Падение доходов населения отразилось на розничном обороте и индексе потребительского доверия. 78% потребителей почувствовали влияние коронавируса, 97% уверены, что за пандемией должен прийти экономический кризис. Такие данные были озвучены экспертом компании Nielsen во время совместной онлайн-пресс-конференции Ассоциации производителей пива (ААП) и компании, занимающейся ритейл-аудитом.
Спикерами пресс-конференции стали: Андрей Губка, председатель Совета Ассоциации производителей пива, Ирина Федорова, старший директор по работе с органами государственной власти региона Восточная Европа ООО «Пивоваренная компания “Балтика”», Ораз Дурдыев, директор по правовым и корпоративным вопросам АО «АБ ИнБев Эфес», Кирилл Болматов, директор по корпоративным отношениям ООО «Объединенные Пивоварни Хейнекен», а также Павел Фунтиков, руководитель группы по работе с клиентами компании Nielsen.
В 2020 году у большой части населения формируются новые привычки потребления и покупок. Недостаток развлечений и ограниченность, а иногда и невозможность поездок в другие города и страны, покупатели товаров и услуг заменяют домашним потреблением. Взлет продаж пришелся на 12 и 13 неделю 2020 года, в апреле случился спад, но он коснулся в основном непродовольственных товаров. В локдаун взлетели онлайн-продажи, сообщил руководитель группы по работе с клиентами компании маркетинговых измерений Павел Фунтиков.
Председатель АПП Андрей Губка рассказал, что в 2019 году отрасль только вернулась на показатели 15-летней давности и достигла производственной мощности 2003-2004 годов.
В то же самое время акцизные отчисления в 2019 году от производства пива в России обеспечили поступление около 153 млрд рублей. За 9 месяцев 2020 года рост производства составил 3,9%.
Ключевые риски для отрасли, которые в наибольшей степени волнуют производителей, отметил Кирилл Болматов: «Безусловно, сейчас на первый план выходят риски по маркировке. Не менее значимым для отрасли является и риск установления минимальной розничной цены (МРЦ), которую некоторые представители рынка считают эффективным методом по снижению объемов безакцизной пивоваренной продукции. МРЦ однозначно не рассматривается нами как инструмент борьбы с нелегальным рынком. Она избыточным бременем ложится на законопослушных производителей и создает дополнительные преимущества для нелегальных производителей. Ведь при отсутствии контроля качества установление МРЦ приведет лишь к дальнейшему увеличению разницы в прибыли добросовестных и недобросовестных производителей».
Особое внимание было уделено инициативе введения маркировки для пивоваренной продукции. Ирина Федорова подчеркнула, что введение маркировки нецелесообразно ввиду наличия действующей системы прослеживаемости ЕГАИС и отсутствия контрафакта. Инициатива по введению маркировки — чрезвычайно дорогостоящий и избыточный инструмент регулирования. Маркировка, по сути, дублирует функции ЕГАИС в ее нынешнем виде, и ее введение будет иметь негативные последствия как для бизнеса, так и для потребителя и государства. Для борьбы с нелегальным рынком необходимо повышать контроль и ответственность, а не вводить чрезмерные механизмы, такие как маркировка.
Ораз Дурдыев также отметил важность конструктивного диалога между бизнесом и государством в процессе «регуляторной гильотины», которая позволит уже в ближайшем будущем упростить существующее алкогольное законодательство и сделать его актуальным. По словам спикера, в ходе эффективного взаимодействия с регулятором на сегодняшний день уже удалось провести пересмотр нормативно-законодательной базы и сформировать более современный подход.
Спикеры пресс-конференции единодушно подытожили, что одна из ключевых задач АПП — это поддержание конструктивного диалога с представителями федеральных и региональных органов власти для создания комфортной бизнес-среды.