Экологическая безопасность входит в число приоритетных направлений Стратегии национальной безопасности Российский Федерации (Указ Президента РФ №683 от 31.12.2015) и определяется как состояние защищённости окружающей среды и человека от негативного воздействия хозяйственной или иной деятельности, чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного и техногенного характера и их последствий.
По данным института геологии им. Е.М. Сергеева РАН (город Москва), в последнее десятилетие отмечается устойчивый ежегодный рост числа стихийных бедствий и техногенных катастроф на 5–7%, с повышением ущерба на 5–10%, увеличением числа жертв на 6–12%. Количество пострадавших от ЧС ежегодно составляет 100– 200 тыс. человек. Ущерб от опасных гидрометеорологических явлений составляет до 1% валового внутреннего продукта (ВВП).
Всё упомянутое относится к угрозам геоэкологической составляющей общей экологической безопасности, от которых зависит качество окружающей среды и как следствие – здоровье населения, а в не столь отдалённом будущем – выживание человека. Учитывая рост темпов урбанизации как в мире, так и в России (по прогнозам аналитиков, к 2025 г. в крупных населённых пунктах РФ будет проживать 81% населения).
Учёный, член Российской академии наук (РАН) Виктор Осипов считает, что глобальная проблема безопасности катастрофических природных явлений должна рассматриваться в числе важнейших дестабилизирующих факторов, препятствующих устойчивому развитию человечества. Статистический анализ катастрофических событий показывает, что их количество неуклонно растёт как в мире в целом, так и в отдельных странах. При этом величина ущерба возрастает в последнее время в два раза быстрее. Это означает, что развитие техносферы на Земле идёт без достаточного учёта пространственного распределения природных опасностей и создания инженерной защиты.
В 1991 г., после распада СССР, на территории ранее единой страны образовалось 15 независимых государств, соответственно образовались новые границы, а существующие общие геоэкологические проблемы стали трансграничными. 22 января 1993 г. Совет глав правительств СНГ принял Соглашение о взаимодействии в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Также способствующим решению геоэкологических проблем крупным объединением является Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). Она придаёт большое значение вопросам природопользования и охраны окружающей среды (совместная разработка и эксплуатация месторождений, улучшение экологии Аральского моря, охрана трансграничных рек от загрязнения, взаимодействие в обеспечении экологической безопасности). Однако, несмотря на целый ряд принятых законодательно-правовых документов, в целом отсутствуют комплексный подход и единая научно-техническая политика. Например, для территории СССР составлялась единая карта сейсмической опасности, в разработке которой принимали участие научно-исследовательские институты всех республик (последняя была издана в 1978 году). Сейчас каждая страна разрабатывает собственные карты сейсмической опасности, и на их основе строятся карты и прогнозы сейсмического риска, которые не учитывают трансграничные риски и не согласуются с картами соседних стран. Нет единой шкалы для оценки сейсмической уязвимости зданий и сооружений.
По данным исследования Института геоэкологии им. Е.М. Сергеева РАН, на сейсмоопасных территориях стран Центральной Азии (ЦА) проживает большая часть населения и расположены жилые, гражданские и промышленные здания и сооружения, где проблема оценки сейсмических рисков является особенно актуальной. А территория государств – участников СНГ занимает значительную часть евразийского континента и составляет более 22 млн кв. км. В каждой стране проводятся исследования, но особую важность имеет создание международных трансграничных проектов, которые смогут объединить в своих рамках все страны, входящие в региональные международные организации на евразийском пространстве.
Ещё одну серьёзную проблему рассмотрел Высокогорный геофизический институт (город Нальчик, Россия) – это прогнозирование опасных геологических процессов. После 1991 г. наблюдения за экзогенными геологическими процессами (ЭГП) практически прекратились. В настоящее время население нуждается в оперативных прогнозах, которые позволят за несколько дней, даже часов предупредить о возможной опасности. Долговременные прогнозы, которые рассматриваются в общей схеме прогнозирования, по-прежнему имеют большое значение, но при их составлении необходимо учитывать изменения в развитии изменяющихся геологических процессов на современном этапе, где существенная проблема возникает на федеральном уровне.
За годы независимости в постсоветских странах приняты десятки законов по защите окружающей среды, но решение общих и частных геологических проблем в отдельно взятой республике невозможно, так как все они взаимосвязаны, катастрофы и их последствия в одной стране зачастую распространяются на соседей. При всём сегодняшнем изобилии документов по защите окружающей среды отсутствует координация действий и консолидация усилий в этом направлении. И это вызывает большую тревогу.