> В 2020 году финансирование научного космоса в России в 60 раз меньше, чем в NASA - Аргументы Недели

//Общество 13+

В 2020 году финансирование научного космоса в России в 60 раз меньше, чем в NASA

№  () от 1 декабря 2020 [«Аргументы Недели », Владимир Леонов ]

Фото: соцсети

«Некоторые элементы Международной космической станции (МКС) серьёзно повреждены и не подлежат замене, уже сейчас есть ряд элементов, которые серьёзно затронуты повреждениями и выходят из эксплуатации. После 2025 года ожидается лавинообразный выход из строя многочисленных элементов на борту МКС», – заявил на Совете РАН по космосу член-корреспондент РАН, лётчик-космонавт, первый заместитель генерального директора РКК «Энергия» Владимир СОЛОВЬЁВ.

МКС – ресурс исчерпан

«АН» обратились за комментариями к уважаемому специалисту из отрасли. Увы, в связи с политикой «Роскосмоса» представлять не будем:

– Владимир Соловьёв человек многоопытный, руководит подразделением по управлению полётом МКС (а до того станцией «Мир») много лет. Человек в своих публичных высказываниях весьма сдержанный, а здесь говорит предельно откровенно, похоже, видеть и терпеть происходящее уже нет мочи. Насколько известно, недавно он переболел коронавирусом, а чуть раньше похоронил почившего от этой заразы 5 мая этого года генерального конструктора пилотируемых программ России и генерального конструктора РКК «Энергия» Евгения Микрина, с которым они были не просто тесно связаны по работе, но и по-дружески близки. Почему я обращаю на это внимание? Похоже, осознание бренности бытия отвращает этого умудрённого опытом человека от лукавства. К чему хитрить и мудрить? Пора итоги подводить, и он это делает предельно откровенно и честно.

То, что МКС выработала свой ресурс, – давно не секрет. Число отказов и количество трещин в её блоках день ото дня увеличиваются (тенденция однако!). Молодцы космонавты, кувыркаясь, как эквилибристы, латают неполадки одну за другой, поэтому им там очень даже не скучно. Журналисту, объявившему себя продюсером задуманного им же космического триллера, особенно и сочинять-то ничего не надо. Сегодня каждый божий день у члена экипажа – это борьба с трудностями, борьба за собственное выживание и выживание собратьев по полёту. Снимай, монтируй, получай реалити-шоу и дурачь публику. Даст Бог, Малахову нос утрёт. Илона Маска, подзадорившего его на это дело, очередной раз потешит.

Научные эксперименты на борту – дело десятое

Кто хоть сколь-нибудь в технике соображает и живёт не одним днём, тому сегодняшняя ситуация была понятной и предсказуемой ещё много лет назад. «Аргументы недели» писали об этом. Уже очень давно! В статье «Осмотреться в отсеках», опубликованной в апреле 2013 года, Владимир Гудилин чётко обозначил проблему, которая сегодня встала перед Россией, в первую очередь перед «Роскосмосом», во весь рост. Для сведения – Владимир Евгеньевич руководил подготовкой и пуском ракеты-носителя «Энергия» и ракетно-космической транспортной системы «Энергия – Буран», он доктор технических наук, генерал-майор запаса. Его сейчас с нами, увы, нет, но, как профессионал, он предвидел и предсказал всё:

– Чем раньше мы унесём ноги с МКС, тем лучше. Этот пилотируемый орбитальный комплекс нам ничего не даёт ни в гражданском, ни в военном отношении. Зато съедает бездну ресурсов. Половина чрезвычайно ограниченного бюджета «Роскосмоса» тратится на эту станцию. Но проблема не только в деньгах. Для России МКС – пройденный этап. Надо стремиться к новым разработкам, а весь научный потенциал работает на эту станцию. Из-за этого наблюдается колоссальное отставание в разработке новых, прорывных направлений.

Это глас из прошлого. А вот авторитетный голос из настоящего:

– Финансирование научного космоса снижено фактически до минимума, что не позволяет нам конкурировать с NASA. По программе на 2016–2025 годы планировалось выйти на финансирование 12–15 миллиардов рублей в год под задачи научного космоса.

Это заявил на заседании комитета Госдумы РФ по образованию и науке президент РАН Александр Сергеев, продолжим:

– К 2022 году финансирование работ должно упасть до 2, 9 миллиарда рублей вместо 15 миллиардов. В текущем году финансирование научного космоса, которое есть в России, в 60 раз меньше, чем финансирование научного космоса в NASA.

Интересанты...

До сих пор есть интересанты в продолжении программ работы на Международной космической станции, они делают вид, что всё происходящее на борту мелко, случайно, неожиданно, примерно как московский снегопад в декабре. С маниакальным упорством ими отрицается очевидное. Их потуги по продлению сроков эксплуатации станции похожи на старания автолюбителя, не желающего признавать тот факт, что он заездил своего «железного коня» в хлам, что пора задуматься о новом. Но нет, он ещё планирует в ближайшее время прицепить к нему ржавый прицеп, модуль «Наука»! Он у него в сарае много лет валялся, а сейчас хочется каких-то, пусть бутафорских перемен, на это ржавенький сгодится. Прикольно будет покататься на развалюхе с проржавевшем прицепом.

