Администрация Трампа отклонила просьбу федерации американских учёных (FAS) раскрыть размер запасов ядерного оружия США и количество демонтированных боеголовок за год. Это происходит уже третий год подряд.
«Самый большой арсенал в истории»
Как известно, Дональд Трамп за время пребывания у власти уже с три короба наговорил разной смешной чуши. В том числе и о мнимых достижениях США в военной области. Сказано про это было много: например, про «супер-пупер-ракеты, летающие в 17 раз быстрее любых других», которые уже якобы есть у Америки, но показать их никак нельзя (на самом деле ничего нет, кроме макетов). И различные другие «байки Вашингтонского леса».
Особняком стоят утверждения эксцентричного президента о том, что ядерный потенциал США при нём непрерывно рос и растёт. И вообще, мол, достиг исторического максимума. Все специалисты, хоть немного знакомые с темой, только смеялись, потому что катастрофическая ситуация в США с производством ядерного оружия и его обслуживанием – давно не секрет ни для специалистов, ни для Капитолийского холма.
Отказ без объяснения причин
Отказ был сделан рабочей группой по рассекречиванию данных Министерства обороны в ответ на петицию директора проекта FAS по правительственной тайне Стивена Афтергуда. В своём письме с отказом военные США не ответили на заданные вопросы и не привели никаких оснований для отказа, кроме заявления о том, что «запрашиваемая информация не может быть рассекречена в настоящее время».
Ранее начиная с 2010 г. и до 2017 г. американцы рассекречивали численность своих арсеналов каждый год, причём обнародовали даже всю историю своих арсеналов с 1945 года. Рассекречивались подобные данные и до этого, правда, нерегулярно. Но при Трампе эту практику прикрыли после того, как выяснилось, что за первый год его президентства американский ядерный арсенал похудел почти на 8% и лишился 354 зарядов за год, упав примерно до уровня 1954–1955 годов. В то время арсенал США прирастал в год сразу на тысячи зарядов.
В итоге в 2018 г. арсенал ещё показали, далее лавочку с товаром прикрыли, свалив всё на русских. Мол, Россия свой арсенал не рассекречивала и не рассекречивает, не публикуя ни общей численности, ни численности арсеналов стратегических ядерных сил (СЯС) и тактического ядерного оружия (ТЯО). Дескать, по этому вопросу какие-то цифры публиковались только после распада СССР, и не понятно, можно ли им вообще верить. Поэтому всегда смешно читать «аналитиков и мозговые центры» у нас и на Западе, подсчитывающие наши арсеналы с точностью до боезаряда, – цена этой аналитике ниже стоимости бумаги, на которой её печатают.
В Америке заявили, что США возобновят эту практику, когда Россия пойдёт на раскрытие общей численности арсеналов. В этом году там решили и русских не трогать – просто «послали» с запросом подальше, ничего не объясняя.
Почему молчит Россия и почему молчит Китай
Понятно, почему помалкивает Россия, и у нас нет практики такого рассекречивания. Российский ядерно-оружейный и вообще ядерный комплекс находятся в прекрасной форме. Пусть темпы производства новых ядерных боеприпасов (ЯБП), а также обслуживания и пересборки имеющихся куда ниже советских темпов 80‑х годов. Да и потребности, как и размеры арсенала, другие. Но главное – возможности противника тоже кардинально снизились. Поэтому нам рассказывать о своих арсеналах – только злить всех остальных. Тем более учитывая многократную разницу в потенциалах ТЯО России и США.
Американские оценки ежегодного производства новых ЯБП в России прыгают где-то между 200-350 штук в год, а потенциальная мощность их производства оценивается и в 800 штук в год. Разумеется, в России тоже утилизируются старые боеприпасы или направляются не переработку в новые типы, где из них используются делящиеся материалы. Но такие системы, как «Ярс», «Ярс-С», «Булава» или «Калибр», «Искандер‑М» или «Кинжал», безусловно, оснащаются ядерными зарядами новых типов. Просто потому, что старые для них не подходят. А сколько этих ракет производится в год, западные аналитики посчитать способны.
Китай, на который американцы вечно вешают всех собак, кстати, тоже помалкивает. Вашингтон каждый год заявляет, что КНР тайно клепает ЯБП и скоро будет резкий рост китайского потенциала. Однако не так давно один из китайских чиновников практически подтвердил экспертные западные оценки арсенала Поднебесной – ниже 300 штук.
Американцы помалкивают, потому что стыдно
А вот у США ситуация весьма непростая. Производства новых ЯБП нет. В лучшем случае крайне ограниченное производство будет восстановлено не ранее первой половины следующего десятилетия. Есть и другие проблемы – боеприпасов до сих пор больше, чем мощностей по их обслуживанию. Это уже приводило к списанию ряда типов ЯБП просто потому, что модернизация и обслуживание были нужны более ценным типам. Одним словом, хвалиться нечем, вот и решили молчать. Иначе это сильно противоречило бы официальной «линии» Трампа.
Впрочем, оценки самой FAS по численности арсенала США тоже не страдают адекватностью. Они считают, что «численность арсенала за эти три года примерно стабильна и составляет порядка 3600-3800 ЯБП», при этом сообщая, что в год «разбирается и утилизируется до 300-350 ЯБП». Не очень понятно, как может численность не меняться при разборке хоть 100, хоть 300 штук в год, если нет производства новых зарядов? Чудеса в решете, иначе и не скажешь.
При этом FAS настроена всегда очень антитрамповски и продемократически. Эта организация очень надеется на приход к власти «сонного Джо» Байдена, который, по её мнению, обязательно вернёт к жизни обамовскую практику рассекречивания численности ядерного арсенала США.