Написать эту статью меня побудил один разговор с латвийским священником. Я очень люблю Кипр. Люблю его храмы, церкви, святыни. Для меня Кипр – земля, которую благословил Бог. Сегодня между Кипрской православной церковью и РПЦ, увы, произошли разногласия. А что же делать тем, кто приезжал на Кипр помолится святыням, поговорить со священнослужителями, получить поддержку и надежду? Вопрос актуальный. Вопрос глубокий.
Намедни у меня произошел разговор с одним священнослужителем из Латвийской православной церкви при Московском патриархате… Я люблю задавать вопросы, сложные вопросы. Для того, чтобы не было недосказанности, не было вопросов. Но, как оказалось, что вопросы не особо радуют некоторых священников ЛПЦ.
Итак, Кипрская православная церковь, официальное название -церковь Кипра – автокефальная поместная православная церковь, занимающая 10-е место в диптихе Константинопольского патриархата. Церковь-мать: Антиохийская православная церковь.
Какие святыни на Кипре?
Конечно, монастырь Киккос, церковь Святого Лазаря, монастырь Богородицы Троодитиссы, церковь Киприана и Иустины, монастырь Махерас, монастырь Ставровуни, монастырь Святой Феклы, монастырь Богородицы Хрисороятиссы и т.д. Можно говорить о святынях Кипра бесконечно…
Море паломников из России, Латвии, Эстонии, США, Германии, Англии приезжали поклониться этим святыням. Много православных паломников. И что теперь?
Сегодня Священный синод Кипрской православной церкви поддержал решение архиепископа Кипрского Хризостома признать ПЦУ. А это значит, что есть рекомендации от Московского патриархата (ЛПЦ поддерживает это мнение), что не следует «общаться» со священниками Кипра, не посещать богослужения, не исповедоваться…
Получается, что и святыни Кипра посещать нельзя?
Что касается лично меня, то такую духовную помощь, как я получила на Кипре, мне близко никто в церквях других стран, не дал. Я всегда буду помнить то уважение, понимание и заботу, которую получила от отца Киприана из церкви Киприана и Иустины: никто никого не осуждает, не кричит, не судит, не навязывает мнение. Просто любят!
Ведь одна из заповедей нашего Спасителя – возлюби ближнего, как самого себя! Главное – любовь, прощение, доброта. Я все это нашла на Кипре. Всегда буду помнить беседу с монахом Геннадием из монастыря Богородицы Троодитиссы… Я получила ответы на свои вопросы, получила совет, но главное – тепло и слова: «Ничего не бойтесь. Молитесь душой. Я буду за вами наблюдать». Низкий поклон. Резонный вопрос, а в Риге не нашла такого духовника? В Риге много хороший пастырей! Точно! И они, конечно, помогают. И Слава Богу! Нет! Я не нашла такого священника. Видимо, не очень мне повезло в Риге.
Если честно, то я с недавних пор избегаю открывать свою душу священникам в Риге. Был неприятный случай. Мне хватило. Да, я хожу в церковь, исповедуюсь незнакомому священнику и молюсь дома. Поверьте мне, иногда бывает « не комильфо» открывать свою душу. Потом долго приходится «приходить» в себя. Это моя история. Я говорю о себе. Каждый человек приходит к Богу своими путями. У каждого верующего свои отношения с Богом.
Итак, что же делать тем, кто посещал святыни Кипра?
Этот вопрос я задала латвийскому священнику…
«Нельзя ходить на исповедь к этим священникам! Нельзя вести беседы, быть на службах! Почему? Они нарушили ПРАВИЛА СЕМЬИ!»
Простите? Оговорка по Фрейду? Я уже это слышала… Но где? Конечно, Марио Пьюзо! «Крестный отец». «Нельзя идти против семьи!»
Разве святыни на Кипре перестали быть святынями? Разве священники Кипра занимаются «пропагандой»? Ничего подобного я не замечала! Я получила от них только доброе слово, реальную духовную помощь и ни капли осуждения, нравоучений. И я должна теперь отказаться от этого? Перестать общаться? Перестать говорить с ними? Нет! Конечно, нет!
Я попыталась задать эти вопросы латвийскому священнику, но ни на один вопрос четкого ответа не получила! Зато «получила фразы»: «не ходить туда», «тот, кто ходит туда, того бес крутит». Все это было сказано резко, громко, эмоционально, с давлением.
Я залезла в интернет и прочитала отзывы о церкви Киприана и Иустины, и об отце Киприане. Сотни только позитивных отзывов. Сотни благодарных людей. Получается, что всех «бес крутит»?
Я не привыкла предавать тех, кто мне принес добро! Меня так не учили. И в заповедях нашего Спасителя нет ничего подобного!
Когда я впервые приехала на Кипр и пошла «по храмам» (спасибо моей коллеги Леночке, которая познакомила меня со святынями), то долго, носилась, простите, по храму в поисках… кому заплатить за записочки? Батюшки с удивлением смотрели на меня! Как оказалось, никто в храмах Кипра не берет деньги за свечи, записки. Там другой принцип: кто сколько может! В Риге, например, все имеет свою цену! Нынче заказать «полный список» (молебен, сорокоуст, купить свечи) обходится начиная с десяти евро… Конечно, купить одну свечку… Но важно же, чтобы за тебя и твоих родных молились. Впрочем, священникам тоже нужно содержать семьи, оплачивать коммунальные услуги. Откровенно -да! А зачем же врать? Разве мы не устали от вранья?
Специально для балтийского бюро «Аргументы Недели» комментарии историка, полковника КГБ ЛССР в отставке: «Знаете, я сталкивался с подобным. Я не был на Кипре, но был на Крите. Критская православная церковь – полуавтономная православная церковь в составе Константинопольского патриархата. У меня бабушка была православная, часто ходила в храм. Я лютеранин, но захожу в православные храмы. В Риге мог зайти спокойно, а вот в России… Если просто не говорить, а смотреть в пол, не задавать вопросы, то все хорошо. Если начнешь задавать, то можно и «получить» в ответ. Дело тут в том, что многие священники, например, в Риге (православные) не могут ответить на вопросы. Не могут. Образованных, интеллигентных, понимающих, к сожалению, очень немного. И требуется время, чтобы их найти. А мы знаем, если человек не может ответить, то начинает сердиться… Есть же Библия! Читайте ее! И получите ответы на вопросы.
У меня много хороших впечатлений от православной церкви Крита. Да, понимание, ответы на вопросы… Вы еще учтите, что в советское время в КГБ обучались (специальный отдел) священнослужители, которые имели звания. Звания офицеров. Почему же вас тогда удивляет, что с вами «не очень ласково» разговаривали? Понимаете, то, что сейчас происходит между Кипрской церковью и РПЦ – политика. Да, раньше никакого запрета на посещения церквей Кипра не было! Были офшоры. Всех все устраивало. На Кипре офшоры, «откаты» в Россию и все довольны. Сегодня ситуация изменилась! Коронавирус, например. Туризма, увы, нет. Да и с офшорами не все так просто… Вот и «переключились» на православие. Церковь РПЦ – часть государственно-политической машины. И тут дело не в вашей в вере… Ничего личного! К сожалению, я это прекрасно вижу. Скажите мне, а какая церковь «благословляет», «освещает» оружие? РПЦ. Откройте интернет и прочтите информацию. Православные церкви отличаются… Вы сами затронули вопрос православных церквей Кипра и РПЦ… Могу сказать, что РПЦ очень воинствующая. Я знаю многих православных в Латвии, которые посещают церковь, идут к любому батюшке на исповедь, но не вступают в беседы. И я видел этих людей, когда они возвращаются, например, с Крита или Корфу… Просто светятся, обновленные. Православие – хорошее вероисповедание, но каждый вправе выбирать «свое православие».
Сложно мне не согласиться с комментатором. У меня свои отношения с Богом (как учили в семье), со святыми… А еще мне мой очень верующий дедушка (белогвардейский офицер) говорил, что врать, осуждать, скрывать и потворствовать – грех!