Прошла ещё одна неделя второй карабахской войны. Ситуация для армян в немалой степени стабилизировалась. Азербайджанские силы пытались перерезать Лачинский коридор в Армению – одну из основных стратегических трасс между Арменией и НКР. Однако этой цели им достичь не удалось. Более того, их даже потеснили.
Истощение сил
Вторая основная цель, к которой рвётся Баку, – городок Шуши с населением 4 тыс. человек. До революции 1917 г. там жили 46 тыс. человек, но после резни армян в 1920 г. город уменьшился вдвое. А во время карабахской войны в 1992 г. уже армяне выгнали всех азербайджанцев, и он совсем опустел. Для НКР это достаточно крупный населённый пункт, потому что республика сельская – из 150 тыс. населения до войны в Степанакерте проживало лишь около трети граждан.
Расположенный в 11 км от столицы НКР, Шуши находится на высоте 1370 м – настоящая горная крепость, господствующая над местностью. Да, противнику удалось подойти к нему на 3–5 км, однако, понимая его значение, городок никто сдавать не собирается. И пока азербайджанской армии ничего с этим сделать не удаётся. Населённые пункты и районы, за которые армяне готовы держаться зубами, никакие технические достижения вроде ударных БЛА взять азербайджанцам не помогут – нужна толковая и храбрая пехота. Да и обойти городок нельзя. Бронетехника в горах почти нигде не проходит, так что «давить железом» не получится. «Железо» быстро становится жертвой расчётов ПТРК и артиллерии. Война превращается в сражение малых групп и отрядов, бегающих друг за другом по лесам и горам. Попытки просочиться куда-то дальше в горах тоже не приносят особого успеха – армянские отряды знают свои горы намного лучше.
Кроме того, сказываются высокие потери азербайджанцев, которые они скрывают. Но часть информации постоянно просачивается. Например, о большой убыли старших офицеров на должностях командиров и начальников штабов бригад, батальонов, дивизионов. И у армян есть подобные потери – тяжело ранен ударом БПЛА министр обороны НКР генерал Арутюнян, погиб замминистра обороны полковник Саркисян. Суммарные боевые потери армян составляли на момент написания статьи 1177 человек убитыми. Надо сказать, что темпы прироста потерь, одно время составлявшие по 50–70 солдат в день, упали до 10–20. У азербайджанцев и их союзников потери выше – в соцсетях насчитали порядка 2 тыс. погибших азербайджанцев и несколько сотен сирийских наёмников.
Диспозиция
Когда война начиналась, азербайджано-турецкое командование рассчитывало быстро, пока противник не отмобилизовался и не прибыли первые подкрепления из Армении, проломить оборону, но не вышло. Армяне успели развернуть армию по штатам военного времени – 2 дивизии (мотострелковую и горную), суммарно порядка 7–8 полков. Горная прикрывала северный и восточный участки фронта, мотострелковая – юг, ну и резерв в районе столицы. Но если на севере и востоке у Баку успехов практически нет, то на юге вышло иначе. Там и местность для наступления намного удобнее, и укрепления куда хуже. Да и сил там было немного. Баку с Анкарой именно там нанесли главный удар – в наступление был брошен 2-й корпус, который усилили лучшими частями и сирийскими боевиками.
Но этот же корпус понёс и самые тяжёлые потери. Он растянулся по горным дорогам, а теперь имеет уязвимый фланг – речь о границе с Арменией. Там стоят российские пограничники и войска, а за ними уже развёрнутые и отмобилизованные 2 корпуса армянской армии из 4 дивизий. Пока они никуда не наступают, хотя вряд ли их артиллерия молчит. Пойдут ли вперёд – время покажет.
К тому же азербайджанский «беспилотный козырь» уже не работает так хорошо, как раньше. Разгромленная в первые часы войны слабая ПВО Карабаха частично восстановлена за счёт подкреплений, среди которых, вероятно, есть ЗРК «Тор‑М2КМ». Скорее всего, именно они регулярно сбивают ранее недоступные БПЛА в районе столицы. К тому же надвигается плохая, нелётная погода, и она – надолго. Много ли навоюют азербайджанские войска без господства в воздухе? Ведь почти все их успехи – только за счёт этой компоненты.
Пленные боевики
По информации западных СМИ, сейчас в Карабахе воюет более 2, 5 тыс. боевиков из Идлиба. Несколько сотен уже отвоевались, причём порядка 200 человек уже похоронены дома в Сирии. На днях в плен попали ещё два боевика. Оба охотно рассказывали, кто они и откуда, кто и как их нанимал и вывозил из Сирии, сколько им обещали и за что. Он сообщали, что им было обещано 2 тыс. долларов в месяц и доплата за отрезанные головы – 100 долларов за каждую.
Интересный момент – они оба явно врут о своём происхождении и биографии. Один утверждал, что он из Идлиба, но произношение у него, как у уроженца совсем иного региона. Скорее всего, он из района Ракки или Дейр-эз-Зора. Второй тоже заврался – его говор соответствует северу Латакии или Идлиба, но фамилия у него явно выдуманная. Может быть, они попали в ряды протурецких группировок из разгромленного ИГИЛ (организация, запрещённая в России)? Вероятно, турки прекрасно знали об их прошлом и специально снабжали протеже липовыми биографиями.
Любопытно, что после обнародования этих фактов в Баку тут же отступили на запланированные позиции. Там уверяют, что оба пленных – липовые. Мол, на самом деле это сирийские армяне, говорящие по-арабски. Это вряд ли. Эти боевики явно не из армянских регионов Сирии – в этой стране уроженца разных мест можно вычислить по произношению и лексикону.
Запрос, ответ и смысл
На днях премьер Армении Никол Пашинян отправил письмо президенту России Владимиру Путину, в котором попросил начать консультации для определения помощи, которую Россия может оказать Армении. «Принимая во внимание факты посягательств на территорию Республики Армения, премьер-министр обратился к президенту Российской Федерации с просьбой начать немедленные консультации для определения того, какой вид помощи Россия может оказать Армении», – говорится в сообщении МИД страны. В письме Пашинян сослался на договор о союзнических отношениях между Россией и Арменией 1997 года, а также на ст. 2 Соглашения о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи от 29 августа 2006 года. То есть запрос поступил не в ОДКБ, а по линии двухстороннего союзничества. Ответ последовал сразу, но по линии МИД РФ. Министерство иностранных дел подтвердило приверженность РФ своим обязательствам и сообщило, что помощь будет оказана в полном объёме, если бои перенесутся на территорию Армении.
Практически в тот же день состоялся съезд Союза добровольцев Донбасса (СДД). Эта организация многими расценивается как своего рода кадровый резерв для различных непрямых действий за рубежом. В частности, как питательная база для частных военных компаний (ЧВК), ставших очень удобным инструментом для продвижения интересов России. На мероприятии были такие люди, как А. Бородай, выступающий в СДД своего рода неофициальным «глашатаем Кремля», и якобы покинувший политику В. Сурков. Такие люди вряд ли выпадают из обоймы по собственному желанию.
Бородай выступил с достаточно резким демаршем в отношении правительства Пашиняна, заявив, что ехать добровольцам в Карабах не нужно, пока в Ереване сидит «недружественное прозападное правительство», хотя «добровольцев очень ждут». Тем более, мол, буквально на днях Армения зачем-то присоединилась к конвенции по борьбе с наёмничеством. Между тем группы русских добровольцев в Карабахе, очевидно, имеются – во время боёв за Гадрут в одном из репортажей засветились хорошо экипированные снайперы-добровольцы вместе с армянскими снайперами-спецназовцами. Но Бородай имел в виду, конечно, массовое движение, сравнимое с Донбассом.
Что же означают эти демарши? От ворот поворот? И да и нет. Первое - обязательства РФ подтверждены в полном объёме. Однако обозначена граница вмешательства в нынешних условиях – не обстрелы и удары по территории Армении, а боестолкновения на границе. С одной стороны, это не то, на что рассчитывал Пашинян, с другой стороны – за границы Армении он может быть спокоен. Из чего следует вывод – армянам можно снять часть сил, держащих границу, и перебросить их в НКР или сосредоточить для подготовки контрудара от армянской границы на южном направлении во фланг и тыл вклинившемуся противнику. Уже есть некоторые признаки того, что это выполняется.
Второе - дан намёк на то, что позиция Москвы и степень помощи армянам именно в Карабахе могут и измениться. Если, конечно, Пашиняна заменит кто-то другой, кто устроит Кремль больше. Впрочем, ясно, что дело не в прозападности правительства Пашиняна – ему далеко до уровня майданных властей Киева. Дело в том, что РФ желает извлечь максимум возможного из ситуации. Заодно пока сохраняя возможности и для мирного урегулирования.
Недаром в Баку сразу забеспокоились, заявляя, что «Россия должна оставаться нейтральной». Извините, но решать, чего и кому должна Россия, будет она сама. Не стоило тащить в регион тысячи боевиков – тогда, возможно, многое было бы иначе.
Ярослав ВЯТКИН, военный обозреватель «АН»