С началом пандемии COVID-19 в 2020 году многие учебные заведения в России перешли на дистанционное или смешанное обучение. По данным «Российской газеты», весной этого года 80 процентов российских вузов полностью перевели обучение в онлайн-формат. Сейчас ситуация повторяется. Но эксперты настроены достаточно оптимистично: удаленное обучение может занять значительную долю рынка образовательных услуг и по окончании ограничений, связанных с пандемией.
«Вторая волна» коронавирусной инфекции активизировала переход российской высшей школы в онлайн. Уже в конце лета в Южном федеральном университете (ЮФУ) и Донском государственном техническом университете (ДГТУ) и ряде других вузов Юга России было принято решение о реализации большей части учебных программ в дистанционном режиме. В целом же по стране к концу октября уже более 150 российских вузов перешли на обучение с использованием дистанционных технологий.
При этом онлайн-формат не сказывается на качестве обучения: освоение материала идет в соответствии с учебными планами, меняется лишь форма взаимодействия с преподавателями. Занятия для студентов-очников проводятся в соответствии с расписанием в режиме видеоконференций с использованием платформ Moodle, Zoom и т. п.
Иными словами, в настоящее время происходит эволюция традиционных форматов образования. Несмотря на это, вузы по-прежнему должны решать стратегическую задачу — обеспечивать соответствие квалификации выпускников актуальным потребностям экономики. Важным инструментом для ее решения становится онлайн-образование, которое вышло в число лидирующих трендов нашего времени. Причем связано это не только с пандемией COVID-19.
Уже в 2019 году, еще до начала массового перехода образовательных учреждений на дистанционную работу, объем российского рынка онлайн-образования в сегменте b2c достиг 38,5 млрд руб. Такие данные приводит РБК со ссылкой на результаты совместного исследования ИТ-холдинга TalentTech и онлайн-университетов «Нетология» и EdMarket. Этот рынок будет расти в среднем на 12–15% в год, и к концу 2023 года его объем может превысить 60 млрд руб., говорится в отчете авторов исследования.
«В мире онлайн-образование оформилось достаточно давно, бурно развивается и будет расти дальше. Сейчас Россия тоже начинает активно жить в этом тренде, и вне зависимости от влияния тех или иных внешних условий он будет усиливаться, — комментирует председатель совета директоров и сооснователь инвестиционного фонда «Экспонента» Евгений Пресняков. — Этот сегмент в нашей стране, по оценкам экспертов, уже в настоящее время исчисляется в денежном выражении десятками миллиардов рублей в год. Ежегодно он увеличивается на 12-14%, и в течение ближайших пяти лет как минимум удвоится».
По словам Евгения Преснякова, пока в России доминирует сложившаяся практика получения онлайн дополнительного профессионального образования (различные курсы, тренинги и т. п.). И это направление по-прежнему обладает значительным ресурсом. По мнению эксперта, онлайн-обучение предоставляет людям возможность повысить квалификацию, получить новый навык и монетизировать его. А значит, в нестабильной экономической ситуации дополнительное образование становится выгодным преимуществом специалиста, позволяющим быстро перестроиться в соответствии с требованиями рынка.