на один со своими проблемами. До них никто не доводит меняющиеся требования законов, их не предупреждают об административной ответственности. Новости председатели узнают лишь в тот момент, когда с них начинают требовать огромные штрафы».
Штрафы, к слову, конские — до 250 тыс. рублей могут потребовать с председателя садоводства, если на его территории не появилась специально оборудованная площадка для складирования мусора, а также не заключен договор с регоператором.
Чиновники говорят, что еще какое-то время готовы работать в режиме «кота Леопольда», призывая жить дружно и демонстрируя, на первый взгляд, понимание ситуации.
«У власти сегодня есть полномочия накладывать штрафы, но мы приняли решение, что пока этим инструментом воздействия пользоваться не будем. Мы должны услышать жителей, найти индивидуальные подходы к каждому садоводству. Выполнение требований реформы — это дорога с двухсторонним движением, навстречу друг к другу должны «ехать» и власть и жители, — говорит заместитель председателя правительства Иркутской области Георгий Кузьмин. — Причины, по которым мусорная реформа не работает в СНТ, в общем-то, известны. Далеко не в каждом из них есть ответственные председатели, которые могут проводить собрания, разъяснять членам СНТ новые законы, организовывать сбор платы и так далее. Люди привыкли к тому, что кто-то за них будет все делать».
Еще одна причина, по словам Георгия Кузьмина, — инфраструктурные ограничения. Особенно остро они проявляются в садоводствах Шелеховского района и окрестностях Иркутска. Расположение садоводств, узкие улицы в них, сложные подъезды, нехватка земельных участков часто не позволяют выполнить требования законодательства и установить требуемую контейнерную площадку. «Мы объехали множество садоводств совместно с регоператором, местными властями, составили акты: где есть возможность поставить площадку, а где нет. В особо сложных случаях будем принимать отдельные решения».
Подобной вынужденной мерой может стать пример Плишкино, где должна появиться общая контейнерная площадка для жителей нескольких садоводств. Конечно, с точки зрения закона подобный «выверт» допустим. Удобен ли он для людей, чиновники и представители регоператора не комментируют.
Зато готовы попенять нерадивым дачникам на безответственность. «Если мусор не разбрасывается по несанкционированным свалкам, то люди везут его на ближайшую контейнерную площадку. Либо заключают негласный договор с альтернативными перевозчиками, которые затем также «подбрасывают» отходы на одну из транзитных контейнерных площадок. И то, и другое незаконно», — отмечает генеральный директор ООО «РТ-НЕО Иркутск» Сергей Сидоров.
Георгий Кузьмин добавляет: «Проблема в том, что существуют хорошие садоводства в плане организации, и те, где отсутствует нормальное правление, поэтому люди, без должного информирования, «подбрасывают» свой мусор, куда им удобно. Кому в таком случае выписывать штраф, пока непонятно».
Добровольно или принудительно?
На данный момент из чиновничьих размышлений нельзя понять — вникают ли ответственные лица в то, что соблюдение всех требований реформы обойдется среднестатистическому садоводству «в копеечку». По словам того же Георгия Кузьмина, строительство и размещение контейнерной площадки обойдется в 150-200 тыс. рублей, еще порядка 45 тыс. — установка мусоросборочного бункера на 8 «кубов». Предполагается, что эту сумму необходимо «раскидать» на всех членов садоводства. Но все СНТ разные, немало таких, где основное «ядро» садоводов — полунищие пенсионеры, для которых дача — не столько отдушина и место отдыха, сколько экономическое подспорье. Для этих людей единовременно заплатить пять или десять тысяч рублей на обустройство «мусорки» — почти неподъемная задача.
Георгий Кузьмин на этот счет настроен оптимистично, мол, власти готовы идти навстречу и помогать с расходами. Правда, не напрямую. «Можно принять участие в грантовой поддержке. Мы разработали для садоводств памятку, как можно получить грант на эти цели», — говорит зампред регионального правительства. Надо ли говорить о том, что процедура получения гранта, заполнение различных бумаг и отчетов для некоторых председателей СНТ сравнима с задачей обучения китайской грамоте? Но иного выхода, похоже, не предлагается.
Руководитель службы государственного экологического надзора Иркутской области Николай Сафронов недвусмысленно отмечает: «Изменения в законодательстве вступили в силу с 1 января 2019 года, с того момента должны были быть заключены договора с регоператором, обустроены контейнерные площадки. В рамках рейдовых мероприятий мы объехали все садоводства, выявили множество типичных нарушений. Сейчас наша позиция — не наказывать, а разъяснять и помогать. Но в следующем году уже будем применять меры».
Без внятного ответа остаются и другие вопросы. Например, взимания двойной платы с людей, которые в теплый сезон привыкли жить на дачах. Сейчас получается так, что за вывоз мусора они платят и по месту своей прописки, и в садоводстве. «Перерасчет в таких случаях возможен, если решением муниципалитета плата за вывоз мусора начисляется по количеству жильцов в квартире, а не от объема жилой площади. Но в Иркутске пока действует второй вариант», — отвечает Сергей Сидоров. Что ж, объяснение понятно, жаль, что проблему оно не решает.
Примерно также обстоит ситуация и с желаемым, удобным для некоторых дачников принципом «пакетного» сбора мусора. Люди могли бы собирать свой мусор в индивидуальный мешок и выставлять его за ворота или относить в условленное место, откуда его будет забирать мусоровоз. Но нет — «в таком случае выход только один: заключение индивидуальных договоров с оператором. Для людей это будет накладно», — поясняет Георгий Кузьмин.
«АН» уже не первый раз пишет о нюансах мусорной реформы. И каждый раз вывод напрашивается один и тот же: изменения были приняты наспех, без учета социальных последствий, без внятного прогноза о том, к каким неудобствам они приведут и для простых людей, и для органов власти. Гладко было на бумаге, да забыли про овраги — не даст соврать народная мудрость.