Для любого здравомыслящего это очевидно абсурдные планы. Но дефективные менеджеры «Роскосмоса» здравомыслием не обременены и смело, в режиме ошпаренной кошки, готовятся выпихнуть и прицепить к обветшалой МКС давно завалявшийся и вдруг позарез ставший нужным МЛМ (многофункциональный лабораторный модуль) «Наука». Его эпопея началась в 1995 году, одновременно с созданием функционально-грузового блока «Заря» – первого модуля МКС. Позже глава Федерального космического агентства Анатолий Перминов утвердил решение, согласно которому первоочередной задачей развития российского сегмента МКС предписано считать включение в его состав модуля «Наука» не позднее 2007 года. Теперь на носу 2021-й, Дмитрий Рогозин обещает отправить его на орбиту в апреле. Прямо сейчас на космодроме Байконур идёт лихорадочная подготовка этого долгостроя к полёту. У описываемого технического абсурда есть свои вдохновители погонялы и покровители. Они действуют по принципу «Даёшь! А разберёмся потом…»

За прошедшие годы со стороны забугорных «партнёров» на «Роскосмос» пролился многомиллиардный долларовый дождь. Это платежи за участие партнёров в программе «Шаттл – МИР», платежи за создание комплекса «Морской старт», платежи за продажу ракетных двигателей РД‑181, платежи за пусковые услуги, платежи за извоз чужих космонавтов. А «Где деньги, Зин?» – спросить некому. Хоть что-нибудь нового на этих поступлениях в кассу было сделано? Показать нечего. А к сему времени этот источник обильных поступлений иссякает, и МКС тяжёлым бременем как хомут повисает на российском бюджете, то бишь на российском налогоплательщике.

Скрипач не нужен?

Откровения наших партнёров в девяностых годах звучали предельно ясно: «Без российских космических технологий в космосе делать нечего». И они щедро платили за сотрудничество, активно перенимая наш опыт, наши технологии. А что в это время творилось на нашей стороне? Деньги кем нужно активно осваивались. Результат – те откровения американской стороны сменились на ироничные суждения типа «Скрипач не нужен». Этот поминальный звон по былому величию советской космонавтики звучит всё громче и громче. И уже некому да и нечем оппонировать с нашей стороны. Попытки Журналиста сделать это выглядят лживо, жалко, карикатурно.

Это понимается как данность. Вот и главный наш академик Александр Сергеев ахового положения российской космонавтики не скрывает, громко и однозначно об этом высказывается. Однако перед кем он откровенничает? У кого он ищет понимания и сочувствия? Перед кем стоит с протянутой рукой? Те, кто устроил этот погром, слов его не разумеют.

Китай окунулся в наше советское прошлое

Как сообщает Китайское национальное космическое управление CNSA, «аппарат «Чанъэ-5», пролетев около 112 часов к Луне, успешно запустил двигатель 3000N на расстоянии около 400 километров от естественного спутника Земли, который проработал в нормальном режиме примерно 17 минут, после чего выключился. Зонд «Чанъэ-5» штатно осуществил окололунное торможение и успешно вышел на орбиту Луны». Готовится посадка на поверхность спутника Земли возвращаемого модуля. С помощью бура и механической руки посадочный модуль должен взять образцы грунта, с которыми вернётся на орбитальный модуль, который с возвращаемым аппаратом будет ожидать на орбите Луны высотой примерно 200 километров».

Таким образом Китай упорно и успешно копирует советскую космическую программу. 61 год назад 4 октября 1959 г. ракетой-носителем «Восток-Л» был запущен космический аппарат «Луна-3». Впервые в мире он сфотографировал невидимую с Земли обратную сторону Луны. Также во время полёта впервые в мире был на практике осуществлён гравитационный манёвр.

12 сентября 1970 г. к спутнику Земли стартовала станция «Луна-16». 20 сентября аппарат успешно совершил посадку. Возвращаемый модуль доставил на Землю 101 грамм лунного грунта, реголита.

А спустя всего два месяца на Луне начал работу первый в мире планетоход – «Луноход-1». Он проработал десять с половиной месяцев и прошёл дистанцию в 10 км 540 метров. А что мы? Видно, что возвращаться к тому, что уже сделано давно, не хочется. А вот то, что в том же «Росатоме» вовсю идут секретные разработки новых двигателей, которые будут способны осваивать космос совершенно другими способами, это и радует, и впечатляет.

Ил-114-300 совершил первый полёт!

Почти детективная история. Сначала был глава ОАК Юрий Слюсарь – он прилюдно пообещал президенту В. Путину полёт Ил‑114-300 до конца сентября. Не вышло, и Слюсарь должен был об этом заранее знать. А 26 ноября уже министр промышленности и торговли Денис Мантуров в интервью ТАСС торжественно объявил, что региональный турбовинтовой лайнер Ил-114-300 практически готов к подъёму:

– Первый самолёт находится сейчас уже на аэродроме и готовится к первому вылету, это произойдёт буквально в ближайшие дни. Находится в завершении производства уже второй самолёт. Те сроки, которые были обозначены, мы вписываемся в них. С 2023 года мы рассчитываем на первые поставки в российские авиакомпании. То есть труд тысяч специалистов выходит на финишную прямую. И у России появится свой собственный региональный авиалайнер, в котором ничего не надо импортозамещать. И займёт место древних Ан-24, импортных ATR-42 и прочих иномарок. Ранее сообщалось, что первый полёт должен состояться после методического совета, в середине декабря, а не в ближайшие дни.

Но самолёт полетел 28 ноября! На скоростных пробежках по полосе ЛИИ им. М.М. Громова в Жуковском Ил-114 показал характер – совершил «подскок» и пролетел примерно полкилометра. Как и положено при начале лётных испытаний.



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте