Декларации о поддержке малого бизнеса и создании для него оптимальных условий работы мы слышим ежедневно из уст чиновников разного ранга. Но на практике получаем совсем другой вариант. Работа по госконтрактам часто оборачивается палкой о двух концах – с одной стороны предпринимателю гарантировано получение денег, государство не обманет, но с другой стороны, для того, чтобы их получить, нужно пройти семь кругов преодолений.
Фирма Николая Коваль в 2018 году выиграла аукцион на поставку картофеля в ФСИН Республики Калмыкия и заключила контракт. По просьбе заказчика, который не успевал подготовить хранилище, часть поставки прошла в том же 2018 году, а другая часть – в марте 2019 года.
- Недавно я изучил историю вопроса и обнаружил, что в предыдущие годы, ФСИН Калмыкии заключала контракты на меньшее количество картофеля, - поясняет предприниматель Николай Коваль. – Меньшее в два раза. Но в этот раз потребовалось больше.
Тем не менее, товар – и в 2018-м и в марте 2019-го был принят без претензий, без нареканий, как по количеству, так и по качеству, причем на весь гарантийный срок – срок годности продукта. Первая – осенняя партия съедена, а ко второй несколько позже неожиданно возникли вопросы.
- Мне сообщили, что мартовская картошка частично сгнила, - сообщает Николай. – 27 тонн из ста стали непригодны. Экспертизу провели только в июне, не вызвав ни меня, ни моего представителя. Причем, выполнение моего контракта уже было завершёно, и гарантийный срок годности на поставленный картофель истёк. И с этой экспертизой неизвестно ещё какой картошки – мы же не присутствовали при экспертизе, заказчик обратился в Арбитражный суд.
Арбитражный суд попросил представить документы, подтверждающие вину исполнителя. Причем, несколько раз переносились заседания в ожидании этих документов.
Но обвиняющая сторона, ничего не предоставив, забрала иск и обратилась с заявлением в республиканский УБЭП. Серьезный отдел подошел по-серьезному, выполняя план по раскрытию серьезных преступлений, – его следователи обвинили фирму Коваль в мошенничестве, и чтобы предприниматель проникся серьезностью момента, выставили счет на всю сумму поставки! На весь объем! Даже на ту картошку, что была съедена.
- Старшему следователю Следственного отдела Управления МВД по городу Элисте, в ведении которого находилось уголовное дело, мы представили все документы, все сертификаты качества, сопроводительные документы, к которым на момент приема поставки никаких вопросов не было. Производители картофеля – солидные хозяйства, у которых нет проблем. В том числе была бумага и на то, что мартовская поставка – это картофель поздний, от другого производителя, нежели осенний, - объясняет предприниматель. – Я указал все телефоны контактных лиц, водителей, которые перевозили товар, но следователи, по-моему, игнорировали моих свидетелей, сказав, что не смогли дозвониться. Ну, это же смешно, не смогли дозвониться – делайте письменный запрос по месту жительства. Я уж не говорю о том, что никаких очных ставок с представителями УФСИН не было. Следствие не предоставило мне и документов, свидетельствующих, что картофель был непригодный или по каким-то параметрам не соответствовал аукционной документации. Писали мы жалобы в республиканскую и Генеральную прокуратуры, но получается замкнутый круг.
Если первый иск в Арбитражный суд содержал сумму претензии в 245 тысяч рублей, то в конце следствия считающие себя потерпевшими уже требуют один миллион семьсот семьдесят тысяч рублей. Аппетиты на съеденную картошку растут.
У предпринимателя ещё есть надежда, что городской суд Элисты справедливо разберется в деле. Конечно, если аппетит на давно съеденный продукт не разыграется снова.
Редакция «Аргументов недели» со своей стороны обещает следить за развитием ситуации.