В последнее время в региональное информационное поле хлынул целый вал информации о громких коррупционных преступлениях. Обыски и задержания начальников разного ранга проходят чуть ли не каждый день. В частности, руководители «ТНС энерго» и Нижегородского водоканала подозреваются в создании организованных преступных сообществ, взяточничестве, хищениях и откатах, начальство ГУ ФСИН – в поборах подчиненных. Всего и не перечислишь. Складывается такое впечатление, что наш регион превратился в какое-то коррупционное гнездо.
Чашу терпения активных нижегородских граждан переполнил обычный вроде сюжет телепрограммы «Кстати» о красивой жизни не по средствам обычных с виду кулебакских полицейских, об их роскошных особняках, «крышевании» торговли алкоголем и местного бизнеса в целом, решении щекотливых вопросов в интересах вышестоящих коллег. Да практически везде так, скажут многие, чего уж так возбуждаться. Но, видимо, произошли в «глубинном народе» какие-то тектонические сдвиги, раз он начал громко вытаскивать на свет божий с помощью активных общественников и независимых СМИ такие обыденные нынче явления. Видать, совсем уже допекло от местечкового феодального беспредела.
Однако нынешнюю, модернизированную, организованную преступность «газеткой» и общественными воплями не прихлопнешь. Тут нужен высокопрофессиональный подход. Особенно актуально это по отношению к высокопоставленным чиновникам и «оборотням в погонах». Если организованные преступники и коррупционеры благодаря СМИ у всех на слуху, то те, кто их ловит и обезвреживает, стараются не светиться.
Судя по оперативным сводкам, по-прежнему на переднем крае борьбы с оргпреступностью и коррупционерами находятся оперативники ФСБ. Они – непременные участники практически всех громких региональных задержаний. Совместно с ними в задержаниях участвуют следователи СК и сотрудники ГУ МВД, связанные с собственной безопасностью и противодействием коррупции.
Бороться с организованной преступностью в нашей стране честным силовикам всегда было непросто – и в советские времена, и в лихие 90-е, и сейчас, когда преступные и коррупционные цепочки нередко ведут на самый государственный верх. Да и в своих силовых рядах высокопоставленных и рядовых «оборотней» еще хватает. Тем не менее именно благодаря честным сотрудникам правоохранительных органов хоть как-то удается сдерживать этот преступный вал.
Если обратиться к недавнему нижегородскому прошлому, то до сих пор на слуху имя первого руководителя межрегионального Волго-Вятского управления МВД по борьбе с организованной преступностью Ивана Кладницкого. Сначала он возглавлял соответствующий отдел в областном УВД, созданный в 1987 году, а позже, с 1989-го, и управление. В 2002 году РУБОПы были распущены, видимо, высоко забрались в своей эффективной работе. И ветераны, и нынешние честные профессионалы считают этот шаг глубоко ошибочным.
Кстати, и тогда уже с «оборотнями» в своих рядах бороться было тяжелее, чем с бандитами. И ситуация с милицейскими особняками не очень изменилась. Вот выдержка из интервью Ивана Кладницкого газете «Дело» в 1999 году:
«– Кстати, о милиции. Вы занимаетесь криминальными авторитетами, раскрываете различные финансовые махинации высокопоставленных чиновников. Но почему-то закрываете глаза, например, на то, что некоторые милиционеры солидного звания и должности как-то ухитряются строить себе шикарные особняки.
– Мы, действительно, не занимаемся милиционерами. Потому что в системе МВД создано специальное подразделение собственной безопасности. Эти ребята получают зарплату за то, что выявляют в своих рядах таких сотрудников, о которых вы говорите. А высокопоставленных милицейских начальников контролирует Министерство внутренних дел. А если мы располагаем какими-то сведениями, то передаем их по назначению.
Я в какой-то мере и рад, что сейчас нас освободили от обязанности контролировать милицию. А то, пока мы это делали, столько врагов себе нажили!..» («Дело», Нижний Новгород, 19.11.1999, Татьяна Витебская.)
Еще один известный в Нижнем Новгороде борец с организованной преступностью, а нынче ветеран полковник милиции Евгений Макаров. Он служил первым заместителем начальника Волго-Вятского РУБОП, а затем начальником УБОП ГУВД Нижегородской области. Вот выдержки из его интервью РБК в апреле 2017 года, где он рассказывает в том числе и о своем видении организованной преступности.
«– Организованная преступность развивается на фоне бессилия власти. В 90-х годах власть оказалась парализованной, ее ниша – открытой, и ее занял криминальный элемент. Потом выстроили вертикаль, но, к сожалению, бизнес и госвласть переплелись, получив конгломерат власти и организованной преступности. Криминальные элементы строили такую систему...
Я в свое время общался с немецкими и американскими офицерами правоохранительных органов. Им говорят: ты пришел на службу, получи кредит на 300 тысяч евро. В случае чего он все теряет, поэтому взятку ему нужно дать уже 500 тысяч. А у нас ты поступил на службу и понимаешь, что после нее никому не нужен. Тебе место дали, чтобы зарабатывать на жизнь. По факту так и происходит...
У нас система кормления действует испокон веков. Но дело в том, что даже грань десятины перешли. При этом все молодые сотрудники видят: когда мы на пенсию выходим, мы никому не нужны. Все видят примеры офицеров, работавших честно и ничего не заработавших. Поэтому и получается, как в том анекдоте: дали пистолет и удостоверение – крутись как хочешь...
В России отношение к полиции чаще всего прохладное, а то и вовсе негативное. Для этого много причин. Но смотрите, какая история. Включаешь телеканал и видишь сериал про ментов. Включаешь радио – там воспевают воровские законы. Для человека нормального это двойное послание, смещение ценностей. Зачем все это нам показывают и дают слушать?»
Сегодня Евгений Макаров как эксперт и просто неравнодушный человек активно комментирует в соцсетях громкие уголовные дела, связанные с коррупцией и оргпреступностью. Вот, к примеру, его мнение о «деле Нижегородского водоканала»:
«Так и у нас, как и везде, поставленных назначенцев (сиречь “смотрящих”) хлопают либо за “крысятничество”, либо за потерю адекватности, а сама структура и схема работы ОПС продолжает функционировать. И конечно (как всегда), эти “внутрисемейные разборки” преподносят как очередной успех в борьбе с коррупцией. (И здесь надо отдать должное, что хоть одна контора реально этих “смотрящих” хотя бы шугает.) И с другой стороны, что характерно, даже формально не несут никакой ответственности те, кто притаскивал их сюда, кто ставил этих “смотрящих”, тех, кто преподносил их как великих специалистов-управленцев. Ну, ошиблись в очередной раз, с кем не бывает. А в других-то структурах как происходит: ты рекомендовал человека – неси за него персональную ответственность. Он оказался преступником и сел – рекомендующий, назначивший на должность, обязан кресло освободить».
Не обошел Евгений Макаров вниманием и кулебакскую «полицейскую историю».
«Ну вот куда дальше катиться? Поймите, что если в обычном районе области такой беспредел творится, что же наверху? Неужели скажут, что такие факты им неведомы? Тогда сразу же возникнет вопрос о профессиональной пригодности. Что же им тогда вообще известно? Количество коррупционных фактов уже просто зашкаливает», – пишет Евгений Макаров на своей страничке в Facebook.
Нельзя обойти вниманием и такого нижегородского борца с организованной преступностью, как бывший руководитель центра по противодействию экстремизму полицейского главка (центр Э) полковник Алексей Трифонов. Он тоже «поднялся с земли»: начинал с участкового, успел послужить и в УБОПе, преемником которого в итоге стали «эшники», переключившись с оргпреступности на «внутреннего политического врага». В мае 2020 года он уволился из правоохранительных органов по выслуге лет и переключился на активную блогерскую деятельность, завел телеграм-канал под собственным именем – «Полковник Трифонов». Канал успешно вышел на федеральный уровень и активно цитируется другими каналами правоохранительной тематики. Сам Алексей Трифонов – представитель правоохранителей более молодого поколения, фигура по нынешним временам неоднозначная. По мнению нижегородской несистемной либеральной общественности, чуть ли не ее главный враг. Тем не менее он открыто и честно заявляет о своей позиции и к «внутренним врагам» государства, и к нынешним порядкам в полиции, и к тем же коррупционным проявлениям. Причем не чурается для этого и либеральных изданий.
Вот, к примеру, выдержка из его интервью сетевому СМИ «Коза Пресс», косвенно проливающая свет на причину его ухода со службы:
«– Конечно, у меня было депрессивное и даже предсуицидальное состояние, когда хотелось пулю в лоб. Но у меня есть родственники, нужно было работать дальше. Это был бы эгоистичный поступок. Но мысли – да, были. Мы хорошо работали, но бывший начальник не ценил это. Не хочу это обсуждать. Бывшего начальника выперли, он теперь в другой области. Один коллега застрелился, когда его заставляли делать то, что он не хочет».
Когда такое говорит крепкий мужик, прошедший в правоохранительных органах огонь и воду, участник боевых действий, поневоле задумаешься: а все ли у нас в порядке на внутренней кухне органов правопорядка?
Прокомментировал Алексей Трифонов в соцсетях и «кулебакский кейс»:
«Кучеряво, что сказать. С размахом так... проверить доходы и декларацию, указан ли там этот дом. И изъять все в доход государства. Еще в глаза бросился начальник тыла – всего лишь старлей».
Обсудили ветераны и кулебакский магазинчик с официальной вывеской торговли спиртным по ночам. По информации Евгения Макарова, местные ветераны не раз предупреждали начальника РОВД о беспределе, но реакции не было.
«Шинки-то, понятно, везде есть, но они все втихушку работают, – считает Алексей Трифонов. – А здесь внаглую, с рекламой. Такого давненько не видел. Только с серьезной “крышей” себе позволяли так работать».
Надо отдать должное, Нижегородское управление МВД, СУ СК и региональная прокуратура оперативно начали доследственные проверки после выхода в эфир сюжета о дорогом особняке в Кулебаках, якобы принадлежащем семье замначальника местной полиции Алексея Волкова, и о покровительстве полицейскими местных предпринимателей. Руководство областного полицейского главка проведет в Кулебаках личный прием граждан. Активизировались оперативные мероприятия нижегородских полицейских по отношению к кулебакским точкам продаж «паленого» алкоголя. Поглядим, чем в итоге дело закончится – спуском на тормозах или показательной поркой.
А тем временем, несмотря на регулярные уголовные дела в отношении «оборотней в погонах», коррупция в их рядах не прекращается.
Следователем СО по г. Арзамасу СУ СК России по Нижегородской области возбуждено уголовное дело в отношении старшего оперуполномоченного отдела экономической безопасности и противодействия коррупции отдела МВД России по г. Арзамасу, подозреваемого в получении взятки за незаконные действия.
По версии следствия, 12 ноября 2020 года в утреннее время на ул. Мира г. Арзамаса Нижегородской области старший лейтенант полиции получил от предпринимателя, в отношении которого он проводил процессуальную проверку, взятку в размере 50 тысяч рублей за непривлечение его к уголовной ответственности и возврат изъятого по материалу проверки товаров.
Противоправные действия полицейского пресечены в ходе совместных мероприятий следователями СК, оперативными сотрудниками УФСБ и СБ ГУ МВД России по региону.
Подозреваемый задержан. В ближайшее время ему будет предъявлено обвинение и избрана мера пресечения. Расследование по уголовному делу продолжается.
А вы говорите, старший лейтенант, да еще и профессионал по борьбе с коррупцией.
В «кулебакском кейсе», как известно, фигурировал предприниматель, который рассказал журналистам, что замначальника местной полиции Алексей Волков и несколько сотрудников пытались убедить его отказаться от участия в аукционе по рубке леса в интересах «очень уважаемого человека», обещая взамен помощь в других делах. Предприниматель отказался, после чего в отношении него было возбуждено несколько уголовных дел.
А вот еще один свежий пример на основе информации из регионального следкома.
Собранные следователем Шахунского межрайонного следственного отдела доказательства признаны судом достаточными для вынесения приговора бывшему оперуполномоченному ЭБиПК ОМВД России по Тоншаевскому району в совершении преступлений, предусмотренных п. «в» ч. 5 ст. 290 УК РФ (получение должностным лицом взятки в крупном размере), ч. 6 ст. 290 УК РФ (получение взятки в особо крупном размере).
Следствием и судом установлено, что 19 февраля 2019 года в гараже на окраине дер. Туманино г. о. г. Шахунья Нижегородской области подсудимый получил от гражданина взятку в размере один миллион рублей за общее покровительство в его деятельности по лесозаготовкам в Тоншаевском районе Нижегородской области. При этом всего подсудимый требовал от гражданина пять миллионов рублей за невыявление возможных нарушений закона в деятельности ИП в сфере лесопользования и непривлечение его за это к установленной законом ответственности.
Противоправные действия горе-полицейского пресечены в ходе мероприятий, проводимых следователями СК совместно с оперативными сотрудниками УФСБ и ОРЧ (СБ) ГУ МВД России по Нижегородской области.
Кроме того, в ходе расследования уголовного дела установлено, что в декабре 2017 года он же за взятку в размере 650 тысяч рублей, полученных от представителя ИП, создал условия для устранения конкурентов, участвовавших в аукционе по продаже делянок леса.
В ходе предварительного расследования в отношении обвиняемого избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. Вину в инкриминируемых деяниях он не признал. Из органов внутренних дел он уволен.
Приговором суда подсудимому назначено наказание в виде 10,5 года лишения свободы с отбыванием в колонии строгого режима, штрафа в размере 5,5 миллиона рублей, также он лишен права занимать должности на государственной службе сроком на пять лет. Приговор в законную силу не вступил.
Как видим, лесозаготовительная отрасль у нас с криминальным и коррупционным правоохранительным душком не только в Кулебаках.
Как говорит Евгений Захаров, один случай – это случайность, два – совпадение, а три и более – это система.
Как же с ней бороться? В одиночку – дело очень опасное, в том числе и для жизни. В тех же Кулебаках сработала связка местных смелых общественников и независимого регионального СМИ, на публикацию которого в комплексе оперативно откликнулись доследственными проверками региональные правоохранители. Теперь втихаря порешать вопрос будет проблематично, и в Кулебаках уже, видимо, это поняли.
А вот местные ветераны-правоохранители ограничились только устными предупреждениями начальнику полиции, и в итоге оказалась замарана честь мундира всей кулебакской полиции. Чтобы это и дальше не повторялось, в общественные советы при правоохранительных органах надо привлекать людей не с принципом «чего изволите», а боевых профессионалов, которые не боятся сказать начальству горькую правду и предостеречь сотрудников от кривой дорожки в места не столь отдаленные. Именно такими сегодня являются Иван Кладницкий, Евгений Захаров, Алексей Трифонов, а если поскрести, то и еще немало найдется.
Нуждается в модернизации механизм защиты и действующих честных силовиков в коррупционном служебном окружении.
Тогда и доверия к правоохранителям в погонах будет побольше, чем сейчас. А пока по результатам социологических опросов, проведенных нижегородским Институтом проблем социального управления, за два года количество нижегородцев, полностью не доверяющих полиции, увеличилось с 9,4 до 20,8%. Количество тех, кто полиции опасается, также увеличилось: с 3,3 до 8,9%. Суммарно с недоверием (полным или частичным) и опаской к правоохранителям относится больше половины опрошенных – 50,8%. Доверие к полицейским испытывают 37,4%. Затруднились с ответом 11,8%.
С таким уровнем доверия к полиции мы коррупцию и организованную преступность не победим.