Боец науки: как Владимир Фортов боролся за спасение Академии от развала
№ () от 1 декабря 2020 [«Аргументы Недели », Александр Чуйков ]
Ушёл Владимир Фортов. Можно перечислять его звания, награды, должности, премии. Только зачем? Владимир Евгеньевич – явление удивительное, штучный человек. Точнее не так – советский человек. Со всеми плюсами и минусами. Выпуска послевоенного 1946 года. Отец – инженер по вооружению, мама – учитель. Без всякого блата в МФТИ. Аспирантура. Вся жизнь в фундаментальной науке. Оборонка. Старался не вспоминать, как пережил распад Союза и сознательное уничтожение Академии наук СССР.
В период безвременья, в августе 1996 года был назначен председателем Государственного комитета РФ по науке и технологиям, затем - министром науки и технологий. Был вице-премьером. В дефолт 1998 года вышел в отставку в составе кабинета Виктора Черномырдина. Новым руководителям правительства не понадобился.
В конце мая 2013 года был избран Президентом РАН, выиграв выборы у Жореса Алфёрова. Говорят, что если бы знал дальнейший ход событий, то постарался бы не выигрывать. Тогда, в 2013 году, кандидатура Фортова получила одобрение в администрации президента как более лояльного и конструктивного собеседника. Нобелевский лауреат Алфёров этими качествами не отличался. Однако, когда над РАН грянул правительственный гром, Владимир Евгеньевич пошёл поперёк линии партии…
26 июня 2013 года в 20:30 по московскому времени недавно избранный президент Российской академии наук Владимир Фортов получил от офицера фельдъегерской службы правительственное письмо. Это был проект закона о реформировании РАН. Точнее, о ликвидации академии. Также сообщалось, что уже 27 июня состоится заседание правительства, на котором будут рассматривать этот документ. Прочитав проект, физик Фортов сразу понял, что это смертный приговор. Наверное, ему показалось, что можно ещё всё изменить, переиграть, убедить государственных мужей в нелепости их действий. Большие учёные, право, порой наивные, как дети малые. Утром с тяжёлым сердцем Владимир Фортов поехал в Белый дом…
Представлял законопроект г-н Ливанов, на тот момент министр образования и науки. Вкратце было предложено: РАН, медицинскую и сельскохозяйственную академии ликвидировать, слить остатки в один флакон, забрать всю хозяйственную деятельность и институты под эгиду правительственного агентства. Академикам, чтобы не бунтовали, дать в зубы по 100 тысяч рублей ежемесячно. А может, и побольше, лишь бы молчали.
Сегодня полную стенограмму того правительственного совещания найти практически невозможно. На сайте кабмина она тщательно вычищена. «АН» располагают такой версией. Буквально несколько цитат из выступлений.
Владимир Фортов: Я категорически возражаю против этого закона.
Сергей Шойгу: Такие вещи должны заранее рассылаться министрам. Я его не рассматривал, не обсуждал, не видел. Вопрос крайне важный, поэтому со слуха принимать? Я не уверен, что это надо делать. «Понятно», – кидает министру обороны Медведев.
Владимир Колокольцев: Это будет такой всплеск эмоций, который может быть просто запредельным. Наверное, стоит всё-таки обсудить, сделать экспертное обсуждение, народное, какое угодно – и этот накал страстей снизится. «Ладно. Услышал вас», – одёргивает премьер главу МВД.
Решение, видимо, было уже принято заранее. Закрывая дискуссию, Медведев вспомнил всуе: «всё-таки надо постараться сделать так, чтобы у Бога, то есть у науки, было богово. А у кесаря – кесарево. В данном случае под кесарем или цезарем я имею в виду государство».
Когда академик Фортов говорил, что он впервые увидел этот проект закона накануне вечером, он был прав. Однако, по информации «АН», этот проект спецпочтой поступил в РАН ещё в марте 2013 года. Но тогдашний президент Осипов, просто не поверив, что такое возможно, или подумав, что это провокация, запечатал его обратно в конверт и убрал в сейф. Фортову он ничего не сказал, как и остальным членам академии, за исключением нескольких человек в его ближайшем окружении.
В академии говорят, что он был одним из немногих, кто мог позвонить по «кремлёвке» президенту Владимиру Путину с просьбой о личной встрече, и президент двигал свой график, чтобы принять Владимира Фортова. Однако даже Путин не мог отменить закон о реформе академии. В узком кругу Владимир Евгеньевич не раз говорил, что «увы, но не всё могут даже короли». Но президенту РАН удалось сдемпфировать полный распад и уничтожение. Этого ему не простили, и в 2017 году на перевыборы президента академии Фортова не просто пустили. Многие учёные называли позицию Владимира Фортова соглашательской. Наверное, они были в чём-то правы. Но, может быть, мы просто не знаем очень многого из тех кремлёвских тайн, которые экс-президент РАН унёс с собой.
После отставки он сильно сдал. Это было видно на трансляциях Президиума РАН. Видимо, без борьбы за свою правду стало трудно жить. И умер он, конечно, не от коронавируса. Просто сердце устало.
Напомним ещё раз слова Владимира Евгеньевича Фортова на том заседании правительства: «Так обращаться с учёными нельзя. Поэтому того, что происходит здесь, я не понимаю и категорически возражаю против этого закона». Вечная память…