Российское телевидение устами Дмитрия Киселёва объявило, что правительство Крыма всё-таки сделало то, чего жители полуострова опасались последние шесть лет. В конце ноября оно в экстренном порядке, надеясь, что это будет менее заметно под прикрытием карантинных авралов, выставило на торги легендарное винное хозяйство «Массандра». Исторические сады, расположенные на золотой земле, одной из самых дорогих в РФ, распродают в десятки раз дешевле реальной цены.
Вино и вода
В Италии, Испании или Франции, где утомишься искать хоть одну государственную винодельню, общество только аплодировало бы такому решению властей. Ведь эффективный собственник – это только частник, а «чужие» казённые деньги в той или иной степени разворуют. Но в России эта логика не работает. Среди крымчан полно подозрений, что «Массандру» собираются за три копейки продать близким Кремлю бизнесменам, которые вырубят виноградники и застроят дорогущую землю элитным жильём. И лучше уж она останется у неэффективного государства.
Идея 14 декабря 2020 г. пустить «Массандру» с молотка завёрнута в добротную упаковку. Дескать, когда Крым вернулся в состав России, предприятие дышало на ладан: 10 млн бутылок вина производили на оборудовании, которое старше 50 лет, а износ тракторного парка оценивался в 98%. Но в 2014 г. «Массандра» стала ФГУПом при Управделами Президента РФ, а в сентябре 2015 г. президент Владимир Путин пригласил на предприятие своего друга Сильвио Берлускони.
Политики прогуливались по бесконечной галерее коллекционных бутылок, много шутили и дегустировали 240-летний херес. Точно такая же бутылка в 2001 г. ушла на аукционе «Сотбис» за 43, 5 тыс. долларов, а в 2015-м была списана полунищим крымским предприятием по цене 44 рубля 12 копеек за пузырь. Но «Массандра» внакладе не осталась. На казённые деньги накупили новой техники, полностью переоснастили завод в Гурзуфе. За пять лет предприятие удвоило производство вина, продав в 2019 г. 20 млн бутылок. А за первую половину 2020 г. нарастили ещё 20% сверх прошлогоднего рекорда.
Более того, оказались посрамлены критики. Российская власть сразу выкинула из директорского кресла «Массандры» героя Украины Николая Бойко, который здесь командовал 28 лет и наверняка мог не раз приватизировать предприятие «под себя». Однако он, наоборот, держался мнения, что виноградники – национальное достояние и должны оставаться в госсобственности. Бойко попытался принять российскую власть, в мае 2014 г. вещая: «По духу мы россияне, и, конечно, есть эйфория. Мы счастливы, что вернулись на родину». Однако отношения не сложились, и Бойко с командой ушёл в оппозицию. Сейчас, когда на него завели в РФ уголовное дело по факту хищений и вывода собственности, он сбежал в Одессу, где раздаёт замечательные интервью. В частности, утверждает, что за всё время «не отдал ни квадратного метра земли и за каждый болел сердцем». Кстати, на Украине он теперь тоже чужой и лишён званий, там ему припомнили, что в 2014 г. экс-директор «Массандры» бурно поддержал вхождение Крыма в состав России. Заодно чухнулись, что вся реализация вин «Массандры» десятилетиями шла через компанию, владельцем которой был сын директора этого госпредприятия.
В действительности, что бы ни рассказывал бывший директор, все украинские годы неслись гигантская торговля налево и потеря земель комбината в невероятных масштабах. Как показало расследование «АН», только в 1995 г. хозяйства «Массандры» лишились 2, 795 тыс. га земли, из них 1, 5 тыс. га сельхозугодий. Только за один этот год в «Массандре» уничтожили 85 га виноградников.
Царские туннели
Сколько на самом деле стоит «Массандра»? Когда «АН» сняли только первый из сотен слоёв этой темы, моментально стало ясно, реальная цена хозяйства головокружительно, ошеломляюще выше ничтожнейших 5, 3 млрд руб. (68 млн долл.), за которые правительство Крыма собирается продать с молотка историческую жемчужину, да ещё в кратчайшие сроки.
Возьмём самое вопиющее. Для начала – пример из истории. Когда в конце XIX века строили первое винное хозяйство в Массандре, само собой, понадобились огромные подвалы для хранения вина. Хорошее вино выдерживают годами, при этом идеальная температура, чтобы продукт получился как можно лучше, всегда, в любое время года, должна быть точно в диапазоне 11–12 градусов выше нуля.
