Аргументы Недели → Общество № 43(737) 6 – 10 ноября 2020 13+

Путин недоволен медлительностью «Роскосмоса», а Рогозин подает иски на СМИ

, 15:18 , Обозреватель отдела Промышленность

2 ноября Владимир Путин в режиме видеоконференции провёл совещание по вопросам финансирования и развития ракетно-космической отрасли. Открытая, несекретная часть транслировалась на всю страну. Но из того, что сказал во вступительном слове президент, стало ясно – Кремль крайне раздражён медлительностью «Роскосмоса». А «Роскосмос» в лице генерального директора Дмитрия Рогозина подаёт иски на издания и журналистов СМИ, позволивших аналогичным образом оценить его деятельность в качестве главы госкорпорации. Без обид – сроки реализации программ и создания новой техники настолько привычно стали сдвигаться вправо, что переносы пусков, порой на годы, уже перестали удивлять.

Факт – упрямая вещь

Сначала В. Путин обозначил приоритеты: «...совершенствование собственной космической инфраструктуры, наращивание и качественное улучшение орбитальной группировки космических аппаратов, ритмичное продолжение пилотируемых программ, создание перспективной линейки ракетных комплексов, в целом увеличение доли инновационной космической техники, продукции и услуг.

Повторю, решение этих стратегических задач имеет огромное значение для нашей страны, для эффективного развития отечественной экономики, для повышения безопасности государства, для сохранения лидерства России на глобальном космическом рынке, где конкуренция, как вы знаете, динамично растёт».

Но потом с плохо скрытым раздражением, что бывает в публичных выступлениях президента очень редко, констатировал факт: «Роскосмосу» было поручено подготовить ряд новых программ, в том числе направленных на разработку ракетного комплекса сверхтяжёлого класса, на создание космической группировки в рамках проекта «Сфера», а также на дальнейшее развитие системы ГЛОНАСС. Однако, как я вижу по представленной информации, указанные программы до настоящего времени не утверждены. Прошу доложить сегодня, в чём причины такой задержки, когда будет окончательно завершено их формирование».

Что доложил Дмитрий Рогозин президенту и участникам совещания, неизвестно, трансляцию отключили. Но можно с большой долей уверенности предположить, что глава «Роскосмоса» все проблемы видит в деятельности финансово-экономического блока правительства. Надо сказать, основания для этого у него есть. Бюджет госкорпорации регулярно секвестируют и оптимизируют. А как выполнять программы за половину тех средств, что на них изначально закладывались? Ещё в августе в интервью Дм. Рогозина РИА «Новости» было видно противостояние ведомственных интересов:

– Я помню, как в декабре 2015 года обсуждались параметры Федеральной космической программы на 2016–2025 годы, и на совещании с президентом в Сочи был определён её потолок – 1 триллион 406 миллиардов рублей. Подчеркну, это в два раза меньше, чем запрашивал тогда «Роскосмос». Но в итоге и этот объём средств урезали. Нас спрашивают: «А где у нас научные аппараты, Марс, Венера, лунная программа?» Вот они все там, в этих «оптимизациях», сломала их история дебатов с Минфином. Я предполагаю, что и на этот раз нам предстоит сложный разговор с Минфином... Мы видим, что ведущие зарубежные космические агентства увеличивают свои бюджеты. Это притом что у них финансирование и так больше, чем наше. Какие-то сопоставимые цифры должны быть. Пусть наш бюджет будет в три-четыре раза меньше, чем у партнёров, но не в 20 раз же. Это просто несерьёзно.

20-летняя бочка – на старт!

Звоню товарищу – он на космодроме Байконур. «Готовим, – говорит, – к полёту старую бочку. Из-за коронавируса вернусь нескоро, стараются специалистов не менять». После секундной паузы сообразил – это о знаменитом модуле «Наука» для российского сегмента МКС. Там есть спальное место для ещё одного члена экипажа и второй санузел! А знаменит модуль тем, что впервые его собирались отправить на орбиту ещё в 2007 году, начали клепать аж в 90-е. Полетит, по последним планам, в апреле 2021-го. И так по большинству планов «Роскосмоса» – сроки сдвигаются вправо.

Конечно, несерьёзно планировать без финансирования и финансировать без планирования... Но тогда на всю страну фантазировать не надо, народ-то радуется, а потом – пшик. Сделал дело – получи орден. Должны быть заказчик и исполнитель. Значит, надо или выбивать финансирование, или верстать планы в стиле «я тебя слепила из того, что было...» в бесконечной борьбе с Минфином.

И ведь Дмитрий Рогозин понимает, что мы уже выжали «досуха» технологии жидкостных реактивных двигателей (ЖРД). Они уже вчера выдали максимум эффективности. Он это неоднократно озвучивал. Выцарапать можно считаные проценты КПД. Метан, керосин или водород – неважно. Гептил, на котором летают «Протоны», – крайне агрессивная субстанция. С ней в будущем лучше не связываться. Рогозин сам подтверждает – нужны новые типы носителей. Но пока слышно только о ядерном буксире «Нуклон», который если и полетит, то совсем не скоро. Слишком много надо решать проблем с безопасностью. Точно знаю, что в бой с энергетическими установками и двигателями на новых физических принципах рвутся вполне себе состоявшиеся учёные. С платформами в виде физических теорий, успешным подтверждением экспериментом. Мы о них писали неоднократно. Их, увы, руководитель «Роскосмоса» в упор не видит. А мог бы заметить, как замечает в «Аргументах недели» тёплые слова в свой адрес.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram