Торгуй без опаски, если ты в маске
№ () от 17 ноября 2020 [«Аргументы Недели Кубань», Даша БАКЛАН ]
В краевую казну от потребительской сферы региона поступило налоговых платежей на 1,3 млрд рублей, или на 4,2 процента больше, чем в прошлом году. Данные предоставлены за девять месяцев с начала 2020 года. Это значит, что в отчетный период включен и сложный карантинный период простоя отрасли торговли. Однако не «благодаря», а вопреки улучшить показатели удалось.
Работают кассы, растет экономика
Чтобы добиться убедительных показателей, над восстановлением потребсферы Кубани пришлось потрудиться. Слагаемых эффектного результата много, но основные действия были направлены на прозрачность работы сферы и соблюдение строгих санитарных мер.
— После вынужденного закрытия смогли быстро восстановиться. Повлияла и работа по борьбе с теневым сектором экономики. По окончанию года ожидаем, что рост налоговых поступлений вырастет на 4,6 процента относительно прошлого года — до 43,7 млрд рублей,— рассказали в Департаменте потребительской сферы Краснодарского края.
Консолидированный бюджет региона с января по сентябрь текущего года пополнился на 32,9 млрд рублей, перечисленных торговой отраслью. Сумма эта достойна внимания не только потому, что продемонстрировала жизнеспособность сектора и правильность действий всех причастных ведомств, но и из-за качества рекорда. Всего пять лет назад за весь рабочий год удалось привлечь меньше налогов, чем сейчас. В 2015-м налоговых отчислений в бюджет было направлено 31,6 млрд рублей. Это итог вывода предприятий потребительской сферы из «серых» схем укрытия доходов.
Внутри отрасли выравнивание идет неравномерно, но уверенно. Практически вернулась к показателям 2019 года оптовая торговля края. Сейчас ее оборот достиг 1,3 трлн рублей. Общепит, один из наиболее пострадавших сегментов потребсферы, уже приближается к нормализации. Оборот ресторанов, баров, кафе, и организаций, которые занимаются поставками продукции для них, составил 51,6 млрд рублей. Прошлогодним данным цифра уступает лишь на 12,7 процента. Всего же оборот отрасли в текущем году уже достиг 2,4 млрд рублей.
Строгий режим — единственный шанс работать
Чтобы предприятия потребсферы продолжали столь же продуктивно функционировать, необходимо жестко выполнять предписанные санитарные меры безопасности. Отрадные показатели прибыли от торговли не повод расслабляться. Иначе велик риск откатиться на те же позиции, с которых старательно выбирались летом. Над недопущением карантина работают много краевых служб. В большинстве своем продавцы соблюдают предписания Роспотребнадзора из опасений остаться без работы. Но и нарушителей выявляют с неизменным постоянством.
Так, уже более миллиона рублей штрафов выписано предприятиям потребсферы региона в результате рейдов, проведенных специалистами Департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края, сотрудниками полиции, Роспотребнадзора и администрации Краснодара. Внимание групп сфокусировано на выполнении мер санитарной безопасности.
За одни только выходные дни — с шестого по восьмое ноября — группами контроля было выявлено семь объектов, нарушивших режим повышенной готовности, объявленный на Кубани, девять административных материалов, уже переданных в суд, было составлено на должностных и юридических лиц, 1,2 млн рублей составили штрафные санкции, предписанные нарушителям режима.
За что наказать, найдется. Работа сотрудников торговых заведений без персональных средств защиты органов дыхания, предоставление таких услуг, как питание на фуд-кортах и курение кальянов,— вот самые распространенные нарушения. Также выявлено несоблюдение установленного графика работы. Напомним, запрет на осуществление торговой деятельности после полуночи в числе последних противоэпидемических ограничений.
— Мониторинг ведется в круглосуточном режиме. В дневное время следим за тем, как работают торгово-развлекательные центры, комплексы, объекты торговли и бытовых услуг,— рассказали в Департаменте потребсферы. — В ночное время проверяем деятельность заведений общественного питания.
За соблюдением ограничений и требований, установленных в период пандемии, будут следить пристально и впредь. Рейдовые мероприятия продолжаются. Если нарушения установят повторно, то руководителям предприятий грозит закрытие заведения до девяноста суток и до миллиона рублей штрафа.
Для всех потребителей и продавцов в регионе работает горячая линия по вопросам деятельности объектов торговли и общепита в период пандемии. По телефону 8 (938) 501-45-45 можно сообщить о том, какие объекты игнорируют требования Роспотребнадзора, какие заведения общепита нарушают режим повышенной готовности, в том числе работают после полуночи. Телефонная связь с потребителями возобновила работу с пятого ноября. И уже за несколько дней ею воспользовались больше сотни кубанцев.
— За несколько дней работы горячей линии по вопросам деятельности объектов торговли и общественного питания поступило 137 обращений. Специалисты отвечают на каждый запрос. В основном граждан волнуют вопросы, связанные с несоблюдением масочного режима в магазинах и общественном транспорте,— отметили в ведомстве.
На здоровье
После снятия строгих ограничительных мер карантина работа по безопасности ведения торговли в крае не останавливалась. За семь месяцев рейдовыми и межведомственными группами на Кубани было обследовано более 150 тысяч объектов потребсферы — выявлено 20,5 тысячи нарушителей.
Полученная информация, в том числе сигналы по горячей линии, поступает в оперативный штаб Краснодарского края по недопущению массового распространения коронавирусной инфекции, который затем вырабатывает меры безопасности. В том числе им было рекомендовано усилить санитарный контроль внутри торговых центров кубанской столицы. Ведь торгово-развлекательные комплексы Краснодара — это мощные центры притяжения тысяч людей, особенно с похолоданием. Жители и гости краевого центра здесь не только делают покупки, но и проводят досуг. Потому в первую очередь в мегацентрах надо сделать всё, чтобы снизить угрозу здоровью и безопасности граждан.
Чтобы услышать друг друга и объединить усилия, представители краевой администрации провели рабочую встречу с руководителями краснодарских торгово-развлекательных комплексов, среди которых «OZ Молл», «СБС Мегамолл», «Галерея Краснодар», «Красная Площадь» и «Сити-центр».
— В общественных местах будет усилен контроль,— подчеркнули в Департаменте потребительской сферы края. — У рабочих групп, в составе которых сотрудники Департамента потребительской сферы, полиции и Роспотребнадзора, есть полномочия выписывать протоколы об административных правонарушениях, влекущих для организаций штраф до трехсот тысяч рублей.
Продавцы имеют право, подкрепленное законодательно, отказывать в обслуживании покупателям, игнорирующим масочный режим в общественных местах и не соблюдающим социальную дистанцию, напомнили представителям бизнеса. По словам самих руководителей торговых центров, обязанности выполнения установленных правил арендаторами и их сотрудниками закреплены в соответствующих договорах. Сегодня на каждой крупной торговой площадке имеются санитайзеры, нанесена разметка, ведется аудиооповещение о необходимости соблюдать меры безопасности, а ношение маски контролируют сотрудники при входах в торговые центры.
Очень многие торговые предприятия за собственный счет приобретают и бесплатно предоставляют посетителям одноразовые санитарные маски и антисептические средства. А если покупатель «не сдается», ему напоминают, что могут оштрафовать в размере от одной до тридцати тысяч рублей за нахождение в общественных местах без масок.
Относиться к данной мере всем стоит исключительно как к вынужденной. Ведь и бизнес, и власти, и покупатели в конечном итоге заинтересованы в полноценной работе всех торговых площадей. Поэтому, как только позволит эпидобстановка, будут сняты ограничения деятельности фуд-кортов и кинотеатров, несущих сейчас убытки. Во время встречи бизнеса и власти в том числе обсудили и условия восстановления их работы.
Пандемия пандемией…
Продиктованное обстоятельствами соблюдение строгих мер, предписанных Роспотребнадзором для безопасного функционирования магазинов, кафе, ресторанов и клубов,— это дополнительная нагрузка, взятая на себя властями. От всех ранее принятых на себя обязательств и обещаний администрация края не отказывается. Так, в шестой раз подведены итоги ставшего уже престижным среди производителей и потребителей конкурса «Сделано на Кубани». Двести сорок четыре товара, произведенных в крае, получили региональный знак качества после тщательного отбора.
— Продукция прошла всестороннюю оценку высококвалифицированных специалистов. Эксперты проверили товары на органолептические показатели, документацию и соответствие маркировки предъявляемым требованиям, провели визуальный осмотр,— отметили в Департаменте потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя.
Достойными носить бренд «Сделано на Кубани» специалисты признали продукцию 82 организаций Краснодарского края. Сто сорок пять товаров отличного качества представляют продовольственную группу, еще тридцать — непродовольственных товаров. Отрадно, отмечают в Департаменте потребсферы, что в нынешнем году заявлено большое количество продукции производственно-технического назначения. Шестьдесят девять товаров из этой группы оказались на высоте.
Качество, снискавшее призовую оценку, будет подвергаться контролю, напоминают в ведомстве. Регулярные лабораторные исследования продукции со знаком «Сделано на Кубани» обяжут производителей не снижать планку качества. В противном случае примечательного логотипа на этикетке можно будет лишиться. Кубанский знак качества за последние три года был присужден почти восьмистам товарам, произведенным на 216 краевых предприятиях.
Еще ряд конкурсов, организованных краевым Департаментом потребсферы, продиктован заботой о качестве выпускаемой в регионе продукции. На Кубани объявлен старт внутриотраслевых отборов претендентов на звания: «Лучшие организации сферы бытовых услуг», «Лучшие объекты дорожного сервиса», «Лучшее предприятие розничной торговли» и «Лучшая ярмарка». Заявить свое участие могут субъекты всех форм собственности, ведущие торговую деятельность в регионе.
— При определении победителей будет учитываться ряд показателей, в том числе характеристика объекта, его соответствие требованиям, нормам и стандартам, удобство для клиентов, принятие мер по профилактике COVID-19, обеспечение беспрепятственного доступа людей с ограниченными возможностями здоровья,— рассказали в ведомстве.
Чтобы принять участие, потребуется анкета участника и фотографии, подтверждающие соответствие деятельности критериям отбора. Конкурсы эти стали уже традиционными и направлены на повышение качества товаров и услуг, а также эффективности работы хозяйствующих субъектов. На сайте департаменте, в разделе «Мероприятия», можно узнать всю подробную информацию.