Поскольку хозяйство ставили с размахом, вдобавок создатели были одержимы идеей сделать русские вина с качеством, способным посрамить многие европейские, владелец хозяйства в Массандре, то есть не кто иной, как семья Романовых, императорский двор, мягко скажем, не поскупился. Из собственного кармана престол отвалил сумасшедшую по тем временам сумму – миллион золотых рублей. За эти деньги в Крыму построили первый в России подземный винный завод туннельного типа. В 1897 г. шахтёры Донбасса прорубили в скале рядом с Ялтой знаменитый по сей день массандровский Верхний подвал – систему расходящихся веером семи штолен, каждая длиной 150 м, шириной 5 метров.
Миллион царских золотых рублей – это 774, 2 кг чистого золота, которые по текущему курсу стоят 3, 667 млрд рублей. Кстати, рубль в те времена в золоте был вдвое крепче германской марки и французского франка. И эти легендарные императорские штольни, одна из самых малых составляющих нынешней цены «Массандры», наверное, даже не тысячная. Едем дальше. Подвалы «Массандры» отнюдь не пустые, в них неподалёку от Ялты, у отрогов крымских гор, хранится давняя гордость нашей страны, крупнейшая в мире энотека, то есть коллекция марочных вин. Говорят про миллион бутылок, некоторые столетней и более выдержки, многие стоимостью тысячи, а то и десятки тысяч долларов. Каждая! Самое старое вино в собрании – испанский «херес де-ла-Фронтер» 1775 года. Бутылка такого хереса, проданная с аукциона в 2001 г., ушла за 43, 5 тыс. долл. и заняла шестое место в списке самых дорогих вин в мире.
Эту коллекцию спасли в Гражданскую войну, тогда работники просто замуровали туннели. Затем чудом уберегли от фашистов в Великую Отечественную. Когда враг ворвался в Крым, по приказу политбюро всё молодое вино Массандры, миллионы литров, уничтожили, вылили в море. Но коллекцию спасли. Часть исторического вина тогда из Ялты эвакуировали, 170 тыс. бесценных бутылок спрятали, замуровав в скале на несколько лет до Победы.
Правда, коллекция едва не погибла в период, когда Крым стал украинским. После 1991 г. руководство «Массандры» системно занялось её распродажами в Британию, США и Европу. 20 лет вино из царских подвалов уходило за бугор по бросовым ценам, в итоге от миллионной коллекции осталась едва половина. Тогда добрались даже до самого ценного, четвёртого туннеля, который на «Массандре» называют святым граалем винной коллекции. Именно сюда нарком Анастас Микоян, который курировал «Массандру» и был очень неравнодушен к заводу, приказал свезти редчайшие вина из собраний князей Голицына и Воронцова. Здесь хранились лучшие, самые старые портвейны, легендарные ливадийские и токайские мускаты, потрясающее царское вино «Седьмое небо» и очень редкие вина из алтайских медов, рецепт которых давно потерян. 100 лет эти бутыли были неприкосновенны как золотой фонд страны. На Украине их начали распродавать. Но даже после такой вакханалии «Массандра» всё ещё владеет крупнейшей коллекцией в мире, настолько уникальной, что у неё до сих пор нет оценки. Эксперты единодушны в одном – по крайне консервативным прикидкам, минимальная стоимость массандровской энотеки не менее 10 млрд рублей.
Впрочем, штольни, пусть вместе с коллекцией, всё равно крохотная часть стоимости всех необъятных владений «Массандры». На грандиозном банкете грядущей распродажи, которую готовит для хозяйства правительство Крыма, это только аперитив и первая скромная закуска. Дальше держитесь крепче.
Золотой пояс Крыма
Советская власть, несмотря на всю критику царского деспотизма, ухитрилась уберечь немало хорошего и вкусного с дореволюционных времён. Например, карамель «Раковые шейки» – изобретение дореволюционной фабрики Абрикосова, вкуснейшие конфеты «Мишка косолапый» – продукт из XIX века с фабрики Эйнема. Легендарное печенье «Юбилейное» создано в 1913 г. в честь 300-летия дома Романовых!
Вот и «Массандра», процветавшая при царской империи, получила второе дыхание в советские годы. При А. Микояне из крупного, но одиночного завода она превратилась в громадное хозяйство гигантских масштабов. Сейчас это называли бы аграрным кластером. Тов. Микоян присоединил к «Массандре» ещё шесть громадных виноделен в Ливадии, Алуште, Балаклаве, Севастополе и Судаке, вдобавок активно разбивал всё новые виноградники. В итоге историческое ядро, бывшие царские имения Массандра и Ай-Данил площадью 1, 1 тыс. га разрослись до хозяйства, охватившего гигантский земельный пояс по всему Южному берегу Крыма. Производство вина по сравнению с дореволюционным ещё до войны вымахало в шесть раз. Рост хозяйства продолжался вплоть до горбачёвской антиалкогольной кампании. На пике, в 1985 г., только под виноградниками у «Массандры» было 4, 618 тыс. га земли, с которых собирали 16 тыс. т винограда. Всего же к моменту распада СССР «Массандре» досталось ни много ни мало 23, 476 тыс. га земель. Для справки: вся площадь сельхозземель Крыма – 640 тыс. гектаров.
Теперь пара цифр из современности. Сколько сейчас стоит земля в России и где она самая дорогая? Многие думают, что в Краснодарском крае, где сотка под застройку в хорошем месте стоит 120–140 тыс. руб., если это земля под хозяйство, то 50–60 тыс. рублей. То есть типичный краснодарский сельхозгектар в 2020 г. обходится в 5–6 миллионов. В Крыму цены ещё выше, 15–18 млн за гектар под застройку, 7–8 млн – за сельхозземли. При этом самый золотой пояс – тот самый Южный берег полуострова. То есть как раз там, где раскинулись сады Массандры.
Как показало расследование «АН», только в 1995 г. хозяйства Массандры лишились 2, 795 тыс. га земли, из них 1, 5 тыс. га сельхозугодий. Только за один этот год в Массандре уничтожили 85 га виноградников.
Империя моря
Тем не менее раздербанить вконец не вышло. Даже при всех потерях «Массандра» по-прежнему владеет гигантским земельным хозяйством на Южном берегу Крыма, в золотом поясе площадью 186 кв. км, раскинувшемся над Чёрным морем от Фороса до Судака. «АН» уточнили, сколько конкретно осталось земли. Судя по документам, датированным 20 сентября 2020 г., где площадь почему-то указана в квадратных метрах, у комбината их 88, 366 миллиона. Проще говоря: 8, 836 тыс. гектаров. Мягко скажем, не то что раньше, т.к., напомним, СССР оставил «Массандре» 23, 476 тыс. га. 14, 840 тыс. га – неизвестно куда испарились. Тем не менее та земля, что осталась, с учётом, где она расположена, по самым скромным оценкам, тянет на 70 млрд рублей. Ещё раз: минимум семьдесят миллиардов! Вообще когда ещё на Украине в начале 2010-х гг. провели оценку массандровских наделов, в тот момент их оценили в 6, 6 млрд евро. То есть нынешние 600 млрд рублей.
И это не всё! Судя по документам, земля далеко не пустая. Кроме виноградников на хозяйственной части наделов расположены 1, 2 тыс. различных «зданий и объектов недвижимости». «АН» изучили список этих объектов. Как вам десятки цехов и складов, площадью 5–6 тыс. кв. м каждый? Есть и весьма лакомые, вполне современные здания, например, трёхэтажный комплекс площадью с подземным гаражом на 718 кв. м недалеко от Алушты, построенный в 2010 году. Или трёхэтажное здание в Алуште площадью 4, 364 тыс. кв. метров. Также немало исторических строений, в том числе двухэтажное здание в Ялте на 690 квадратов, построенное в 1891 г., особняк в Алуште на 340 квадратов 1888 г. и дом в Симеизе на 2 тыс. кв. м, построенный в начале XX века.
Общая площадь всех принадлежащих «Массандре» строений – около 1 млн кв. метров. Это гигантская империя недвижимости в самой золотой части Крыма! Для сравнения: общая площадь всех десятков небоскрёбов огромного Москва-Сити – 1, 7 млн квадратов. Кстати, как показало расследование «АН», ещё в 2019 г. у «Массандры» по документам было гораздо больше строений. Конкретно – 1227 объектов площадью 1, 329 млн кв. метров. Эта загадочно резкая пропажа площадей произошла внезапно, как раз после того, как правительство Крыма при подготовке к приватизации, о которой оно грезило много лет, превратило «Массандру» из госпредприятия (ГУП) в акционерное общество (которое по закону можно продать). В любом случае миллион квадратов в Крыму, да ещё прибрежном и Южном, даже совсем развалившиеся и никакие, стоят не менее 50 млрд рублей!
Добавим к этому 70 млрд руб. за оценку земли и 10 млрд руб. стоимости уникальной винной коллекции (которую, вообще говоря, давно пора внести в список исторического достояния России). Всего набегает никак не менее 130 млрд рублей. Хотя оценки крайне консервативные, реальная цена всего хозяйства «Массандры», включая земли, здания и т.д., возможно, в десяток раз больше.
Теперь сравним это с суммой в 5, 3 млрд руб., за которую правительство Крыма собирается сбыть «Массандру» неким «частным предпринимателям».
Стоимость занижена примерно в 25 раз! На деле, возможно, во все 250 раз. Это очевидное преступление, которое абсолютно открыто намерены совершить у нас на глазах. Уже и дата назначена, люди очень торопятся продать поскорее! Как видно из документа под называнием «Распоряжение Совета министров Республики Крым от 15 октября 2020 года № 1664-р», раздача «Массандры», точнее, бесценных, золотых земель и т.д., за полный бесценок назначена на декабрь 2020 года.
Для федеральной власти вышеозвученная сумма – копейки. Если бы заботились о пополнении бюджета, цена явно могла быть в разы выше.
Тем более для российской аристократии давно стало модным иметь виноградник в Крыму. Самый активный игрок на рынке – банк «Россия». Связанные с ним структуры, как пишут в СМИ, стоят за покупкой Инкерманского завода марочных вин и завода шампанских вин «Новый свет». После продажи «Нового света» инвестиции в его развитие вышли довольно скромными. Зато новосветский брют подорожал почти в два раза. Винзавод «Золотая балка» приобрёл предприниматель, тесно связанный с «Ростехом». За хозяйством Alma Valley под Бахчисараем якобы стоит ВТБ, а за винодельней в Гурзуфе – глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов.
На землях «Золотой балки» под Севастополем уже строится элитный клубный посёлок ZB Village, где квадрат жилья стоит от 85 тыс. рублей. И вряд ли «Массандра», у которой 800 га вообще никак не используется, избежит земельных потерь. На въезде в Судак, например, образовался огромный пустырь. Но хуже всего, что и виноградники могут пострадать. До 2030 г. 60% насаждений придётся выкорчевать и перезаложить заново. Захочет ли инвестор выкладывать на эти дела 10–15 млрд рублей, если можно просто отдать земли под застройку и сразу получить навар?
Суровая родина-мать
Власти Крыма объясняют, что покупатель «Массандры» получит в собственность лишь 105 га земли, а остальное будет брать в аренду. Соответственно, основная часть площадей останется землёй сельхозназначения и застроена быть не может. Но народ прекрасно знает, что Крым – это страна чудес, где возможны любые манипуляции с собственностью.
При Украине были бардак и мздоимство, но на полуострове никогда не видели таких полчищ чиновников-контролёров. Роспотребнадзор, ФМС, экологический надзор, СЭС, МЧС и десятки структур помельче требуют отчитываться за каждого отдыхающего. Сам президент Путин сказал на прямой линии, что долги украинским банкам возвращать не обязательно. Но не прошло и двух лет, как российские структуры скупили эти «проблемные активы» и настойчиво требуют возврата с процентами. Но и это мелочь по сравнению с изъятием земли и домов у простых крымчан.
Началось всё в 2014 г. с постановления «О вопросах управления собственностью республики Крым», согласно которому властям Симферополя перешли бывшая недвижимость Украины и бесхозные объекты. В течение года бумага приросла перечнем из 250 земельных участков, зданий и предприятий, которые решили изъять у частных лиц. Народу объяснили, что это раскулачивают злых редисок – олигархов Коломойского и Ахметова, других бандеровцев-фашистов. Но следом власти Севастополя подали 3, 8 тыс. судебных исков к собственникам небольших земельных участков. Суть исков – в признании незаконным права их выделения при Украине. Хотя многие ответчики имеют пакет документов и кадастровые номера уже российского образца.
Как рассказывали «АН», 1, 2 тыс. дел касалось участков в зоне урочища Ласпи, где планируется создание особо охраняемой природной территории. Землю начали отжимать по всему полуострову. Хотя закон определяет следующее: все правоустанавливающие документы, которые были выданы при украинской власти, являются законными и действительными. Никакие российские документы, которые бы подтверждали законность этих документов, не требуются.
Доходит до полного маразма: в Партените решили выкинуть владельцев участков, которые выделили в 1960-е гг. на голых скалах. Десятилетия люди завозили сюда землю, создав настоящие «висячие сады». По центру посёлка создали рукотворный водоём, выложив дно камнями. За него-то и зацепились чиновники: якобы это озеро, вокруг него – водоохранная зона, и все постройки тут незаконны. Почему-то никто из них не требовал свернуть, например, строительство на заповедном мысе Айя, где «по беспределу» строили виллу для бывшего президента Януковича, «крымское Межигорье». Сегодня дело продолжила питерская компания, близкая к российскому истеблишменту. Не тревожили чинуши и фирму одного из крымских депутатов, развернувшую стройку возле Солдатского пляжа Севастополя.
Ничего удивительного: Крым уже стал Россией со всеми её родимыми пятнами. Правда, в будущем Керченский мост и трасса «Таврида» могут перевесить для крымчан все минусы возвращения под скипетр Москвы. Во время пандемии коронавируса спрос на крымскую землю только вырос: многие обеспеченные люди хотели бы иметь здесь гнездо, в котором можно с комфортом пересидеть карантин.